Файл: Практические задания по дисциплине Психология безопасности Задание Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 655

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте.

62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов.

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям.

64. Бывают ли у Вас головные боли.

65. Вы часто смеетесь.

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете.

67. Вы подвижный человек.

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом.

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери.

71. Вы очень боязливы.

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя.

73. В Вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности.

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.

75. Часто ли Вас тянет путешествовать.

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.

77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании.

78. Долго ли Вы переживаете обиду.

79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей.

80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу.

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью.

82. Часто ли Вы видите страшные сны.

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна.

84. В веселой компании Вы обычно веселы.

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь.

87. В беседе Вы скудны на слова.

88. Если Вас необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра.

Обработка и интерпретация результатов
Результаты оцениваются по 10 характерологическим шкалам.

  1. Подсчитайте количество ответов «да» и количество ответов «нет» по каждой шкале, с помощью ниже приведенного ключа. Каждое совпадение с ключом равно 1 баллу. Максимальная сумма баллов равна 24. Учитывая неоднозначную количественную представленность исследуемых шкал вводится коэффициент выравнивания. Вследствие чего сумма полученных «сырых» баллов умножается на дифференцированный коэффициент.

Так, при 8-ми утверждениях в шкале полученный результат умножается на 3, при 12 –на 2, при 4 –на 6.

КЛЮЧ

1. Г-1 Гипертимы х3 (умножить значение шкалы на 3)

+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

-: нет

2. Г-2 Возбудимые х2

+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

-: 12, 46, 59

3. Г-3 Эмотивные х3

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79

-: 25

4. Г-4 Педантичные х2

+ : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

-: 36

5. Г-5 Тревожные х3

+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

-: 5

6. Г-6 Циклотимные х3

+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

-: нет

7. Г-7 Демонстративные х2

+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

-: нет

8. Г-8 Неуравновешенные х3

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

-: нет

9. Г-9 Дистимные х3

+: 9, 21, 43, 75, 87

-: 31, 53, 65

10. Г-10 Экзальтированные х6

+: 10, 32, 54, 76

-: нет


2. Чаще всего руководствуются положение о том, что если суммарный результат больше 12 баллов, то это дает основание говорить о наличии акцентуации по той или иной шкале.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТИПОВ

АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

ПО К. ЛЕОНГАРДУ
ГИПЕРТИМНЫЕ. Группа характеризуется повышенной склонностью к повышенному настроению, с выраженной направленностью к активизации в различных сферах деятельности, многообразием интересов к высокой психической и физической выносливости. При этом может превалировать либо компонент собственно хорошего настроения с относительно умеренной активностью, либо может быть утрирована именно сама активность без существенной эмоции. Пока деятельность таких личностей остается продуктивной и направленной на общественно полезные цели, адаптация их весьма совершенна.



РИГИДНЫЕ. Группа с тенденцией к повышенной устойчивости аффективно окрашенных переживаний. В поведении это проявляется в акцентированном стремлении к повышению значимости, честолюбии, целеустремленности, чувствительности по отношению к несправедливости.

Там, где личность с сочетанием таких черт находит благоприятные условия для реализации связанных с ними потребностей, адаптация полноценна, и индивидуум может быть полезным членом общества.

В противном случае, а также при чрезмерной выраженности ригидности, наблюдается болезненная обидчивость, склонность к преувеличению собственных способностей и объяснение неудач неблагожелательностью окружающих, подозрительность, постоянное предположение о возможности ущемления каких-либо прав. Все это в силу высокой социальной экстраверсии является только социально приемлемыми путями или реализуется в ближайшем окружении. Можно предположить, что ригидность сочетается у таких людей с чертами демонстративности.

ЭМОТИВНЫЕ. Группа характеризуется как эффективно лабильная, склонная к очень сильным переживаниям, постоянно находится под властью глубокого впечатления от пережитого.

ПЕДАНТИЧНЫЕ. Группа характеризуется чертами такого характер, которые обращают на себя внимание в ситуациях, связанных с ответственностью и тщательностью. При необходимости работать в условиях недостаточной информации, необходимости ограничиться приблизительными результатами в ущерб деталям «сверхточные личности» будут находиться в состоянии постоянной фрустрации.

