Файл: Психологопедагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с зпр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20 своего поведения. Ребенок не способен регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Так как у детей отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности, то им сложно подчиниться правилам дисциплины, они неспособны к длительным интеллектуальным усилиям. Из-за особенностей познавательной сферы, у детей с ЗПР не сформированы структурные компоненты учебной деятельности. У них отсутствует познавательный интерес, они стремятся быстрее завершить задание, зачастую не доводя его до конца. На протяжении работы они с трудом удерживают словесную инструкцию. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля.
Ребенок не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат.
На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической
литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
1. Развитие словаря имеет свои особенности; следовательно, его формирование зависит от развития представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, внимания, памяти и других психических процессов.
2. Из-за несформированности психических процессов у детей с задержкой психического развития наблюдается бедность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточность употребления слов, несформированность структуры значения слова и т.д.
3. Диагностика словарного запаса должна быть комплексной и дифференцированной, при ее проведении необходимо учесть закономерности формирования лексики в онтогенезе и особенности лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития.

21
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР (НА МАТЕРИАЛЕ
ПРИЗНАКОВОЙ ЛЕКСИКИ)
2.1. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (на
материале признаковой лексики)
Речь дошкольников с задержкой психического развития имеет свои особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционной работе с данной категорией детей [26, с. 60].
У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико- фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи, снижение словарного запаса, у них затруднены процессы словообразования (Е. В. Мальцева, Н. А. Никашина, Р.
Д. Тригер).
Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении.
Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.
Речь детей с ЗПР характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.


22
Для речи детей данной категории характерно:

бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов),

нарушение звукопроизношения,

недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи (стакан вместо кружка, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием),

наличие аграмматизмов,

дефекты артикуляционного аппарата.
Особенности словарного запаса и понимания речи у детей с ЗПР связаны с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Для данных детей характерны следующие особенности словарного запаса:

преобладание пассивного словаря над активным;

ограниченность словарного запаса;

затрудненная его активизация;

неточное, недифференцированное, иногда и неадекватное употребление слов.
В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов- антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (Е. В. Мальцева, 1989) [19, с. 2].

23
Дети с ЗПР крайне ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие свойства и признаки предметов.
Чаще они используют прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.
Так, для описания цвета предметов используются названия основных цветов, а для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) используют слова «большой» – «маленький».
Крайне редко дети используют оценочные прилагательные: все положительные качества
(добрый, храбрый, умный) заменяют словом «хороший», а отрицательные качества (жадный, трусливый) – словом «плохой».
При подборе антонимов дошкольники используют зачастую предложенные же прилагательные с отрицательной частицей «не»: храбрый – нехрабрый (вместо трусливый), веселый – невеселый (вместо грустный).
Дети затрудняются также и в подборе слов-синонимов, причем больше, чем в подборе антонимов. Ими допускаются следующие ошибки:

использование антонимов или слов с частицей «не
1   2   3   4

» вместо синонимов (радостный - печальный);

употребление слов другой части речи (горе – печальный).
Результаты исследования Слеповича Е. С. показали, что «…дети с задержкой психического развития употребляют значительно меньше прилагательных, чем нормально развивающиеся дети» [42, с. 6].
2.2. Методики развития словарного запаса детей дошкольного возраста с
ЗПР на основе признаковой лексики
Проблемы и задачи формирования речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Задачи развития речи занимают особое место в

24 воспитании, так как значение речи в становлении личности ребѐнка очень велико. В дошкольном возрасте ребенок должен так овладеть словарем, чтобы он мог общаться с окружающими его людьми, благополучно учиться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, вследствие этого дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Для развития словарного запаса необходимо постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество
(точность, образность) словаря дошкольника находятся в зависимости от того, насколько полноценным является его общение. Очень важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются возможные трудности понимания и употребления слов ребенком.
В работе, направленной на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста с ЗПР, применяются различные методы:

Наглядные. В качестве наглядных методов могут использоваться наблюдение (например, в подборе антонимов может применяться сравнительное наблюдение) и демонстрация наглядных пособий.

Практические. Ведущим практическим методом является упражнение.

Игровые. Достоинство игровых методов и приѐмов заключается в том, что они вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции.

