Файл: Сбережение культурной традиции, как способ нравственного и эстетического очищения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международная выставка – ярмарка инновационных образовательных проектов

Номинация:

«Инновации в воспитании»

Тема работы:

«Сбережение культурной традиции, как способ нравственного

и эстетического очищения»


МБОУ «Садовская средняя школа»

433862, Новоспасский район, село Садовое,

ул. Школьная, 26. Тел.: 8 (84238) 30 – 1 - 47

Бурусова Татьяна Анатольевна, учитель

географии

Ульяновская область, Новоспасский район,

село Садовое, улица Рабочая, 8/2

89278134277

Ульяновск – 2017
Введение

Сельское жилище всегда было не только одним из основных компонентов материальной культуры, но и органично входило в сферу духовной культуры, по праву являясь одним из ключевых ее звеньев. Крестьянские жилища с начала освоения территории Ульяновской области и до середины XIX в. претерпели значительные изменения. Жилище зависело от состава семьи, зажиточности хозяйства, особенностей хозяйственной деятельности и других факторов.

Наше село стремительно меняет свой облик. Сельские жители сейчас строят новые дома или коттеджи с современными удобствами, используя различные синтетические материалы. Изменился уклад жизни на селе. И это, конечно, хорошо. Но есть черты народной жизни, которые уходят безвозвратно и исчезают из привычного быта села.

Значит, существует проблема стремительного ухода из жизни исторического облика русской деревни, ее красоты и неповторимости. С каждым годом в нашем селе становится все меньше старинных домов. Выполненные из древесины, они ветшают, разрушаются и постепенно исчезают. На их место приходят современные здания.

Актуальность моей работы в том, что деревня теряет свой индивидуальный традиционный облик, осовременивается. И скоро можно не увидеть той красоты и силы деревянных построек. В наше время, когда село интенсивно застраивается, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников вставляются пластиковые окна, искажающие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид хотя бы в фотографиях, чтобы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их предки.

Изучив этот материал, я бы пополнила фонды школьной и сельской библиотеки по истории села.


Объект исследования: архитектура села Садовое.

Предмет исследования: домовая резьбы.

Гипотеза: Возможно, на территории села сохранились образцы традиционных крестьянских домов с домовой резьбой .

Цель работы: выявить образцы крестьянской домовой резьбы на территории села .

Задачи: - проанализировать типы крестьянской деревянной архитектуры и использованных символов домовой резьбы;

-провести исследования старинных домов в селе Садовое;

- систематизировать полученные результаты.
Решаю освежить в своей памяти смысл понятия «традиция». Обращаюсь к толковому словарю С.И.Ожегова и нахожу два значения этого слова. Первое – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Второе – обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Известно, что под культурой разумеют всякую преобразовательную деятельность людей, всё, что создано руками и талантом человека.

А Родина наша малая – это село Садовое (в далёком прошлом – «Голодяевка») Новоспасского района Ульяновской области.

Я так полагаю, что прежде чем традиция станет традицией, она в первородном виде должна сначала как идея созреть в чьей-то голове. Потом этот кто-то или эти кто-то находят в себе силы, чтобы закрепить вновь родившийся порядок поведения, показать его преимущества и пользу для последующих поколений. И тогда находятся не менее умные преемники «изобретателей» замечательных традиций, которые как эстафетную палочку подхватывают доброе начало и передают своим продолжателям. В итоге начинает жить на земле то, что делает людей чище, добрее, гуманнее. То, что выдавливает из нас недостатки и трансформирует в Человека с большой буквы! Считаю основоположников традиций настоящими гражданами страны, ибо это люди, мысли и поступки которых направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Это именно они помогают нам заглянуть в неведомое и прекрасное в своей таинственности прошлое, сберечь для новых поколений красоту несказанную и даже учредить новую культурную традицию.

Сегодня у нашей страны не самые лёгкие времена. И немало людей в разговорах о России используют слова: «В этой стране…». Смысл слышится такой: разве может быть «в этой стране» что-нибудь хорошее? Тут тебе и пренебрежение, и высокомерие, и чувство собственного величия и какого-то мнимого снобизма. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы о-го каким был. Мол, я такой выдающийся

, а вот страна подкачала. Но на протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших «в этой самой стране» и в смутные и в благополучные времена, гордились своей принадлежностью к ней. Если вопрос поставить так: а кто должен помочь стране, в которой ты живёшь, народу, сыном и дочерью которого ты являешься? Думается, что для большинства наших настоящих сограждан ответ очевиден.

Мне кажется, что исследование и сохранение культурных традиций и ремёсел нашего великого народа-творца, предков, их продолжение и развитие – это и есть сегодня настоящий патриотизм, настоящая гражданская позиция. Потому что живая традиция способствует вытравливанию из душ апатии и скептицизма. Полезнейшее лекарство для юных душ.

Давайте все в себя поверим и пробудимся,

Ведь под лежачий камень не течёт вода,

Давайте всех встряхнём, в большом не позабудемся,

Чтобы не стать людьми, не помнящих родства!

