Файл: Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебно-познавательной компетенции считаю, что:

- Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при выполнении нестандартных, занимательных заданий, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини - исследований на основе изучения материала.

- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, знания не сообщаю в готовом виде. Побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
(Слайд 11)
При формировании информационной компетенции нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает прежде всего сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Перечень умений, входящих в состав общей информационной компетенции:
   Информационный блок:

 поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;

 представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;

 выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.

   Блок компьютерной и информационной техники:


 объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;

 выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;

 обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

   Блок операционной системы:

-  настройка пользовательского интерфейса Windows;

-  работа с файлами;

- знание основных команд;

- использование стандартных программ Windows.

  Блок прикладных программ:

- создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;

- построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;

- поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;

- создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point.

Для проведения уроков создаю учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам ("Алгоритмы", "Электронные таблицы", "Введение в Интернет", "Текстовый редактор", "Основные устройства компьютера" и др.).

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов". Тема проектная деятельность является моей темой самообразования.

Какие результаты вижу в ходе выполнения проектов:

1.Формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство);

  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;

  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

  • Умение работать в группе, в команде;

  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу

, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Использование Интернет-ресурсов.

Данный способ деятельности использую не только при изучении темы «Сети. Интернет», но и для поиска информации при подготовке информационных работ, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий и т.п. Таким образом, приобщение учащихся к такому полисистемному образовательному пространству, как глобальная сеть Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их более культороемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию ребенка в современном информационном обществе.

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов обращаю на формирование этического отношения к информации, овладение знаниями об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.
(Слайд 12)
При формировании коммуникативной компетенции использую следующие методы и приемы:

• Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)


• Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

• Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

• Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)

• Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

• Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

• Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) (слайд 12).

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

• коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),

• информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

• учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.),

• общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Таким образом, организовав деятельность на уроке (серии уроков), разнообразив внеклассную деятельность учитель информатики может способствовать более целенаправленному формированию компетенции учащихся, учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью:

  • успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);

  • подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

  • жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.



Выводы:

  • формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний);

  • знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе;

  • важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности;

  • знания являются базой компетентности человека.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда,сегодня устарела.

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда»

Приложение

Пример урока по информатике с использованием компетентностного подхода.
Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Простые запросы в БД Microsoft Access"

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Цель урока:

Обучающие:

Способствовать выработке у учащихся навыков и умений выполнения запросов в БД Microsoft Access.

Развивающие:

развитие у учащихся учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, ценностно-смысловой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования;

формирование у учащихся грамотной речи в области информатики.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры.

Задачи.

Провести проверочную работу для определения уровня усвоения учащимися материала по теме "База данных".

Выполнить с учащимися практическую работу на компьютерах по выполнению запросов в БД Microsoft Access.

Этапы урока.

Организационный момент (2 минуты).

Актуализация опорных знаний (2 минуты).

Проверочная работа (15 минут).

Изучение нового материала (5 минут)

Практическая работа (17 минут).

Домашнее задание (2 минуты).

Подведение итогов урока (2 минуты).

Дидактические материалы и оборудование: учебник по информатике для 7-9 классов И. Семакин и др., ПК, мультимедийная доска, проектор, раздаточный материал.