Файл: Методическая разработка открытого урока Русско японская война.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая разработка открытого урока

«Русско – японская война»

Цели урока

Образовательные

обеспечить усвоение обучаемыми причин русско-японской войны, ее основных этапов и итогов; локализовать события конфликта на карте; отработать навыки работы с документами, устранить пробелы в знаниях студентов международных отношений на Дальнем Востоке в концеXIX – начале XX века.

Развивающие

развитие умений классифицировать факты и делать обобщающие выводы; умений выделять главные мысли, работать с картой и историческими картинами.

Воспитывающая

воспитание патриотизма на примерах подвигов героев русско-японской войны: С. О. Макаров, В. Ф. Руднев, Р. И. Кондратенко, Н. П. Линевич.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ТСО.

Время проведения:90 минут.

Структура и план урока

I.Организационный этап (1 - 2 мин.)

II.Сообщение темы и целей урока (3 мин.)

III.Актуализация раннее усвоенных знаний, и проверка домашнего задания (15 – 25 мин.)

IV.Восприятие и осмысливание новых знаний

V.Закрепление знаний

VI.Итоги урока

Опережающее задание

Подготовить небольшое сообщение о степени обороноспособности Дальнего Востока (сообщение готовят 2 студента)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Место проведения урока: кабинет истории.

Используемая наглядность: презентация MS Power Point

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, определение отсутствующих).

2. Сообщение темы и целей занятия. < Слайд №1>

На данном этапе урока целесообразно не просто озвучить цели урока, а прибегнуть к постановке целей необычным способом. Например можно задать вопрос связанный с так называемыми “северными территориями”. Обсуждении этого вопроса со студентами вызовет у них интерес, во-первых, а во-вторых, позволит подвести обучаемых к более осмысленному восприятию этого материала.


3. Актуализация знаний усвоенных ранее и проверка домашнего задания. < Слайд №2>

Устный опрос


Какие территории получила Россия по договору 1898 года с Китаем?


Какая территория была предметом спора между Японией и Россией на рубеже XIX –XX веков?


С какой страной в 1884 году был подписан договор о дружбе и торговле?


Какие государства участвовали в подавлении боксерского восстания в Китае?


Кто из представителей власти предлагал мягкие формы экспансии на Дальнем Востоке?


Кто из перечисленных лиц предлагал проводить жесткую внешнюю политику на дальневосточных рубежах России?


Как расшифровывается термин КВЖД?


Какая страна оказалась в начале столетия самым главным конкурентом России на Дальнем Востоке?

Работа с контурными картами (5 человек). См.: приложение № 1.

Письменный опрос (5 человек). См.: приложение № 2.

4. Восприятие и осмысление нового материала.

Слайд № 3 позволяет познакомить учащихся с планом изучения нового материала и приступить непосредственно к новому материалу.

Изучение нового материала

Причины войны.

Силы и планы сторон.

Основные этапы войны.

Итоги русско-японской войны.

< Слайд №4>. Рассказ преподавателя о причинах войны. Следом ориентируем студентов на работу с документом, который есть на слайде. По итогам работы с документом обучаемые могут назвать еще как минимум одну причину войны. Затем группа приходит к пониманию мысли о том, что в развязывании войны виноваты оба государства.

Рассказ преподавателя. На рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала одним из главных направлений внешней политики не только России, Японии, но также и Англии, Франции, Германии и США. Слабеющий Китай и Корея стали объектом не только экономической экспансии этих стран, европейские страны и Япония стали рассматривать Китай и Корею как возможные территориальные приобретения, причем акцент делался, как правило, на военный аспект колонизации. Исключение составляла, пожалуй, только Российская империя, которая хотела получить доступ к

этим территориям исключительно мирным, экономическим путем. Однако история распорядилась иначе. Мирное экономическое проникновение в Китай, в частности строительство КВЖД, аренда Ляодунского полуострова и Порт-Артура, с одной стороны сопровождалось подписанием с Китаем договора, который имел четкую антияпонскую направленность. В свою очередь Япония, которая приступила к строительству империи еще начиная с реформ МЭЙДЗИ, не мыслила империи без полного господства над странами, которые выходят в бассейн Тихого океана. Так что рано или поздно Япония все равно столкнулась бы с Российской империей, которая ни в коей мере не хотела отдавать пальму первенства в освоении Китая и Кореи. Таким образом имперская политика двух государств на корейских и китайских землях стала камнем преткновения и привела к развязыванию войны.

< Слайд №5> Преподаватель вместе со студентами анализирует соотношение военно-морских сил двух государств и их сухопутных армий. Затем заслушивается сообщение о степени обороноспособности Дальнего Востока (см. : приложение № 3). Как вывод приходим к мысли о неготовности России к войне. Озвучивая планы Японии на предстоящую войну, приходим к мысли о возможном театре боевых действий.

Основные этапы войны < слайд №6>

На данном этапе целесообразно записать с детьми основные этапы войны в тетрадь и затем перейти непосредственно к их характеристике. Для анализа первого этапа используем < слайд №7>, с помощью которого можно объяснить сущность морской блокады Порт-Артура и рассказ учителя о подвиге крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец” в корейском порту Чемульпо. Итогом рассмотрения первого этапа может быть вывод учащихся об уничтожении большей части Тихоокеанского флота и возможности переноса боевых действий на сушу.

