Файл: Отчет по производственной (ознакомительной) практике по направлению 27. 04. 02 Управление качеством, направленность (профиль).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т.Ф.ГОРБАЧЕВА»


Кафедра «Металлорежущие станки и инструменты»

(МСиИ)

ОТЧЕТ

по производственной (ознакомительной) практике

по направлению 27.04.02 «Управление качеством, направленность (профиль)»

профилю «Управление качеством в производ­ственных системах»


Выполнила студентка группы УКб-221

Мершина А.Н.

Руководитель практики:

Короткова Л.П.

Дата сдачи отчета: «___»_____________2023 г.

Дата защиты отчета: «___»____________2023 г.

Оценка:_______________

Руководитель практики от ВУЗа____________________

Кемерово, 2022





СОДЕРЖАНИЕ


1.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ АО «РАЗРЕЗ БЕРЕЗОВСКИЙ» 3

1.1. Система менеджмента качества, основные положения и требования 3

1.2. Требования ИСО 9001-2015 к документации системы менеджмента качества и её структуре 7

1.3. Общие требования и структура документированной процедуры 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20


  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ АО «РАЗРЕЗ БЕРЕЗОВСКИЙ»



1.1. Система менеджмента качества, основные положения и требования



Обобщая различные определения, разработанные ISO (International Organization for Standardization), можно сказать, что Система менеджмента качества (СМК) – это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Данная система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними [1].

Цель СМК: обеспечение документированной системы, разрешающей контролировать исполнение работ, оказание услуги, изготовление продукции.


Выгоды:

- устанавливает обязанности, ответственность, взаимосвязь;

- обеспечивает, чтобы деятельность отвечала определенным требованиям;

- способствует созданию репутации на рыночной основе через удовлетворенность клиентов;

- обеспечивает, чтобы все несоответствия – промахи, жалобы, некачественная продукция были немедленно определены и обозначены, проконтролированы и допущены с хорошо управляемой обратной связью;

- обеспечивает информацию для организации;

- помогает работникам гордиться своим трудом;

- способствует усовершенствованию производственных отношений через взаимосвязь, а также вклад и кооперацию между отделами;

- предоставляет информацию для анализа о деятельности (услуге, продукте) через обратную связь;

- контролирует изменения деятельности (услуги, продукта);

- обозначает и контролирует необходимость в подготовке;

- снабжает записями для подтверждения уровня эффективности системы качества и достижений деятельности (услуги, продукции), а также для поддержки при предъявлении претензий по поводу качества продукции [2].

Система менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001-2015 – это «грамотная технология управления» бизнес-структурой. Она предполагает нормативное упорядочение производственных процессов в организации с целью их оптимизации. Когда качество продукции соответствует международным критериям, повышается ее конкурентоспособность, растет общая эффективность бизнеса. Введение СМК в любой организации – многоэтапный процесс. Он представляет собой, во-первых, разработку комплекса документации, регламентирующей все производственные процессы, а во-вторых, четкое обязательное соблюдение предписанных норм на практике.

В основе СМК находятся принципы менеджмента качества, положения процессного подхода, риск-ориентированного менеджмента и цикл Деминга, на основе которого должны быть построены как процессы, так и система в целом.

Основные принципы СМК:

- ориентация на потребителя;

- лидерство;

- взаимодействие работников;

- процессный подход;

- улучшение;

- принятие решений, основанных на фактах;

- менеджмент взаимоотношений.

СМК состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных процессов, подвергаемых измерению, мониторингу, анализу и управлению с целью обеспечения постоянного повышения качества, как отдельных процессов, так и системы менеджмента качества в общем.



Управление СМК позволяет ликвидировать несоответствия продукции и предоставляемых услуг, обнаруженных в ходе выполнения процессов и корректирующих и предупреждающих действий, и предотвратить появление этих несоответствий в будущем. На рис. 1 представлена структура СМК в самом простом её понимании и выглядит она как взаимосвязь элементов системы, в которую входят: организация, ресурсы, документы, процессы.



Рисунок 1 – Упрощенная схема СМК
По трактовке ИСО, организация — это группа сотрудников и определенных ресурсов с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. В итоге, под организацией понимается совокупность всех частей организационной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также сотрудники, отвечающие за качество. Документ – информация, размещенная на соответствующем носителе, может включать в себя текстовую информацию, а также схемы и графики. Ресурсы СМК – это ресурсы, которые обеспечивают менеджмент качества (людские, временные и т.п.). Процесс – система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, которые преобразуют «входы» в «выходы». При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» из других процессов. Процессы на предприятии, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности той или иной деятельности. Термин процедуры имеет весомое значение в СМК. Процедура – это определенный метод осуществления деятельности или процесса. Можно сказать, что процедурой может называться процесс или совокупность процессов; а также – это документ, описывающий самый верный способ выполнения процесса [1].

