Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1054

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Активная часть – 10 минут
7.1. Аутогенная тренировка. «Ролевые игры»
8. Подведение итогов – 5 минут
4.
Занятие 4. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.
Продолжительность занятия 90 минут
Структура занятия
1. Вводная часть – 5 минут
1.1.Описание целей и задач занятия
2
. Информационная часть – 10 минут
2.1.Что такое физическая активность?
2.2.Каков уровень физической активности нашего населения?
2.3.Что такое физическая работоспособность?
3. Активная часть – 10 минут
3.1.Оценка физической активности
3.2.Как оценить физическую тренированность?
4. Информационная часть – 15 минут
4.1.Какова цель повышения физической активности?
4.2.Как аэробная физическая активность влияет на здоровье?
4.3.Как избежать осложнений при физических тренировках?
4.4.Как повысить повседневную физическую активность?
ПЕРЕРЫВ – 5 минут
5. Активная часть – 15 минут
5.1.Как одеваться для занятия физкультурой?
5.2.Как контролировать интенсивность физической нагрузки?
6. Информационная часть – 15 минут
6.1.Как построить занятие по повышению ФА?
6.2.Как построить всю программу тренирующих занятий?
6.3.Как оценить эффективность тренирующего воздействия ФА? -
7. Информационная часть – 10 минут
7.1.Каковы основные мотивы повышения ФА в пожилом возрасте?
7.2.Есть ли особенности для лиц с ожирением?
8. Заключение – 5 минут
5.
Занятие 5. КУРЕНИЕ И БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА.
Продолжительность занятия 90 минут
Структура занятия
1. Вводная часть – 5 минут
1.1.Знакомство, представление участников. Описание цели и сценария занятия. Уточнение пожеланий от занятия
2. Активная часть – 10 минут
2.1.Выявление информированности о курении и отношения к курению
3. Информационная часть – 15 минут
308

3.1.Компоненты табачного дыма. Влияние курения на индивидуальное здоровье. Миф о легких сигаретах
4. Активная часть – 15 минут
4.1.Метод опроса: оценка типа курительного поведения и статуса курения
ПЕРЕРЫВ – 5 минут
5. Информационная часть – 10 минут
5.1.Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость. Почему люди курят? Почему курят дети? Почему курят взрослые?
6. Активная часть – 5 минут
6.1.Заполнение вопросника по оценке степени никотиновой зависимости
7. Информационная часть – 10 минут
7.1.Современные методы лечения табакокурения
8. Активная часть – 15 минут
8.1.Оценка степени мотивации и готовности к отказу от курения
9. Подведение итогов – 5 минут
6.
Занятие 6. СТРЕСС И БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА.
Продолжительность занятия 90 минут
Структура занятия
1. Вводная часть – 5 минут
1.1.Знакомство, представление участников. Описание цели и сценария занятия. Уточнение пожеланий слушателей. Ответы на вопросы
2. Информационная часть – 15 минут
2.1.Что такое «стресс». Природа стресса
2.2.Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса
3. Активная часть – 15 минут
3.1.Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера. Оценка. Обсуждение
3.2.Определение стрессового поведения, которое необходимо изменить
3.3.Метод опроса – выявление приоритетных вопросов темы
4. Информационная часть – 15 минут
4.1.Методы преодоления стресса
ПЕРЕРЫВ – 5 минут
5. Активная часть – 15 минут
5.1.Знакомство с методом глубокого дыхания
5.2.Знакомство с методом аутогенной тренировки
6. Информационная часть – 15 минут
6.1.Стресс и вредные привычки (курение и др.). Преодоление стресса, связанного с вредными привычками
6.2.Стресс и алкоголь. Контролируемое потребление алкоголя
6.3
.Десять заповедей преодоления стресса и стрессовых реакций
7. Активная часть – 10 минут
7.1.Вопросы-ответы. Обмен мнениями. Обсуждение
8. Подведение итогов – 5 минут
309


7.
Занятие 7. МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ
АСТМЫ.
КАК ПОВЫСИТЬ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ К ЛЕЧЕНИЮ?
Продолжительность 90 минут
Структура занятия
1. Вводная часть – 10 минут
1.1.Описание цели занятия
1.2.Опрос пациентов о наиболее интересующих их вопросах
2. Информационная часть – 25 минут
2.1.Правовые основы РФ информирования больных. (Зачем нужно информировать пациентов?)
2.2.Цель лечения и контроля артериальной гипертонии
ПЕРЕРЫВ – 5 минут
3. Информационная часть – 25 минут
3.1.Вопросы и ответы

Что определяет эффективность лечения бронхиальной астмы?

Что такое немедикаментозное лечение?

Когда начинать и как долго проводить медикаментозное лечение?

В чем принципы медикаментозной терапии и как выбрать препарат?

Какими побочными эффектами обладают лекарства?

Какие существуют современные лекарства для лечения бронхиальной астмы?

Что такое приверженность к лечению и почему она важна?

Что влияет на приверженность к лечению?

