Файл: Миротворческие операции, проводимые Российской армией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области

ГОАУ СПО СО « Екатеринбургский колледж транспортного строительства»

Специальность: 270809 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «Миротворческие операции, проводимые Российской армией».

Выполнил:

студент гр. ПСМ-31 __________/Андронаки Н.П.

проверил: ________/Росляков М.А.

дата: _________

оценка: ________

2013

Оглавление


Оглавление 2

Деятельность российских миротворцев. 3

Первая операция. Молдавия. Приднестровье 7

Грузия. Операция в Южной Осетии 10

Грузия. Операция в Абхазии 13

Приложение 17

Заключение 18

Список литературы 19

Миротворческие операции Организации Объединенных Наций проводятся в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, если меры экономического и политического характера оказались недостаточными и неэффективными. Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил принимает Совет Безопасности ООН. Стратегическое руководство такими силами осуществляет Военно-штабной комитет.

Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Российская Федерация несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. За последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан. Здесь российские военнослужащие успели проявить себя как опытные и высококвалифицированные миротворцы, способные качественно выполнять поставленные задачи.

Деятельность российских миротворцев.


Инициатива в проведении миротворческих операций принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), которая за свою почти 60-летнюю историю постоянно участвовала в разрешении многочисленных споров и конфликтов в различных регионах мира. За последние годы операции по поддержанию мира ООН значительно расширились. Теперь они нередко выходят далеко за рамки традиционной миротворческой деятельности и включают различные виды гуманитарной помощи (доставка продовольствия и грузов, оказание поддержки жертвам военных действий), введение и осуществление различных видов эмбарго, выкуп оружия у местного населения и т.п. В дополнение к военной деятельности многие миротворческие операции в последние годы включают решение гражданских задач: наблюдение за выборами, гуманитарную помощь, контроль за соблюдением прав человека, восстановление инфраструктуры и системы управления и т.п.
В ряде миссий принимают участие достаточно крупные воинские контингенты сил ООН, получившие название «миротворческих сил» (МС), которые с разной степенью эффективности осуществляют операции по поддержанию мира, а в последнее время - и по принуждению к миру.
С 1992 г. Россия также активно включилась в миротворческий процесс на территории СНГ и за его пределами. Российские военнослужащие выполняют миротворческие функции в составе: 1) сил ООН; 2) Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ); 3) самостоятельно.
В частности, в «Актуальных задачах развития Вооруженных Сил Российской Федерации» определены условия использования силовых операций мирного времени.Это:
- выполнение Российской Федерацией союзнических обязательств в соответствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;
- борьба с международным терроризмом, с политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
- осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру в составе коалиций, созданных в рамках международных организаций, в которых Россия состоит или принимает участие на временной основе;
- обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъекта Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
- защита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;
- силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения СБ ООН;
- предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.
Участие России в миротворческих операциях в странах СНГ диктовалось необходимостью скорейшего предотвращения гибели мирного населения, разрушения экономики и стабилизации обстановки. Оно также предотвращало распространение вооруженных конфликтов, контрабанды оружия и наркотиков на территорию РФ, открывало для нее дополнительные возможности позитивного влияния на обстановку в «зонах нестабильности».
Операции по поддержанию мира на территории СНГ осуществляются: I) Коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ) СНГ; 2) миротворческими силами РФ. Коллективные миротворческие силы СНГ впервые были созданы в сентябре 1993 г. для поддержания мира в Таджикистане.
Комплектование органов управления, частей и подразделений осуществляется военнослужащими, проходящими службу в вооруженных силах посылающих их государств по контракту и призыву, на добровольной основе с предварительным отбором. При этом солдаты и сержанты, проходящие службу по призыву, должны иметь срок службы в войсках не менее шести месяцев.
КСПМ в ходе операции выполняют задачи в соответствии с решением Совета глав государств и мандатом в указанных зонах ответственности.
Эти задачи могут включать:
- наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращени огня;
- разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, предотвращение перемещений и столкновений сил сторон;
- создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;
- установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии, проведение по ним расследования;
- контроль местности и действий населения в зонах ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав и свобод человека;
- обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций;
- контроль за обменом военнопленными, оказание гуманитарной помощи гражданскому населению и т.д.
В международно-правовых документах о КСПМ определены принципы их применения. Это беспристрастность и нейтральность; соблюдение законов принимающего государства; уважение обычаев и традиций местного населения; неучастие в боевых действиях; неприменение оружия, кроме как в исключительных случаях.
На конец 1996 г. миротворческих операциях на территории государств - участников СНГ было задействовано: личного состава - около 10 тысяч человек, танков - 168, БТР и БМП -532, артиллерии - 247, вертолетов - 29, автомобилей - 1380. Размещение российских миротворческих сил в 2003 г., их задачи представлены в таблице.






