Файл: Исследование образного мышления. Содержание Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экспериментальное исследование образного мышления.
Содержание:
-
Введение………………………………………………………………3 -
Концепция мышления………………………………………………..5 -
Типы мышления………………………………………………………7 -
Исследование образного мышления………………………………...9 -
Особенности и структура образного мышления…………………...10 -
Экспериментальное исследование фигуративных структур………11 -
Заключение……………………………………………………………12
Введение.
Не так давно система образования была ориентирована на то, чтобы ребенок овладел определенным уровнем знаний по своему предмету. Теперь мы спрашиваем себя: действительно ли это должна быть работа учителя? Те, кто применяет принципы гуманистической педагогики, утверждают, что более важно создать такую учебную среду, которая способствует развитию способностей детей.
Даже Г.К. Лихтенберг писал: «Если научить людей не тому, что думать, а тому, как думать, всевозможные недоразумения исчезнут». Цель состоит в том, чтобы развивать ребенка с помощью изучаемого материала. Развивать умение анализировать информацию, синтезировать, перекодировать, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать успехи и неудачи, то есть учить их работать осознанно.
Кант сказал, что правда недоступна человеку. Речь шла о логике. Но что может дать нам образное мышление в этом вопросе?
Логика была революцией в человеческом сознании. Он поднял его до уровня сознательного человека и стал катализатором дальнейшего развития личности и трансформации внешней природы. За логическим мышлением следует образное мышление. Она уже постепенно проникает в сознание человека, но пока в очень маленьком масштабе. Это сознание пробудилось благодаря системе социального порядка, в которой человек остается сам по себе вместо того, чтобы находиться под постоянным физическим или идеологическим угнетением со стороны других — демократии. Раньше эти зачатки можно было найти только у мыслителей, философов, художников и писателей
, большинство из которых имели титульное происхождение (хотя, конечно, не без исключений). Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический скачок вперед и произошли научно-технические и информационные революции.
Образное мышление не является врожденным. Как и любой ментальный процесс, он должен быть разработан и адаптирован. Согласно психологическим исследованиям, структура зрительного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, упорядоченной, метрической и композиционной. Подразумеваемые подструктуры мысли существуют не автономно, а накладываются друг на друга. Поэтому соблазнительной является идея развития зрительного мышления детей таким образом, чтобы его структура не «ломалась», а максимально использовалась в образовательном процессе путем его очеловечивания.
Концепция мышления.
Наше познание окружающей нас реальности начинается с ощущения и восприятия и продолжается в мышлении. Функция мышления заключается в том, чтобы расширить границы познания, выйдя за пределы сенсорного восприятия. Мышление позволяет нам выявить по умозаключению то, что непосредственно не дано в восприятии.
Задача мышления — раскрыть связи между объектами, выявить связи, отделить их от случайных совпадений. Мышление работает с концепциями и выполняет функции обобщения и планирования.
Мышление является наиболее обобщенной и опосредованной формой умственной рефлексии, создающей связи и отношения между узнаваемыми объектами.
Хорошо известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, никогда не сможет научиться правильно мыслить с нашей точки зрения. Таков случай с мальчиком Виктором, который вырос в джунглях и которого описывает Годфруа. Так развиваются навыки и образ мышления человека в онтогенезе под влиянием окружающей среды — человеческого общества.
И как исторически изменились формы человеческой мысли, установленные культурой общества? Это изменение связано с общим культурным развитием. Например, арифметика отсталых в культурном отношении народов неотделима от практических нужд и не может рассматриваться в отрыве от объекта арифметики. За запросом на подсчет следует вопрос: «Что считать?». Таким образом, медведей можно насчитать только до 6, потому что «никто не убивал больше их на охоте». То же самое относится и к другим абстрактным понятиям. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер.
По мере развития общества мышление все больше эволюционирует и переходит на обобщенный, теоретический уровень, к концепциям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Подобно тому, как развитие технических возможностей общества приводит к операциям с физическими явлениями, которые не воспринимаются органами чувств, так и мышление переходит к операциям с понятиями, которые имеют не только сенсорные, но и вовсе не воспринимаются. Многие концепции современной ядерной физики являются хорошим примером для иллюстрации этого.
Типы мышления.
Человеческая мысль включает в себя мыслительные операции различных типов и уровней. Прежде всего, их когнитивная ценность может быть очень разной. Например, очевидно, что элементарные мыслительные операции, которые ребенок использует для решения проблем, с которыми он сталкивается, и система мыслительных операций, которую ученый использует для решения научной проблемы о законах некоторых сложных процессов, не имеют одинаковой когнитивной ценности. Таким образом, мы можем различать различные уровни мышления в зависимости от уровня обобщения, глубины, до которой мысль движется одновременно от явления к сущности, от определения сущности к ее более глубокому определению. Эти различные уровни мысли являются визуальной мыслью в ее элементарных формах и абстрактной, теоретической мыслью.