С другой стороны, чрезмерная выраженность этих черт может привести к неудовлетворительной адаптации и в менее специфических условиях, поскольку сопровождается снижением способности действовать спонтанно, сообразно эмоциям и настроению, в связи с потребностью «все тщательно обдумывать».

Данные черты характера сопровождаются тревогой и склонностью к избирательным контактам.

ТРЕВОЖНЫЕ. Группа с преобладанием в характере черт тревожности.

ЦИКЛОТИМНЫЕ. Группа характеризуется длительным преобладанием повышенного или пониженного настроения, которое по своей интенсивности и устойчивости не адекватно вызвавшей его причине.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ. Группа характеризуется чертой демонстративности в повседневном общении. При умеренной выраженности и наличии достаточных эстетических уставов, такого рода особенность может значительно облегчить адаптацию и способствовать успеху индивидуума.


С другой стороны, чрезмерное приспособление может проявиться в патологическом эгоизме истероидных психопазов.

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ. Группа по признаку импульсивности относящихся к ней субъектов, которые склонны реагировать на влияние преобладающей в данный момент эмоции без осмысления ситуации. В жизни такими людьми управляют импульсы, инстинкты, чувства. Они не в состоянии извлекать пользу из собственного негативного опыта, у них затруднена фиксация на какой-нибудь определенной деятельности.

ДИСТИМНЫЕ (ГИПОТИМНЫЕ). Группа, которой присуща склонность к постоянно пониженному настроению, пессимизму, часто с некоторой заторможенностью в протекании психических и моторных актов, пониженная продуктивность в работе.

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЕ. Группа людей с такими чертами имеет тенденцию глубоко реагировать на отдельные события, впадая при этом то в депрессии, то в эйфорическую крайность.

Они могут с одинаковой легкостью впадать в самое мрачное отчаяние и в самое счастливое и мечтательное состояние. Они способны испытывать воодушевление, посвящать себя с жаром какому-либо делу, испытывая при этом чувство большого подъема и немедленно падать духом при неприятные переживаниях. Под сильной формой выражения чувств лежит подлинно глубокое содержание.

Экзальтированным людям свойственны интересы в области искусства и по профессии они часто принадлежат к сфере искусства.

Все эти группы акцентуированных личностей объединяются Леонгардом к особенностям характера и отражают темы и глубину аффективных реакций. При истолковании исходят от рассмотрения всего профиля.

Предположения об акцентуации черты характера можно делать только тогда, когда сумма больше 12.

Задание 3. Дайте классификацию эмоционально-волевым процессам. Приведите примеры влияния эмоций на поведение людей.

Ответ:
Эмоционально-волевые психические процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности и самоуправление поведением и деятельностью. Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия, агрессия, творческий подъем, профессиональная заинтересованность и др.).


В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они принимают участие в формировании качеств личности, прежде всего характерологических.

К эмоционально-волевым психическим процессам относятся эмоции, чувства, воля.
Функции эмоций:

1. Приспособительная (адаптивная). Эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных действий и навыков.

2. Сигнальная (экспрессивная). Эмоция показывает, что из происходящего значимо, что – нет, что представляет ценность, а от чего лучше отказаться.

3. Регулятивная. Эмоции побуждают к определенным действиям – сближению или уклонению, поиску или отвержению.

4. Коммуникативная. Раскрывает роль эмоций в установлении контактов между людьми, обмене информацией о восприятии и понимании других, отношении к ним.

5. Оценочная. Любая эмоция выражает отношение к окружающей среде, в том числе и ее оценивание.

6. Побуждающая. Эмоции играют большую роль в энергетической мобилизации организма. Они являются мотивами поведения и деятельности. В процессе переживания эмоции мы готовимся к действию.

7. Стабилизирующая. Эмоции удерживают жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов.

Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс.
Чувства  - это довольно устойчивые отношения к реальным или воображаемым объектам и явлениям.

Чувства характеризуются:

субъективностью (они показывают, как происходит процесс удовлетворения потребностей у данного человека);

социальной детерминированностью (они вырастают из практики межличностных отношений).

Виды чувств:

– нравственные (моральные), выражающие отношения человека к человеку, обществу и природе (любовь, сострадание);

– интеллектуальные, выражающие отношения человека к познанию (интерес, удивление, любознательность, сомнение);