Размещение российских миротворческих сил




Регион

Сроки

Основные задачи

Абхазия

с 1994 г.

Блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и разоружением, охрана военных объектов

Южная Осетия

с 1992 г.

Обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, поддержание безопасности в зоне контроля

Приднестровье

с 1992 г.

Контроль за соблюдением условий перемирия и содействия поддержанию правопорядка в регионе

Сьерра-Леоне

с 2000 г.

Авиационное обеспечение миссии ООН, воздушное сопровождение и прикрытие колонн войск ООН и гуманитарных конвоев







Руководство воинским контингентом миротворческих сил осуществляет Объединенное военное командование МС, в которое входят представители России, Молдовы и Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), на правах наблюдателей также работают украинские офицеры. По совместной договоренности ни один солдат, ни одна единица бронетехники не могут выйти из своего расположения без приказа, подписанного тремя сторонами. В зоне безопасности, протянувшейся вдоль Днестра на 225 км и на 20 км вглубь, действуют более десятка постов. В необходимых случаях при приближении незаконных вооруженных формирований миротворцы по трехстороннему решению имеют право задерживать, преследовать их и применять оружие.
Итог действий миротворцев только за первый пятилетний период: более 12 тыс. обезвреженных взрывоопасных предметов, около 70 тыс. изъятых единиц боеприпасов, несколько десятков автоматов, винтовок, ружей, пистолетов и мин. Благодаря совместным усилиям миротворцев и противостоящих сторон обстановка в зоне безопасности сегодня остается управляемой и контролируемой.
















Первая операция. Молдавия. Приднестровье


    Весной 1992 г. резко обострился конфликт в Приднестровье. С 1989 г. в этом регионе возрастала напряженность между правительством Молдавии (сначала партийно-правительственным руководством Молдавской Советской Социалистической Республикой, а в после 1991 г. правительством независимой Республики Молдова) и местным русскоязычным населением, которое заявило о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (позднее так же переименованной в Приднестровскую Молдавскую Республику). Сепаратистские настроения в Приднестровье поддерживались симпатиями как Москвы, так и расквартированных в регионе частей советской 14-й армии. Ряд неудачных политических ходов обеих сторон привели к эскалации напряженности и вооруженным стычкам начиная с ноября 1990 г., в марте 1992 г. начавшим перерастать в открытые военные действия.  
    7 апреля 1992 г. А. Козырев, выступая в качестве посредника, проводит многостороннюю встречу, пытаясь найти компромиссное решение. Создается смешанная комиссия из представителей правоохранительных органов и напряженность несколько снижается. 
  Открытое вступление 14 армии в конфликт поставило бы молдавские силы на грань прямого военного поражения. Только после возникновения этой угрозы последовало соглашение между Молдавией и Россией «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье» от 23 июля 1992 г. Согласно этому соглашению были созданы трехсторонние миротворческие силы, в которые вошли представители конфликтующих сторон и России. 
    Миротворческие силы включали в себя 12 батальонов, 6 из которых были российские. Российская часть миротворческих сил была направлена в Приднестровье из внутреннего района России — Приволжского военного округа. 
    Была создана зона безопасности длиной 220 и шириной 10-20 км по обе стороны реки Днестр. Руководство миротворческими силами было возложено на “Объединенную контрольную комиссию по урегулированию вооруженного конфликта в приднестровском регионе”, в которую входили по 6 представителей конфликтующих сторон и России. Деятельность российских миротворцев включала в себя минимальный стандартный набор мер по разграничению — разведение конфликтующих стороны в случаях возникновения напряженности, осуществление контроля за складированием оружия, организация постов и застав. Первый руководитель миротворческой операции генерал-полковник Эдуард Воробьев, позднее ставший известным общественности из-за отказа возглавить российские войска в начале военной компании в Чечне, так описывал обстановку во время своего командования: «Первоначально то одна, то другая сторона открывали огонь каждый день. Но быстрая реакция на каждый случай стрельбы, применение эффективных мер расследования и поиска виновных привели к тому, что к середине сентября случаи применения оружия стали единичными». К этому сроку по каждому случаю применения оружия проводилось разбирательство на месте и принимались решения на ежедневных заседаниях комиссии. Дополнительно, миротворческие силы стали проводить изъятие незаконно хранящегося стрелкового оружия, боеприпасов, разминирование плотин, садов, полей. 