Этот тип мышления основан на преобразовании образов восприятия в живописные представления, дальнейшей модификации, трансформации и обобщении предметного содержания представлений, формирующих образ реальности в живописно-воображаемой форме.
В визуально-воображающем мышлении преобразование зрительных условий мыслительных актов заключается, прежде всего, в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык смысловых значений.
Фигуративное мышление — это форма творческого осмысления человеком реальности, в результате чего получается результат, которого нет ни в самой реальности, ни в субъекте в данный момент. Человеческое мышление (в его низших формах оно существует и у животных) также может быть понято как творческое преобразование идей и образов, присутствующих в памяти.
Отличие мышления от других психологических когнитивных процессов заключается в том, что оно всегда предполагает активное изменение условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение задачи. В процессе мышления осуществляется целенаправленное и целенаправленное преобразование реальности.
Образное мышление — это форма творческого осмысления человеком реальности. Он способен дать результат, которого в данный момент не существует в реальности.
Исследование образного мышления.
Человеческая мысль, как и в ее низших формах у животных, понимается как творческое преобразование представлений, которые соединяются в память. Мышление — это соотношение объектов и явлений в реальности, которое способствует получению новой информации.
Психологи рассматривают мышление как сложный психический и духовный процесс, который является уникальным для человека. Это связано с тем, что это высшая форма отражения окружающего мира. Этой теме посвящено большое количество работ представителей российских и зарубежных школ психологии.
В дошкольные годы происходят глубокие изменения в мышлении детей. Наблюдая за самыми простыми природными явлениями и событиями общественной жизни, доступными для понимания ребенка, происходит расширение ментального горизонта и получение целого ряда новых знаний. Впоследствии они формируют основу для интеллектуального развития и обучения в школьной среде.
Она не ограничивается простым расширением перспективы и простым увеличением объема знаний. Помимо изменения содержания, с появлением новых форм мышления перестраивается и природа психической деятельности. Дошкольники по-разному решают поставленные перед ними интеллектуальные задачи. Они применяют разные способы решения проблем, по-разному обобщают наблюдаемые явления (в отличие, например, от школьников). Таким образом, когда мы рассматриваем развитие мышления дошкольников, необходимо рассмотреть 2 взаимосвязанных аспекта этого процесса: Изменения в содержании мышления и проявления новых форм интеллектуальной деятельности.
Особенности и структура образного мышления.
Образное мышление не рождается с рождения. Как и любой ментальный процесс, он должен быть разработан и модифицирован. Согласно психологическим исследованиям, структура зрительного мышления включает в себя перекрывающиеся подструктуры:
-
Топологический, -
Проектив, -
Заказ, -
Метрический, -
Композиционный.
Эти мыслительные подструктуры работают не отдельно друг от друга, а перекрываются определенным образом. По этой причине часто выдвигается идея развивать у детей образное мышление, не ломать его структуру, а применять его как можно больше в процессе обучения.
Характерное отличие образного мышления состоит в том, что его мыслительный процесс в основном связан с восприятием окружающей действительности. Когда человек мыслит визуально с помощью образов, он привязывается к реальности. В этом случае все изображения, необходимые для мышления, отображаются в его временной и оперативной памяти.
Связь с узнаваемыми объектами является существенным обстоятельством мыслительного процесса. Эта связь может быть установлена в виде фактических преобразований и в процессе зрительного восприятия. В последнем случае изображение распознанного объекта появляется с одновременной реализацией различных изменений изображения.
Экспериментальное исследование фигуративных структур.
Экспериментальное исследование образного мышления и процессов, участвующих в динамике мыслительного акта у взрослых, показывает, что понятийное мышление не может быть определено только деятельностью мыслительного уровня. Она также характеризуется системным функционированием базовых уровней психической активности, в том числе сенсорно-перцептивной области в целом.
Концептуальное мышление функционирует как иерархически организованная многоуровневая система. В его деятельности одновременно задействованы фигуративные структуры разных типов и соответствующие онтогенетические возрастные группы. Специфика этой категории может быть определена доминирующей ролью пространственных вариантов в обеспечении заданных соотношений, представленных фигуративными моделями и схемами.
Динамические отношения, способные определять системную работу разных уровней, показывают связь и значимость определенных типов образных структур в динамике акта мышления. Это определение лежит в основе разработки методов изучения патологий в данной области.
В прошлом веке ученые предприняли первую попытку экспериментального изучения информационной организации образных схем и схем, специфичных для концептуального мышления. Эти исследования помогли определить существенные различия между картинами мышления и восприятия. Это выражается в изменении детерминант, по которым определяется информационная структура изображения.