Материал для учителя: 24 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и одновременно начала военные действия против русских войск, находящихся на территории Китая. Японский военно-морской флот в полном составе вышел в Желтое море для внезапного нападения на русские корабли и обеспечения себе полного превосходства на морском театре военных действий. В ночь на 27 января японские корабли внезапно атаковали русскую эскадру, которая стояла на внешнем рейде, незащищенная со стороны открытого моря. В результате неожиданного удара русская эскадра сразу же потеряла два броненосца “Цесаревич” и “Ротвизан” и крейсер “Паллада”. В этот же день большая группа японских кораблей в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев блокировали в корейском порту Чемульпо русский крейсер “Варяг”, которым командовал капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и канонерскую лодку “Кореец”. Наши корабли сделали попытку прорвать вражескую блокаду, но в скоротечном бою с превосходящими силами противника, повредив два японских крейсера и часть миноносцев, все же не смогли пробить себе дорогу в океан. Не желая сдаваться врагу, крейсер “Варяг” был затоплен экипажем, а канонерская лодка “Кореец” взорвана. Этот героический бой и храбрые действия русских моряков навеки остались в народной памяти.


Для анализа второго этапа используем слайд №8>. Целесообразнее всего совместить эмоциональный рассказ учителя и работу со слайдом. В качестве закрепления можно предложить ребятам сделать вывод об этом этапе самостоятельно. Такая работа нравится ребятам, и они без труда делают вывод.

Рассказ преподавателя. После гибели Макарова случилось то, чего он опасался и против чего боролся: порт-артурскую эскадру постепенно прибрало к своим рукам армейское начальство. Оставшийся в Порт–Артуре флот перешел к пассивной обороне, а к весне 1904 года, по приказу нового коменданта базы А.М. Стесселя, с него сняли даже часть орудий, чтобы укрепить сухопутную линию обороны. В конце апреля – начале мая 1904 г. начались активные боевые действия на суше. Японская армия, превосходившая русскую по численности, подготовке, имевшая возможность использовать резервы, наносила русским войскам поражение за поражением. Героизм солдат, строевых офицеров и отдельных частей не мог изменить хода войны. У стен Порт–Артура была собрана 100-тысячная армия японцев. Под руководством начальника обороны сухопутного фронта Порт–Артура генерала Р.И. Кондратенко защитники крепости за полгода осады отразили 4 штурма. Человек большой личной храбрости, крупный военный специалист, генерал постоянно находился на фортах и в траншеях. Вместе со своим штабом Р.И. Кондратенко погиб при артиллерийском обстреле. Несмотря на то, что возможности обороны крепости, сдерживающей осаду почти восемь месяцев, не были исчерпаны, 20 декабря 1904 г. комендант крепости А.М. Стессель сдал Порт-Артур японцам. Это был первый ощутимо чувствительный удар по престижу России. За сдачу крепости комендант крепости был осужден военным судом на тюремное заключении сроком на 10 лет.

Следующий этап ориентирует учащихся на работу с картой. Для данной работы используем < слайд №9>. Прекрасный метод работы это анализ статистики жертв Мукденского сражения. Цифры натолкнут учащихся о размерах этого сражения и его значении для обоих государств. По желанию учитель может добавить какие-то факты из истории этого сражения, но на этапе рефлексии материала дети должны сделать вывод, о том что продолжать войну стало бесперспективно.

< слайд №10> позволяет перейти к рассмотрению Цусимского сражения. Возможна постановка проблемного вопроса: В чем Вы видите трагедию Цусимского сражения? Для ответа на этот вопрос предложите учащимся карту Цусимского сражения и две исторические картины, которые присутствуют на предложенном < слайде №10>.


Для работы с итогами русско-японской войны используем < слайд 11>. На слайде присутствует карта отчуждаемых территорий и фотография переговоров. Фотография позволяет подвести ребят к осознанию возможных перспектив развития переговоров. Карта позволяет ответить на вопросы, связанные с территориальным размежеванием. В качестве повышения познавательного интереса можно спросит у учащихся: почему С. Ю. Витте называли граф Полусахалинский?. Обязательно стоит остановится на значении войны для последующей истории России.

5. Закрепление материала

На данном этапе работаем с опросником, который представлен на < слайде №12>. Устные ответы на вопросы позволяют студентам показать уровень усвоения, а преподавателю - пробелы в усвоении данной темы. Если позволяет время можно предложить студентам работу с карточкой: найди ошибки в тексте (см.: приложение № 4).

6. Подведение итогов

7. Домашнее задание

На дом выносим материал учебного пособия по данной тематике. Слабеньким детям можно дать возможность сделать карточку дома, более сильным дать задание посложнее. Например “Найдите географические объекты в Приморском крае (улицы, название городов и ПГТ, памятники), которые названы в честь героев русско-японской войны”

Приложение № 3

Материал сообщения. Накануне войны с Японией обороноспособность дальневосточных рубежей России была крайне низкой. Из-за незаконченности строительства основных магистралей, нехватки подвижного железнодорожного состава пропускная способность Транссиба и КВЖД была невелика. Не более 8 военных эшелонов в сутки. Время доставки грузов из центральной России доходило до 50 суток. Если подсчитать время переброски армии необходимой для ведения войны с Японией требовалось порядка нескольких месяцев. К тому же тыл русской армии дезорганизовывали хунхузы – вооруженные китайские банды. Тихоокеанский флот был разбит на две эскадры, причем первая находилась в районе Тихого океана, вторая в районе Балтийского моря, первая в свою очередь была поделена на 2 группы. Одна из них находилась в Порт-Артуре, вторая группа во Владивостоке. Вместо достройки крепости Владивосток, деньги были пущены на укрепление Порт-Артура, что в итоге вылилось в распыление средств и обе крепости оказались не готовы к войне. Тем не менее командующий сухопутными войсками А. Н. Куропаткин утверждал, что русский Дальний Восток превращен в нерушимый Карфаген. Ошибочность данного суждения обошлась Российскому солдату очень дорого.