ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
- Налево, ваше превосходительство, - грубо крикнул с козла кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.
В горнице было тепло, сухо и опрятно…
Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
- Эй, кто там?
Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…
- Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она, - покушать изволите или самовар прикажете?
Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь?
- Так точно. Сама.
- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
- И чистоту люблю, - ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.
- Надежда! «Ты?» —сказал он торопливо.
- Я, Николай Алексеевич, - ответила она.
- Боже мой, боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог
подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
- Вроде этого… Боже мой, как странно!
- Что странно, сударь?
- Но все, все… Как ты не понимаешь!
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
- А где жила потом?
- Долго рассказывать, сударь.
- Замужем… не была?
- Нет, не была.
- Почему? При такой красоте, которую ты имела?
- Не могла я этого сделать.
- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.
Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
— Вот проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.
- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.
И. А. Бунин
Опорные вопросы для анализа текста
1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?
2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?
3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?
4. Что является главной темой произведения?
5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?
Ответ задание 5
В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые «дорогие» переживания. Именно такие «тёмные аллеи» имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу.
Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Отличительной особенностью рассказа Бунина «Темные аллеи» является изображение темы любви, которая представляется автором как трагическое и роковое событие, ушедшее безвозвратно вместе с дорогим, светлым и прекрасным чувством. Любовь в рассказе представляется в образе лакмусовой бумажки, способствующей проверке человеческой личности в отношении силы духа и нравственной чистоты.
Написан рассказ 20 октября 1938 года. Произведение — это небольшое по объёму, занимает около четырёх страниц, но вмещает в себя не одну человеческую жизнь.
Сюжет рассказа прост: встречаются два человека после тридцатилетней разлуки и вновь расстаются, скорее всего уже навсегда. Действие происходит «в холодное осеннее ненастье на одной из больших тульских дорог».
Главные герои – Николай Алексеевич – «стройный старик военный», у него «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами», и Надежда – «чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку».
Прошло много лет с тех пор, когда они в последний раз виделись. Когда-то Николай Алексеевич был дворянином, а Надежда – служанкой. Оба были молоды. Сейчас к ним пришла старость. Теперь он «стройный старик военный, ещё чернобровый, но с белыми усами», она «тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку».
Наконец узнав друг друга, они вспоминают об их любви. Оба признают, что после расставания и Николай Алексеевич, и Надежда на всю жизнь сохранили друг друга в сердце. Надежда так и не вышла замуж за другого. Жена Николая Алексеевича сбежала, сын вырос негодяем. У обоих судьба не сложилась.
Николаю Алексеевичу тяжело вспоминать отношения с Надеждой, потому он скоро уезжает с её двора. Но мысли о ней не покидают его. «Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Тут Николай Алексеевич качает головой. Видимо, мнение света о таком браке он уж не раз представлял…
Сам И. Бунин считает, что любовь не знает социальных различий, но порою жизнь диктует свои условия. Я поддерживаю мнение автора. Порою разница в положении играет решающую роль в отношениях людей.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: «всё проходит, но не всё забывается». В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что «всё проходит». Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую.
Внимательно прочитав рассказ, можно понять позицию автора.
Не оправдывая своего героя в том, что он так безответственно и жестоко поступил с девушкой, писатель пытается объяснить причину расставания влюблённых. По мнению автора, на этот шаг героя рассказа толкнули сословные предрассудки, разница в воспитании и образовании.
Нельзя не согласиться с точкой зрения И. А. Бунина. С одной стороны, различия в социальном уровне часто мешают взаимопониманию людей и созданию крепкой семьи. Но, с другой стороны, бывают исключения.
Построение отношений — сложный и очень тонкий процесс. Необходимо быть терпеливыми и внимательными друг к другу, поддерживая и помогая, прощая какие-то промахи и ошибки. Всему можно научиться, если захотеть. Только так можно создать крепкую семью. От нас самих зависит наше счастье.
Тема рассказа «Тёмные аллеи» И.А.Бунина – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.
В рассказе автор использует цитаты из других текстов, сравнения, метафоры и эпитеты, употребляет пословицы и фразеологизмы.
В рассказе превалируют сложные и осложненные предложения, часто с субъективным порядком следования компонентов.
Фразеологизм «пеняй на себя» повторяется трижды.
«Всё проходит, да не всё забывается» - подобный прием делает более яркой и образной речь персонажей.
Антитеза: «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело».
Николай Алексеевич «ещё чернобровый, но с белыми усами» и бакенбардами (контраст), высокий, стройный; взгляд его «строгий и вместе с тем усталый».
Надежда – «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту»,«женщина, лёгкая на ходу, но полная» (контраст).
Сравнение: «…женщина, похожая на пожилую цыганку…» и т. д.
Употребление метафор: «темные аллеи», «потерянная любовь».
Эпитеты: «холодное осеннее ненастье», «на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями», «тарантас с полуподнятым верхом». В горнице «тепло, сухо и опрятно»; «темноликий мужик»; «история пошлая, обыкновенная»; «темноволосая», «чернобровая», «ещё красивая не по возрасту женщина».
Инверсия: «…никогда я не был счастлив в жизни…», «…не могла я этого сделать…».
В самом рассказе цитата из Библии: «Как о воде протекшей будешь вспоминать» (Книга Иова).
Употребление пословиц: «Мертвых с погоста не носят».
Задание 6
. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет Голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы для письменного анализа:
а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?
б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?
в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.
г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Ответ задание 6
История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село Константиново, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
Стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.
Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который «стережёт голубую Русь», так любимую Есениным.
В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё «петь и звенеть пурге». Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: «тот старый клён головой на меня похож». Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
- Налево, ваше превосходительство, - грубо крикнул с козла кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.
В горнице было тепло, сухо и опрятно…
Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
- Эй, кто там?
Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…
- Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она, - покушать изволите или самовар прикажете?
Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь?
- Так точно. Сама.
- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
- И чистоту люблю, - ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.
- Надежда! «Ты?» —сказал он торопливо.
- Я, Николай Алексеевич, - ответила она.
- Боже мой, боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог
подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
- Вроде этого… Боже мой, как странно!
- Что странно, сударь?
- Но все, все… Как ты не понимаешь!
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
- А где жила потом?
- Долго рассказывать, сударь.
- Замужем… не была?
- Нет, не была.
- Почему? При такой красоте, которую ты имела?
- Не могла я этого сделать.
- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.
Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
— Вот проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.
- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.
И. А. Бунин
Опорные вопросы для анализа текста
1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?
2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?
3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?
4. Что является главной темой произведения?
5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?
Ответ задание 5
В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые «дорогие» переживания. Именно такие «тёмные аллеи» имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу.
Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Отличительной особенностью рассказа Бунина «Темные аллеи» является изображение темы любви, которая представляется автором как трагическое и роковое событие, ушедшее безвозвратно вместе с дорогим, светлым и прекрасным чувством. Любовь в рассказе представляется в образе лакмусовой бумажки, способствующей проверке человеческой личности в отношении силы духа и нравственной чистоты.
Написан рассказ 20 октября 1938 года. Произведение — это небольшое по объёму, занимает около четырёх страниц, но вмещает в себя не одну человеческую жизнь.
Сюжет рассказа прост: встречаются два человека после тридцатилетней разлуки и вновь расстаются, скорее всего уже навсегда. Действие происходит «в холодное осеннее ненастье на одной из больших тульских дорог».
Главные герои – Николай Алексеевич – «стройный старик военный», у него «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами», и Надежда – «чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку».
Прошло много лет с тех пор, когда они в последний раз виделись. Когда-то Николай Алексеевич был дворянином, а Надежда – служанкой. Оба были молоды. Сейчас к ним пришла старость. Теперь он «стройный старик военный, ещё чернобровый, но с белыми усами», она «тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку».
Наконец узнав друг друга, они вспоминают об их любви. Оба признают, что после расставания и Николай Алексеевич, и Надежда на всю жизнь сохранили друг друга в сердце. Надежда так и не вышла замуж за другого. Жена Николая Алексеевича сбежала, сын вырос негодяем. У обоих судьба не сложилась.
Николаю Алексеевичу тяжело вспоминать отношения с Надеждой, потому он скоро уезжает с её двора. Но мысли о ней не покидают его. «Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Тут Николай Алексеевич качает головой. Видимо, мнение света о таком браке он уж не раз представлял…
Сам И. Бунин считает, что любовь не знает социальных различий, но порою жизнь диктует свои условия. Я поддерживаю мнение автора. Порою разница в положении играет решающую роль в отношениях людей.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: «всё проходит, но не всё забывается». В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что «всё проходит». Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую.
Внимательно прочитав рассказ, можно понять позицию автора.
Не оправдывая своего героя в том, что он так безответственно и жестоко поступил с девушкой, писатель пытается объяснить причину расставания влюблённых. По мнению автора, на этот шаг героя рассказа толкнули сословные предрассудки, разница в воспитании и образовании.
Нельзя не согласиться с точкой зрения И. А. Бунина. С одной стороны, различия в социальном уровне часто мешают взаимопониманию людей и созданию крепкой семьи. Но, с другой стороны, бывают исключения.
Построение отношений — сложный и очень тонкий процесс. Необходимо быть терпеливыми и внимательными друг к другу, поддерживая и помогая, прощая какие-то промахи и ошибки. Всему можно научиться, если захотеть. Только так можно создать крепкую семью. От нас самих зависит наше счастье.
Тема рассказа «Тёмные аллеи» И.А.Бунина – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.
В рассказе автор использует цитаты из других текстов, сравнения, метафоры и эпитеты, употребляет пословицы и фразеологизмы.
В рассказе превалируют сложные и осложненные предложения, часто с субъективным порядком следования компонентов.
Фразеологизм «пеняй на себя» повторяется трижды.
«Всё проходит, да не всё забывается» - подобный прием делает более яркой и образной речь персонажей.
Антитеза: «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело».
Николай Алексеевич «ещё чернобровый, но с белыми усами» и бакенбардами (контраст), высокий, стройный; взгляд его «строгий и вместе с тем усталый».
Надежда – «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту»,«женщина, лёгкая на ходу, но полная» (контраст).
Сравнение: «…женщина, похожая на пожилую цыганку…» и т. д.
Употребление метафор: «темные аллеи», «потерянная любовь».
Эпитеты: «холодное осеннее ненастье», «на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями», «тарантас с полуподнятым верхом». В горнице «тепло, сухо и опрятно»; «темноликий мужик»; «история пошлая, обыкновенная»; «темноволосая», «чернобровая», «ещё красивая не по возрасту женщина».
Инверсия: «…никогда я не был счастлив в жизни…», «…не могла я этого сделать…».
В самом рассказе цитата из Библии: «Как о воде протекшей будешь вспоминать» (Книга Иова).
Употребление пословиц: «Мертвых с погоста не носят».
Задание 6
. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет Голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы для письменного анализа:
а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?
б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?
в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.
г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Ответ задание 6
История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село Константиново, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
Стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.
Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который «стережёт голубую Русь», так любимую Есениным.
В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё «петь и звенеть пурге». Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: «тот старый клён головой на меня похож». Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.