Словесные. В качестве словесного метода, сочетающегося с наглядными, игровыми и практическими, можно использовать беседу или чтение произведений разного жанра.
Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо ввести разработанный комплекс упражнений в занятия, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также привлечь к сотрудничеству родителей, так как доказано, что успех работы во


25 многом определяется в согласованной целенаправленной работе воспитателей и родителей. Для развития словарного запаса дошкольников в работу включаются различные задания, способствующие развитию внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.
Ниже приведены примеры заданий для развития пассивного и активного словаря на основе признаковой лексики:
1. Упражнение на подбор определений
Цель: активизировать словарный запас посредством прилагательных имен.
Инструкция: «Вот пальто (предъявляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, шерстяное, модное, женское, красивое, коричневого цвета.
А какая (какой, какое)…»
Рубашка
Дом
Яблоко
Лиса
Девочка
Зима
2. Упражнение «Как правильно сказать?»
Цель: учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных.
Инструкция: сравните и закончите предложение. Например, «Осенью холодно, а зимой еще холоднее»
Этот цветок красивый, а тот еще…
Этот дом высокий, а тот еще…
Этот мальчик умный, а этот еще…
Эта девочка хорошая, а та еще…
3. Упражнение «Учим антонимы»

26
Цель: учить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Инструкция: скажите наоборот. Например, грязный – чистый.
Веселый –
Теплый –
Медленный –
Горький –
Печальный –
Короткий –
Узкий –
Чистый –
4. Упражнение «Учим синонимы».
Цель: учить детей подбирать прилагательные с одинаковым значением.
Инструкция: Скажите по-другому. Например, большой – огромный, громадный и т.д.
Веселый –
Печальный –
Маленький –
Большой –
Холодный –
Теплый –
5. Игра «Слова — антонимы».
Цель: учить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Инструкция: подберите противоположное по смыслу прилагательное к данному слову.
Длинная лента — … лента

27
Толстая палка — … палка
Острый карандаш — … карандаш
Веселый мальчик — … мальчик
Высокий дом — … дом
Широкое полотенце — … полотенце
Грязные руки — … руки
Старый человек — … человек
6. Игра «Скажи-ка, чей(чья, чье)?».
Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Инструкция: назови – чей(чья, чье)?
Кошка – кошачья морда, кошачий хвост
Корова – коровья морда, коровий хвост
Собака – собачья морда, собачий хвост
Лошадь – лошадиная морда, лошадиный хвост
Волк – волчья морда, волчий хвост
Белка – беличья морда, беличий хвост
Лиса – лисья морда, лисий хвост
Заяц – заячья морда, заячий хвост
Медведь – медвежья морда, медвежий хвост
Лев – львиная морда, львиный хвост
7. «Найди ошибки Незнайки»
Цель: учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Незнайка называет предложение, в котором одно прилагательное заменено существительным.
Инструкция: Исправьте ошибки и произнесите предложение правильно.
Например, «На улице льѐт (осень) дождь. Какой дождь льѐт на улице?»
Дует теплый (весна) ветер.


28
У причала стоит маленький (река) трамвай.
Наступил первый (зима) день.
Папа купил сыну (воздух) шар.
Дима играет (резина) мячом.
8. Игра «Назови, какой предмет»
Цель: учить детей различать материал и образовывать прилагательные от существительных.
Инструкция: подумай и скажи, какая?
Ваза из стекла (какая?) – стеклянная
Ложка из дерева – деревянная
Кофта из шерсти – шерстяная
Лодка из резины - резиновая
9. Упражнение «Назови правильно листья»
Лист дуба – дубовый, лист берѐзы - …, лист рябины - ... и т. д.
10. «Образование прилагательных от наречий»
Цель: учить детей образовывать прилагательные от наречия.
Инструкция: подумай и скажи – если быстро, то какой?
Быстро – быстрый
Чисто – чистый
Грязно – грязный
Легко – легкий
Тяжело – тяжелый
11. Упражнение «Сравни и закончи предложение»
Цель: учить образовывать сравнительной степени имѐн прилагательных.
Инструкция: посмотрите на картинки, сравните и скажите правильно.
Например, огурец длинный, а банан ещѐ длиннее.

29
Апельсин большой, а арбуз ещѐ …(больше)
Клубника маленькая, а смородина ещѐ …
Дыня сладкая, а арбуз ещѐ …
Персик мягкий, а вишня ещѐ …
Яблоко твѐрдое, а орех ещѐ …
12. Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».
Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.
Инструкция: Найдите предмет по описанию. Например, «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины – найдите это предмет».
13. Игра «Какой лес? »
Цель: развивать словарный запас признаков.
Инструкция: подберите прилагательные к слову «лес» (большой, зелѐный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тѐмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подобрал слово
(прилагательное), тот выиграл.
14. Упражнение «Угадай слово»
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Инструкция: закончите предложение, а затем повторить его полностью.
Дуб большой, а рябина ...
Сосна высокая, а куст ...
Лес тихий, а город …
15. Упражнение «Чей хвост?(Чья лапа? Чьѐ ухо?)»
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

30
Инструкция: назовите – чей хвост (лапа, ухо)? Например, у собаки хвост – собачий хвост. у кита плавник — …, у волка зубы — …, у барсука хвост — …, у белки уши — …, у кошки лапы — …, у льва грива — ….