Жужани не имели этнической общности. Они сформировались на основе «общности судьбы». Т.е. это были люди, которые в той или иной степени покинули свою среду. 50-х годах IV в. Некто Мугулюй (Югюлюй), бывший раб, служивший в сяньбийской коннице, был осужден на смерть. Ему удалось бежать в горы, и около него собралось около сотни подобных ему беглецов. Беглецы нашли возможность договориться с соседними кочевниками и жили совместно с ними. Преемник Мугулюя, Гюйлюхой, установил отношения с тобасскими ханами и выплачивал им ежегодную дань лошадьми, соболями и куницами. Его орда получила название Жужань. Жужани кочевали по всей Халхе до Хингана, а ханская ставка их располагалась у Хангая. Под именем жужаней (жоужаней, жуань-жуаней) известны кочевники, обитавшие на территории позднейшей Монголии во второй половине IV в. ив начале V в. и завладевшие обширным пространством от гор Тянь-Шаня и Карашара (в современном Синьцзяне) на западе до Великой Китайской стены и Хинганского хребта на востоке Крайне низкий и даже примитивный уровень жизни. Письменности жужани не знали и в качестве орудия счета использовали деревянные бирки с засечками или… овечий помет. Придворный историк китайской династии Северная Вэй сообщает, что господствующее племя представляло собой ветвь сяньби — древнемонгольских племен, кочевавших по территории Внутренней Монголии. За счет чего жили Основной силой Жужаньского каганата было умение держать в подчинении завоеванные народы. Непосильный гнет приводил к мятежам, которые жестоко подавлялись завоевателями. Чтобы избежать массовых восстаний, жужани придумали новый и очень действенный способ закабаления людей. Он состоял в том, чтобы сделать из человека бессловесного манкурта.