    Так совместными усилиями 14 армии и миротворческих сил в городе Дубоссары была ликвидирована группа бандитов, по словам генерала Э.Воробьева, «состоявшая частично из бывших работников правоохранительных органов, частично уголовников. Они провоцировали обе стороны, обстреливая и тех и других». Была проведена тщательно спланированная операция по ликвидации этой группы. После этого обстановка стала значительно спокойнее, а затем окончательно стабилизировалась. 
 Однако достигнутый к концу 1992 г. успех не был использован. Этому во многом мешало возникшее в то время противостояние в Москве. Силы «красно-коричневой» оппозиции в Москве постоянно эксплуатировали тему страданий «брошенных» русских в Приднестровье, депутаты Верховного Совета России открыто заявляли о своей поддержке приднестровских сепаратистов. В этих условиях Россия не могла оказывать многостороннее давление на руководство сепаратистов, жестко настаивая на необходимости признания разумных компромиссов. 
         В 1995 г. генерал А.Лебедь вступает с резкой критикой состояния российской армии и государства. Он получает огромную поддержку в офицерской среде. В числе прочего, А.Лебедь в очередной раз предлагает передать функции миротворческих сил 14 армии, указывая на ее признанную Москвой роль в обеспечении стабильности в регионе и снижение, в случае положительного решения, бюджетных расходов на содержание войск. После долгих дипломатических усилий Москвы и длительной аппаратной борьбы министерство обороны России принимает решение о расформировании 14 армии и смене командования образовавшейся группировкой. Вместе с тем, Москва предпринимает отчаянные усилия передать статус миротворческих сил частям, входившим в состав 14 армии, и вывести части нынешнего российского контингента миротворческих сил к местам постоянной дислокации. Против этого решительно возражает руководство Молдавии, рассматривая эту предложения, как попытку России сохранить военную группировку в Приднестровье, и ссылаясь на неготовность частей 14-й армии к исполнению функций миротворцев. 
    Преодолевая недоверие молдавского руководства, российское министерство обороны приняло решение в ноябре 1995 г. о создании центра по подготовке миротворческих сил в Приднестровье. Предполагается, что осуществление этого решения позволит переобучить военнослужащих бывшей 14 армии и тем или иным способом высвободить подразделения, задействованные сегодня в российском контингенте миротворческих сил. 

   Таким образом, в Молдавии смешанные миротворческие силы были созданы на основе контингентов противоборствующих сторон и России. Основная нагрузка при этом легла на российский контингент миротворческих сил. Миротворческие силы относительно успешно осуществили разделение сторон, не допускали перерастание отдельных стычек в крупномасштабные столкновения, проводили профилактическую работу с местным населением. Однако их участие в обеспечении правопорядка не было систематическим и носило в основном реактивный характер. Полицейские функции, присвоенные себе российской армией, дислоцированной в регионе, осуществлялись вне рамок миротворческой операции, хотя и способствовали ее успеху. 