Доврачебная помощь.
4. Активная часть – 15 минут
4.1.Общая дискуссия, обмен мнениями, высказывание пожеланий.
5. Подведение итогов – 5 минут
8.
Занятие 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность занятия 90 минут
Структура занятия
1. Вводная часть – 5 минут
1.1.Описание целей занятия
2. Активная часть – 25 минут
2.1.Проверка знаний и навыков, полученных в Школе
2.2.Заполнение оценочных анкет
3. Круглый стол – 55 минут
3.1.Обмен мнениями об обучении в Школе
3.2.Пожелания на будущее
4. Заключение – 5 минут
310

Анкета пациента с БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
1
.Ф.И.О.:_________________________________________________________
2
.Возраст:______
3
.Адрес, ____________________________________ телефон:___________
4.
Стаж заболевания: впервые возникшая до 3 лет, до5 лет до 10 лет, более __
5.
Сопутстеующая патология:
6
.Профессия
7
.Дошкольно-школьное учреждение: я/с, д/с,школа № класс
8
.Жилищно-бытовые условия: влажность, коллекторы пыли,животные…
9
. Состоите ли на учете по БА? нет, да ( где?_______________)
10
.Наследственность: (+), (-)
11.
Курение: (+), (-)
12
.Факторы вызывающие обострение: физ. нагрузка, эмоц. нагрузка, холодный воздух, изменение погоды, ОРВИ, аллергены :
______________________________________________________
13.
Страдаете ли др. аллергическими заболеваниями (поллиноз, дерматиты, др.)? (+), (-)
14.
Есть ли аллергия (дом.пыль, животные, пыльца, пищевая, лек. средствадр.)?(+),(-)
15.
Частота обострений - за год ________
- за месяц ______
- за неделю ____
16.
Обращение за мед. помощью за год :
-
СМП________
- госпитализации ________
17.
Небулайзерная терапия по СМП: (+), (-)
18.
Эффект: (+),(-)
19.
Занимался ли в АСТМА-школе?
-
(+) назначенная терапия: - ГКС ( инт., неинг.)
- бета- агонисты (__________)
•ДР.(_____________________)
- (-
) чем лечитесь: - ГКС: ___________________________
- бета-агонисты:__________________
-
М-хол.лит.:______________________
- другие:___________________________
20.
Динамика заболевания: (+), (-)
21.Получаете лекарства -бесплатно

покупаете
Вопросы для самоподготовки
1.С какой целью организуются Школы здоровья?
2.Назовите задачи Школ здоровья?
3.В каких учреждениях могут быть организованны Школы здоровья?
4. Какое оптимальное количество обучающихся в группе Школ здоровья?
5.Какая продолжительность занятий рекомендована для обучающихся?
311


6.Кто из медицинского персонала может проводить занятия в Школе здоровья?
7. При каких заболеваниях рекомендовано организовывать Школы здоровья?
Приложение 1
Графологический диктант
Вариант 1
1.Бронхиальная астма.
2.Удушье.
3.
Грудное дыхание.
4.Причины развития бронхиальной астмы.
5.
Факторы, провоцирующие симптомы бронхиальной астмы (внешние факторы).
6.Спирометрия.
Вариант 2
1.Внешнее дыхание.
2.Одышка.
3.
Диафрагмальное дыхание.
4.Симптомы бронхиальной астмы.
5.
Триггеры – факторы, которые приводят к спазму бронха.
6.Пикфлуометрия.
Эталон ответов к графологическому диктанту
Вариант 1
1.Это заболевание инфекционно-аллергической этиологии, которое проявляется приступами экспираторной (на выдохе) одышки. В основе одышки лежит спазм мелких и средних бронхов и набухание их слизистой оболочки.
2.
Это острая нехватка воздуха, которая сопровождается паническим страхом смерти.
3.
Дыхание преимущественно верхних и средних отделов грудной клетки при которых изменяется внутригрудное давление, что ведет к изменению общего и местного кровообращения.
4.
В основе заболевания лежит гиперреактивность (то есть неадекватно сильная реакция, выражающаяся в сужении просвета, избыточной выработке слизи и отеке) бронхов на действие различных раздражителей.
5. Аллергены – запускают аллергическую реакцию на уровне бронхиального дерева: домашняя и библиотечная пыль;продукты питания (чаще всего цитрусовые, орехи, шоколад, рыба, молоко);шерсть животных, перо птиц; плесень;цветочная пыльца;лекарственные препараты (например, аспирин, некоторые антибиотики).
6.Измерение жизненной емкости легких, форсированной емкости легких, а также объема форсированного выдоха за 1секунду.
312