Любая деятельность организации основана как совокупность взаимосвязанных процессов, преобразующих вход в выход. В основе модели и каждого процесса лежит цикл PDCA (цикл Деминга), он представлен на рис. 2.




Рисунок 2 – Цикл Деминга
Одного определенного перечня документов, обязательных к разработке и исполнению, международный стандарт ИСО 9001-2015 не содержит. Он выдвигает требование стандартизировать бизнес-процессы, документировать СМК и исполнять выработанные нормы на практике. Каждая конкретная организация обладает специфическими особенностями, определенными документами и большим количеством нюансов, поэтому систематизация процессов, внедрение компетентного менеджмента и последующая сертификация требует значительной исследовательской работы и больших усилий персонала проведения множества аудитов [4].


Общий объем оригинала ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» на английском языке составляет 29 страниц. Требования к СМК, внедряемые на организации прописаны в параграфах 4 - 10. Стандарт имеет определенную структуру: Введение. Область применения. Нормативные ссылки. Термины и определения. Окружение организации. Лидерство. Планирование. Обеспечение. Процессы. Проведение оценки. Улучшение. Эта структура является общей для всех нормативов на системы менеджмента ИСО. Но, в соответствии с прописанной в ИСО политикой организации, текст внутри разделов может отличаться, если нужно добавить в систему менеджмента специфику конкретного предмета, которому посвящен стандарт. Требования к системе менеджмента качества ИСО 9001 выстроены в иерархическом порядке: сначала самые общие, затем более частные, которые уточняют и дополняют впередиидущие. Стандарт начинается с самого важного требования, по отношению к которому, остальные являются уточняющими и вторичными.

1.2. Требования ИСО 9001-2015 к документации системы менеджмента качества и её структуре



Система менеджмента качества – это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг, с помощью определенной документации [5].


Структура взаимосвязи документов системы менеджмента качества чаще всего является иерархической. Подобная структура способствует внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и лучшему пониманию сотрудниками требований к документации системы менеджмента качества. На рис. 3 представлена типовая структура взаимодействия документов системы менеджмента качества. Разработка уровней структуры документов зависит от особенностей организации.
Рисунок 3 – Структура взаимодействия документов СМК
Примечание:

Уровень А описывает систему менеджмента качества в соответствии с заявленными политикой и целями в области качества.

Уровень B описывает взаимосвязанные процессы и деятельность, необходимую для совершенствования системы менеджмента качества.

Уровень С содержит подробные рабочие документы и инструкции.

Число уровней иерархической структуры устанавливают в соответствии с потребностями и размерами организации.


В общем случае документ системы менеджмента качества должен содержать в себе:

- цель;

- область применения;

- термины и определения;

- ответственность, полномочия;

- описание процессов (деятельностей);

- нормативы, инструкции и т.п.;

- документацию;

- актуализацию (замена, порядок внесения изменений и т.п.).

Степень документирования системы менеджмента качества организации может различаться в зависимости от множества факторов: размера и видов деятельности организации, сложности процессов и форм их взаимодействия и компетентности сотрудников [6].

Документация СМК должна обеспечивать:

- системность – документация должна быть структурированной с указанием определенных взаимосвязей между документами;

- функциональную полноту – документация должна отражать все аспекты деятельности в системе качества и содержать полную информацию обо всех процессах и процедурах;

- адекватность – соответствие реальным требованиям стандартов ИСО серии 9000;

- идентифицируемость – каждый лист документации должен быть однозначно определен к отдельному документу, а документ – к определенной части системы;

- адресность – каждый документ должен быть направлен конкретному исполнителю;

- простота – текст документа должен быть краток и точен, однозначен и понятен для исполнителя;

- актуализация – все изменения должны своевременно отражаться в каждом документе.

Под документированием системы качества понимается обоснование и разработка документов системы качества. Наличие системы качества и её соответствие определённым требованиям могут быть доказаны лишь в том случае, если она представлена в документированном виде.

Соответствующая документация системы качества необходима для решения следующих важнейших задач: достижения требуемого качества, оценки системы качества, улучшения качества, поддержания улучшений.

Создаваемая документация системы качества должна отвечать целому ряду строгих требований (рис. 4). К числу основных из них относятся следующие:

- обеспечение поддержки результативного и эффективного выполнения процессов;

- обеспечение полноты управления организацией и работоспособность СМК;

- соответствие законодательным и нормативным требованиям;

- соответствие ожиданиям и потребностям потребителей и заинтересованных сторон;