Грузия. Операция в Южной Осетии


Практически одновременно с приднестровской операцией летом 1992 г. началась миротворческая операция в Южной Осетии. 
    Первые столкновения между осетинами и грузинами во время распада СССР в приграничной с Россией южноосетинской автономии начались зимой 1989-1990 гг.  Осенью 1990 г., после прихода к власти в Грузии первого некоммунистического руководства во главе с З.Гамсахурдия, Верховный Совет автономной области принял ряд решений, направленных на создание независимой республики. 9 декабря 1990 г., несмотря на протесты тбилисского руководства, осетины избирают новый состав Верховного Совета автономии. 11 декабря Верховный Совет Грузии упразднил Югоосетинскую автономную область и принял закон «О чрезвычайном положении». В тот же день в столице автономии городе Цхинвали произошло убийство осетинского милиционера и двух грузин (по словам осетин, сотрудников охраны Председателя грузинского парламента З.Гамсахурдия). На следующий день грузинский парламент принял решение о введении чрезвычайного положения на территории контролируемой властями бывшей автономии. 
    6 января 1991 г., при полном бездействии внутренних войск СССР, находившихся в регионе, в столицу автономии Цхинвали вошли силы грузинской милиции и грузинские добровольцы. Осетинское население оказало сопротивление. После боев с группами осетинских боевиков 26 января 1991 г. грузинские силы оставили город. Вслед за тем, осетинским отрядам постепенно удалось оттеснить грузинские силы на несколько километров от Цхинвали. Весной 1991 г. стало очевидно, что активные боевые действия между осетинскими и грузинскими формированиями закончилась и тактической целю каждой воюющей стороны стало удержание контролируемой территории. 

    С начала конфликта произошел массовый исход осетин из внутренних районов Грузии в Южную и Северную Осетию, несколько десятков осетинских сел было сожжено; грузинские жители Цхинвали и ряда осетинских сел также бежали из зоны конфликта. 
    Основной проблемой в регионе стала криминализация зоны конфликта. При общем снижении числа вооруженных столкновений между этническими формированиями сторон, стали возникать столкновения между отрядами одной этнической группы. Грабежи и бандитизм, ранее направленные только против этнически враждебного населения, после исхода последнего стали направляться против представителей невовлеченных в конфликт местных национальных групп — армян и евреев. Вместе с тем продолжались вылазки и обстрелы контролируемой противником территории и нападения на транспорт на дорогах, сопровождавшиеся убийствами, захватом заложников, с целью получения выкупа либо обмена, и угоном скота. 
    Предпринятая Б.Ельциным и З.Гамсахурдия в марте 1991 г. неудачная попытка урегулирования конфликта, о которой говорилось раннее, никак не изменила ситуацию в регионе. 
    В целях стабилизации обстановки и предотвращения повторной вспышки конфликта 14 июня 1992 г. между Б.Ельциным и новым лидером Грузии Э.Шеварнадзе были заключены так называемые Дагомысские соглашения. Результатом заключенного соглашения предусматривалось создание для решения военных вопросов и поддержания мира в зоне вооруженного конфликта трехсторонних Смешанных сил мира и правопорядка, а для решения административно-хозяйственных и экономических вопросов — Смешанной Контрольной комиссии. 
        Миротворческие силы, по тексту принятых решений, должны были состоять из трех батальонов. Один батальон должен был формироваться из состава грузинских вооруженных сил, один — из состава российских вооруженных сил, и один — из сил, подчиненных правительству российской автономной республики — Северной Осетии, которой доверяли власти Южной Осетии. Миротворческие силы должны были нести совместную, с объединенным штабом и тремя старшими воинским начальниками, службу по поддержанию мира. Предусматривалось, как и в Приднестровье, создание смешанных постов для проверок на дорогах и разоружения населения. 
     В условиях паралича власти в Грузии и Южной Осетии в 1992-1993 гг., создание миротворческих контингентов из бывших боевиков позволило сковать действия противоборствующих групп в регионе. Лучшие из старших воинских начальников миротворческих сил — в прошлом офицеров Советской Армии, часто возвращенных из отставки для командования грузинскими и осетинскими силами — видели свою основную задачу в сдерживании своих подчиненных. Один из них в разговоре с автором просто называл своих бойцов бандитами. Действительно, ни в какой другой миротворческой на территории бывшего СССР не было столько случаев правонарушений со стороны миротворцев, в том числе торговли наркотиками. Виновные в большинстве случаев не несли никакого наказания.