Файл: Крещение Руси причины, этапы и последствия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Институт: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Кафедра: Педагогика и психология

Реферат

По дисциплине «История (история России, всеобщая история)».

На тему:« «Крещение Руси (причины, этапы и последствия».

Выполнил студент: 1 курса, ВГСНб-П02-22-1

Ф.И.О: Кравчук Виталий Вячеславович

Руководитель:  Нетужилов К.Е.

Санкт-Петербург

2022

Оглавление

1. Введение

2. Предпосылки становления христианства на Руси

3. Причины принятия восточного христианства

4. Ход крещения Руси

5. Сопротивление новой вере в Киевской Руси

6. Последствия Крещения Руси

7. Культурные последствия

8. Политические последствия

9. Заключение

Введение.

В данной работе мне бы хотелось изложить суть такого явления в истории российского государства как Крещение Руси.

До сих пор историки не могут остановиться на одном мнении о времени и месте крещения. Сколько версий существует о том, когда же началась история христианства на Руси. Чтобы рассмотреть эти вопросы главным источником для написания является «Повесть временных лет».

Поэтому задачами этой работы является анализ причин принятия христианства, хода христианизации Руси, а так же исследование роли и значении христианизации для дальнейшего хода Российской истории.

Так же необходимо отметить актуальность выбранной темы: христианизация Руси является событием, значение которого трудно недооценить. Она очень важна, так как выбор веры во многом определил стратегию развития Русского государства на многие века и отголоски того события мы ощущаем и сейчас. Крещение Руси стало поворотным пунктом в истории страны.

В этой работе будет рассматриваться только начальный период становления христианства на Руси, связанный с деятельностью непосредственно самого князя Владимира.

На основе всего вышесказанного можно отметить, что целью данной работы является изучение такого явления в русской истории, как Крещение Руси и рассмотрение его причин и последствий.

Предпосылки становления христианства на Руси

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение, имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д.).


До крещения Русь проявляла большой интерес к исламу, к иудаизму, распространённым в соседних странах.

Христианство - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Христианство принимали воины, купцы, имевшие возможность познакомиться с новым вероучением. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Константинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II.

Приняв христианскую православную веру, князь Владимир решился обратить Русь в христианство. Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ведь для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическими духовным потребностям государства.



В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора.

Причины принятия восточного христианства

Сам культурно-исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной «предрасположенностью» древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.

Летопись не содержит убедительной мотивации именно этого решения. Очевидно, в глубине осуществленного Русью культурно-исторического выбора заключено несколько разных, хотя и тесно связанных причин принятия нужного на том этапе для Руси решения.

Причина № 1; На первом плане мотивации была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития Несомненно, что во всех отношениях Константинополь как культурно-политический и духовно-религиозный центр был для Руси ближе, чем Иерусалим или Рим. События, происходившие в Византии, были достовернее, понятнее, верхушке древнерусского общества, нежели те, что имели место у римлян или арабов.

Причина № 2; Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, но и в известном смысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример, образец, эталон оптимального общественного устройства - централизованного, иерархичного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Крещение могло сознаваться в этом смысле как акт культурно-исторического "выравнивания".


Причина № 3; Из летописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князя Владимира от христианства в его западном варианте (будущее католичество). Если судить по тексту «Повести временных лет» посланцы папы римского старательно доказывали минимальность своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, не задавая лишних вопросов, отослал папских гонцов назад. Можно предположить, что выбор восточного христианства опирался на религиозно-культурный опыт предков, действительно был освящен заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. В этом отношении древнерусская народность, еще только складывавшаяся в Х в., была в этнокультурном отношении близка восточным народам с их установкой на преимущественный традиционализм. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры должно было опираться - хотя бы условно и частично - на традицию, на имеющийся социокультурный опыт.

Причина № 4; Предпочтение восточной ветви христианства было связано также и с факторами культурно-политического характера. Принятие западной ветви христианства означало для Руси признание над собой власти папы. Подобная религиозно-духовная или государственно-политическая зависимость не устраивала древнерусских князей с их естественным стремлением к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению и не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению.

Таким образом, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила идеальную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.


Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Ход крещения Руси

Первым этапом крещения стало Крещение киевлян. Прежде всего, князь Владимир крестил своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

Владимир вышел с попами на Днепр, «и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. Люди же, крестившись, расходились по домам». Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.

Вторым этапом стало повсеместное крещение Киевской Руси.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений