Файл: Практические задания по дисциплине Психология безопасности Задание Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 653

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ (часть 1/1)





Группа 22П1715в


Студент




Наталья Леонидовна Волкова















МОСКВА 2023
Практические задания по дисциплине «Психология безопасности»

Задание 1. Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).

На основе классификации всех психических процессов составить и обосновать перечень наиболее значимых для психологической безопасности познавательных и эмоционально-волевых процессов.
Ответ:1

1.1

Понятие психического процесса

Краткая характеристика понятия

Познавательные психические процессы

Ощущение

отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.


Восприятие

(перцепция) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.


Мышление

психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Например: высший этап обработки информациичеловеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.


Сознание

представление субъекта о мире и о своём месте в нём, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности. Сознание является формой психической активности и элементом высшей нервной деятельности, основа которой — головной мозг.

Внимание

это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Память

запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли

Воображение

Л.С. Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.

С.Л. Рубинштейн пишет: “Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.

Согласно Е.И. Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.

А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.


Речь

исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией.

Эмоциональные психические процессы

Эмоции

 психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Чувства

эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектовэмоций и настроений.

Аффекты

 эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, часто сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоцийчувств и настроений.

Стресс

совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Волевые психические процессы

Борьба мотивов

стечение обстоятельств, при котором у человека наряду с одним каким-нибудь желанием или влечением, отличающимся значительной силой и стремящимся перейти в действие, возникают другие желания, противоположные первому, затрудняющие его осуществление (например, столкновение между чувством долга и любовью к близким, между желанием достигнуть какой-либо цели и страхом перед опасностью и т. д.).

Принятие решения

область исследования, вовлекающая понятия и методы математикистатистикиэкономикименеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения проблем и задач, а также способов достижения желаемого результата

Постановка цели

процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи (целеполагание).



 1.2 Наиболее значимые для психологической безопасности2:

Эмоции

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.
Аффект

Аффекты- сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Особенности аффекта:

а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Стресс

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.
Чувства

Чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

Чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направлении его личности.

Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.)
Воля

Человек – это бездушный механизм, до тех пор, пока в его действиях не появится воля, нечто наиболее тесным образом связанное с человеческой самостью, его духовным началом.

«Воля, способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Воля - специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен».



Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (акт выбора).

Задание 2. Подберите диагностический материал для изучения акцентуаций характера.
Акцентуация характера — это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы. У некоторых людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.
Ответ:
Комплект методик для изучения акцентуаций характера:

- Тест акцентуации характера: характерологический опросник К. Леонгарда;

- Патохарактерологический опросник для подростков (14-18 лет) – А.Е. Личко;

- Опросник черт характера, ОЧХ-В - переработка опросника Шмишека, сделанная В. Русаловым и О. Маноловой;

- Тест Акцентуации личности (9 из 72), предложен известным популяризатором практической психологии Николаем Ивановичем Козловым. Тест выявляет девять акцентуаций личности, которые кратко, но ярко описаны в характерном авторском стиле.

- Методика аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам, разработана на основе Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) А. Е. Личко.
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК3

(опросник К. Леонгарда)
Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая — о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования.


Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет — знак «-» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".
ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение.

2. Вы чувствительны к оскорблениям.

3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

5. В детстве Вы были таким же смелым, как все ваши сверстники.

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании.

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.

9. Вы серьезный человек.

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.

11. Предприимчивы ли Вы.

12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидит.

13. Мягкосердечны ли Вы.

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников.

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте).

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок.

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств.

19. Любят ли Вас ваши знакомые.

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.

21. У Вас часто несколько подавленное настроение.

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв.

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте.

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы.

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу.

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, и Вы сразу же стараетесь поправить их.

27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме.

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причины.

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии.


30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев.

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым.

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас.

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле.

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений.

36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью.

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают.

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться.

39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.

40. Общительны ли Вы.

41. В школе Вы охотно декламировали стихи.

42. Убегали ли Вы в детстве из дома.

43. Кажется ли Вам жизнь трудной.

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым.

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора.

46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-либо обидел.

47. Вы очень любите животных.

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное.

50. Считаете ли Вы, что ваше настроение очень изменчиво.

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей.

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит.

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий.

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях.

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.