Файл: Функции в окружающем мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение


В ходе работы над проектом я проанализировал и изучил литературу и различные Интернет-ресурсы по истории развития функции, применении её в науке и технике. Обзор развития понятия функции приводит к мысли о том, что эволюция ещё далеко не закончена и, вероятно, никогда не закончится, как никогда не закончится и эволюция математики в целом. Новые открытия и запросы естествознания и других наук приведут к новым расширениям понятия функции и других математических понятий.

Изучая и анализируя области применения и взаимосвязь математических функций не только с естественными, но и гуманитарными науками, я решил поставленные задачи и достиг цели проекта.

Я убедился в том, что функция является неотъемлемой частью нашей жизни и наук в целом, так как функциональные зависимости, действительно, существуют во всех сферах жизни человека.

Приложение 1


Первые шаги

Н а заре космической эры никто не знал, как влияет состояние невесомости на человеческий организм и технику. Получить ответы на эти вопросы было необходимо, прежде чем проводить на орбите долговременные эксперименты. Поэтому в 1960 году невесомость начали имитировать во время полетов на учебно-тренировочных МиГ-15. Пилот разгонял самолет и выполнял «горку», а космонавт, находившийся позади него в кабине, учился выполнять в условиях невесомости различные действия — писал в блокноте, пил воду и т. п. Но тесная кабина истребителя не позволяла совершать свободные движения, там нельзя было разместить всю нужную аппаратуру. Вскоре появились специально оборудованные летающие лаборатории Ту-104АК, где во время полетов космонавты учились надевать скафандры, работали на макетах кораблей и орбитальных станций. Именно в этой летающей лаборатории Алексей Леонов учился выходить в открытый космос, там же испытывали работу «лунохода». В 1980-х эстафету приняла специальная модификация транспортного самолета Ил-76К, а в 1990-х — Ил-76МДК (именно на них сейчас проходят подготовку космонавты и астронавты в ЦПК). Таких переоборудованных самолетов всего три, но летает обычно лишь один — остальные два находятся в горячем резерве.

Небесный гигант

Р
азмеры российского Ил-76МДК позволяют без проблем разместить внутри достаточно крупные макеты модулей космической станции.

Обслуживание и конструкция «Небесного Кита»

По внешнему виду самолеты, которые обслуживают ЦПК, — Ил-76МДК 70-го ОИТАПОН (отдельного испытательно-тренировочного авиационного полка особого назначения) им. В.С. Серегина, стоящие на подмосковном аэродроме «Чкаловский», — мало отличаются от обычных транспортников. Тем не менее самолеты эти специальные. Возле одного из них работают техники, занимаясь подготовкой самолета к завтрашнему полету, а Николай Третьяков, заместитель командира 1-й эскадрильи авиаполка по инженерно-авиационной службе (ИАС), объясняет мне основные отличия: «в невесомости, как известно, все жидкости ведут себя совершенно по-другому. Это относится и к топливу, и к маслу, и к гидравлическим жидкостям. Поэтому, для того чтобы обеспечить бесперебойную подачу топлива, самолет оборудован топливными и масляными аккумуляторами. Они снабжают двигатели топливом во время режимов невесомости. Кроме того, во время таких полетов перегрузка достигает двух единиц, что, вообще говоря, не слишком типично для транспортного самолета. Поэтому планер самолета также усилен соответствующим образом».

Безопасность самолёта

Полеты по параболической траектории довольно рискованны, поскольку самолет подвергается большим нагрузкам. В случае какой-либо нештатной ситуации он немедленно переходит в горизонтальный полет, и все участники полета покидают борт с парашютами. Хотя кресел с ремнями безопасности в лабораторном отсеке нет, при взлете и посадке можно использовать откидные сиденья и поручни. 1. Рабочие места инженеров-испытателей. 2. Мягкие маты. 3. Сетка. 4. Вращающееся кресло. 5. Лабораторный отсек.



По трапу мы поднимаемся в самолет, и Николай продолжает экскурсию: «салон тоже специально оборудован. В передней части около кабины пилотов кресла для испытательной бригады — руководителя, инженера по освещению и электропитанию, два рабочих места для врачей. Вот здесь иногда устанавливается вращающееся кресло — для испытаний космонавтов на предельных режимах». За креслами — просторный салон без всяких кресел, пол которого застилают толстые мягкие пенополиуретановые маты. Стены и потолок также покрыты мягким материалом. «Это чтобы в невесомости никто себе синяков не набил, — поясняет Николай. — А вот у самого пола — это система подачи воздуха для подключения скафандров. Иногда здесь ставят и макеты модулей космической станции, на которых космонавты тренируются отрабатывать различные ситуации». Я скептически смотрю на узкую дверь, через которую только что попал внутрь. Николай, перехватив мой взгляд, усмехается: «самолет-то транспортный!» — и ведет меня в заднюю часть салона, где старший авиатехник роман Зверев открывает крышку пульта на стене и нажимает несколько клавиш. С громким гулом в задней части самолета откидывается рампа, открывая широченный «въезд».



"Коньяк"

(Удобный индикатор невесомости у второго пилота — мензурка с глицерином, окрашенным в янтарный цвет.)

В кабине пилотов тесно, и глаза разбегаются от обилия различных шкал, стрелок, кнопок, тумблеров и рычагов. «Приборы и органы управления стандартные, есть только небольшие отличия», — говорит Николай. — Вот эти клапаны управляют топливными и масляными аккумуляторами, да еще перед командиром на пульте расположен тумблер, отключающий речевой информатор, чтобы не паниковал: автопилот здесь стандартный, и он не приучен к таким необычным режимам, как параболический полет». Еще одно отличие — два дополнительных индикатора невесомости: перед командиром и вторым пилотом к пульту прикреплены две мензурки с глицерином (в невесомости воздушный пузырь «всплывает» в центр). В одной мензурке глицерин прозрачный, в другой — янтарного цвета. «Коньяк и водка!» — шутит Николай. На прощание механики рассказывают мне байку о том, как пилот одного из коммерческих рейсов заметил Ил-76МДК, выходивший из режима невесомости, и доложил диспетчеру о «падающем самолете».

Процесс полёта по параболе

« Сказочники! — улыбается один из летчиков, заместитель командира полка Игорь Клименко. — для таких полетов выделяется специальная зона и высоты от шести до десяти тысяч метров при условии отсутствия облачности, и никаких коммерческих рейсов там не может быть в принципе. Обычно мы летаем в районе Плещеева озера, по нему удобно визуально ориентироваться». Полет выполняется по так называемой параболе Кеплера и начинается с горизонтального разгона на высоте примерно 6500 м. Затем самолет делает «горку» — на восходящей части происходит ввод в режим невесомости, при этом перегрузка достигает двух единиц. «Управление осуществляется вручную», — объясняет Игорь, — при этом нагрузка на штурвале составляет примерно 70 кгс. Представьте себе штангу такой массы, только поднимать ее нужно не рывком, а плавно и с ювелирной точностью. Причем необходимо очень тщательно следить за креном и боковым смещением — они должны быть нулевые, иначе тех, кто в салоне, ‘размажет' по стенам». Из-за больших физических нагрузок командир и второй пилот, как правило, выполняют режимы невесомости по очереди.


При достижении угла кабрирования примерно в 50 градусов летчик «отдает» штурвал от себя, вводит самолет в 25−30-секундный режим невесомости и осуществляет контроль по индикатору перегрузки и по упомянутому выше «стаканчику». С высоты примерно 9500 м самолет пикирует и переходит (опять-таки с перегрузкой до двух единиц) в горизонтальный полет. Несколько минут такого полета требуется для того, чтобы выполнить разворот, а также зарядить топливные и масляные аккумуляторы. «Формально разрешается выполнять три режима без ‘перезарядки’, а технически ‘запас прочности’ еще в три раза выше», — говорит Игорь Клименко. — но зачем лишний раз рисковать, если в этом нет никакой необходимости? Безопасность для нас всегда приоритетна». Затем все повторяется — за один полет Ил-76МДК выполняет в среднем десять режимов невесомости.

Список используемой литературы


  1. Виленкин Н. Я. Функции в природе и технике: Книга для внеклассного чтения 9 – 10 кл. – 2 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993.

  2. Е. Канин «Начала в изучении функций», Москва 2005 г., Чистые пруды.

  3. Сивашинский И.Х. «Элементарные функции и графики» «Просвещение»,1965

  4. https://studopedia.info/9-25538.html

  5. https://xn--b1aaibpxdlb1adm.su/second/vse-o.php

  6. https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/

  7. https://www.yaklass.ru/
0>