Вариант 2
1.Совокупность физиологических механизмов, обеспечивающих обмен газов между наружным (атмосферным) воздухом и кровью легочных капилляров.
2.
Нарушение частоты и глубины дыхания, сопровождающееся чувством нехватки воздуха.
3.
Дыхание преимущественно нижних отделов легких, способствует отхождению воздуха и жидкости из плевральной полости через дренаж, облегчает работу левого желудочка сердца, усиливает приток крови к правому желудочку, стимулирует функцию желудочно-кишечного тракта, уменьшает застойные явления.
4.
Приступообразный сухой кашель, чаще рано утром или ночью, который может сопровождаться свистящими хрипами в груди. По окончании приступа возможно отделение небольшого количества вязкой желтой мокроты.Одышка с преимущественным затруднением выдоха.Чувство нехватки воздуха.Чувство заложенности в груди.Свист в грудной клетке.
Приступы удушья.
5.Табачный дым;физические нагрузки (например, бег);контакт с бытовой химией (чистящие средства, порошки, парфюмерия);воздействие факторов, загрязняющих окружающую среду (например, выхлопные газы в городах); климатические факторы (сухой климат, холодный воздух);острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ).
6.Измерение пиковой скорости выдоха, то есть максимальной скорости, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время форсированного выдоха после полного вдоха.
Приложение 2
Вопросы для фронтального опроса
1.Что такое бронхиальная астма?
2.Назовите факторы риска бронхиальной астмы?
3.Назовите особенности ухода за пациентами с бронхиальной астмой?
4.Назовите правила пользования карманным ингалятором?
5.Назовите преимущества ингаляций через небулайзер?
6.Курение и его влияние на организм.
7. Назовите методы отказа от табакокурения?
8.Охарактеризуйте звуковую гимнастику при бронхиальной астме?
Приложение 3
Проблемно-ситуационные задачи
Задача № 1
Пациентка К., 34 года, диагноз – инфекционно – аллергическая бронхиальная астма, астматический статус. С детства страдает бронхиальной
313

астмой, обострения редкие. На третьи сутки больная переведена из отделения реанимации в удовлетворительном состоянии.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Задание:
а) Дайте рекомендации по профилактическим мероприятиям пациентке.
б) Назовите факторы риска обострения бронхиальной астмы.
Задача № 2
Пациент 15 лет. Диагноз: хр. бронхит с астматическим компонентом.
Состояние больного удовлетворительное. Жалобы на периодические обострения бронхита с затруднением дыханиям. Больной находится на амбулаторном режиме.
Задание:
а) Назовите факторы риска развития заболевания органов дыхания. б) Дайте рекомендации пациенту по профилактике развития бронхиальной астмы.
Задача № 3
Больная Ф.,34 г. Диагноз: в течение 17 лет страдает бронхиальной астмой.
Перед поступлением в стационар ремиссия в течение 7 мес. Поступила в отделение реанимации в астматическом статусе, на 2-й день переведена в терапевтическое отделение в удовлетворительном состоянии.
Задание:
а) Составьте план беседы по профилактике бронхиальной астмы. б) Дайте рекомендации пациентке при выписке из стационара в связи с данным заболеванием.
Задача № 4
Больной П., 27 лет, находится в терапевтическом отделении с диагнозом: хронический обструктивный бронхит в стадии обострения. Объективно: состояние удовлетворительное. Жалобы на затрудненное дыхание, непродуктивный кашель. Кожные покровы бледные. При аускультации легких выслушиваются сухие свистящие хрипы. Температура 36,8ºС. ЧДД –
22 в мин., ЧСС – 62 уд./мин.
Задание:
а) Определите основные профилактические мероприятия для данного пациента
Задача № 5
Больная И., 14 лет, поступил в стационар с statusastmatikus. После курса интенсивной терапии состояние улучшилось. Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные. На расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. ЧДД – 28 в мин. ЧСС – 96 уд./мин., АД – 100/70 мм рт. ст.
314

Задание:
а) Определите основные профилактические мероприятия для данного пациента.
Приложение № 4
Тестовые задания
Выберите один правильный вариант ответа
1.Для бронхиальной астмы характерны
а) ночные приступы удушья с поверхностным частым дыханием, могут сопровождаться пенистой мокротой б) приступы удушья с затрудненным выдохом, после окончания приступа выделяется стекловидная вязкая мокрота в) ослабленное везикулярное дыхание г) вне приступа в нижних отделах легких выслушиваются мелкопузырчатые незвучные влажные хрипы
2.План обследования больного с бронхообструктивным синдромом в
условиях поликлиники включает
а) общий анализ крови б) спирографию в) общий анализ мокроты +ВК, +АК г) все перечисленное верно
3.Какие клетки принимают основное участие в развитии воспаления
при бронхиальной астме
а) эозинофилы б) тучные клетки в) нейтрофилы г) все перечисленное верно
4.Какие утверждения верны в отношении бронхиальной астмы
а) требует постоянного лечения б) гиперреактивность бронхов является обязательным признаком бронхиальной астмы в) даже в период ремиссии в бронхах имеются признаки воспаления г) все вышеперечисленное
5. Назовите основные клинические проявления бронхиальной астмы
а) приступ удушья б) приступ кашля в) приступ затруднения дыхания г) все перечисленное верно
6.К ингаляционному препарату для купирования приступа
315