Ведь это просто, очень просто и заманчиво

Всем захотеть облагородить край родной,

А уповать на чудо – чудное обманчиво,

Ведь патриоты для России – мы с тобой!

Забегая немного вперёд, скажу, что собираюсь рассказать об одной великолепной культурной традиции, смысл которой состоит в поиске, сбережении и возвеличивании красоты родного края, труда, творчества, искусства, благородства на малюсеньком территориальном пятачке большущей РФ – в нашей деревеньке, где проживает едва ли тысяча человек. Я думаю, что, кропотливо собирая материал, сохраняя эту традицию по воспеванию Красоты, дети в нашем селе, получает оздоровительную для сердца, души, характеров, информацию. Уверена, что обращение к красоте воспитывает и очищает, поэтому этот путь, как эффективное воспитательное средство, надо пропагандировать. Это универсальное средство тронуть человеческие души, как молодых, так и пожилых.

На мой взгляд, сбережение красоты забота всеобщая, даже вселенская, здесь в одиночку ничего не сделать. Ведь вот как всё оказывается взаимосвязано. Если кто-то загрязняет речушку, пруд, на котором стоит село, то скоро беда от нечистот и антисанитарии настигнет всякого здесь проживающего. Как этот недуг исцелить? В том числе, думаю, через поиск мастеров своего дела, носителей искусства старинных ремёсел, культурными традициями. Их надо поддерживать, оживлять умирающие, освежать устаревающие. Но главное – надо действовать
, не сидеть, сложа руки и не ждать с моря погоды, потому что само собой некогда ничего не решается.

Нам до всего есть дело, мы неравнодушные,

Мы прямо завтра закатаем рукава,

Пусть вслед за нами двинут даже малодушные,

России граждан ждут великие дела!

Получается, что культурная традиция по воспеванию родной стороны – это обычай-борец против разгильдяйства и вседозволенности. В случае с нашей сельской культурной традицией следует сказать, что она продуктивна вдвойне, потому что стремится замечать малейшее движение к совершенству каждого жителя села. В истории идей существовала такая теория малых дел. В моём случае есть что-то похожее на этот опыт. Думаю, что нужно, во что бы то ни стало заменить в людях сознание человека – «винтика» сознанием активно действующего субъекта. Надо помочь школьникам обрести это сознание. Фактор такого «побудителя» вижу в возвеличивании красоты, в акцентировании внимания на великолепных мастерах своего дела, которые бескорыстно дарят красоту и ненавязчиво прививают к ней вкус и охоту!

Великому Байрону принадлежат слова: «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Но, по-моему, эта нужная и востребованная любовь сама по себе прийти не может, здесь что-то должно стимулировать её извне. Уж не традиции ли, возносящие красоту на почётный пьедестал? Уверена, что так и есть. Есть культурные традиции, которые у всех на слуху, ибо они масштабны и широко освещаются в СМИ. Это «День города» или даже «День улицы». А в нашей глубинке городов нет, и улиц-то раз-два и обчёлся. Тогда на что же обратить внимание, чтобы воспитать чувство прекрасного? Через что устроить творческую перекличку с умелой ремесленной стариной? У нас объектом пристального внимания всех является сельский дом, сработанный руками рачительного и талантливого хозяина. Из сохранившихся элементов домовой резьбы чаще всего привлекает внимание и сохраняются именно наличники, хотя конечно же, необходимо обращать внимание на весь комплекс домовой резьбы, включая ворота. Поэтому наша традиция- это чествование отдельно взятого дома. Эта не пустые восхваления, а воздаяние должного искусству мастера. Проходит праздник Дома в мае. Проведению сельского праздника предшествует большая исследовательская работа, самыми активными участниками которой являются ученики школы. Ребята берут на заметку самые интересные дома, украшенные домовой резьбой. Потом знакомятся с хозяином. А он радушно делится секретами своего мастерства. Расскажет о своих предках до седьмого колена, которые бережно, как уникальное наследство передавали своим потомкам ручное искусство. Порадует нас своими новыми находками, он, оказывается не только добросовестный наследник своих деда и отца, но и достойный продолжатель искусства всего рода и обязательно что-то весомое сумеет прибавить к родовому искусству творить. Традиция должна была увянуть через несколько лет, когда иссякнут такие домики из сказки, дома образцового вкуса и исполнения? Так в том-то и фокус, в том-то и мощный позитивный импульс популяризации красоты, что она, увековечивая лучшее, побуждает остальных хозяев постоянно искать возможности как минимум быть не хуже других, а скорее превзойти в чём-то. И заметьте не из эгоистических каких-то побуждений, а чтобы встать в один ряд именитых мастеров села (поддерживая традиции прадедов и дедов-умельцев), начиная с истоков прошлого века, поддержать славу мастеровой фамилии, а главное получить от односельчан искренние и лестные отзывы о сотворённой красоте, сделать село примечательной изюминкой поволжского региона. Вот так продолжается жизнь, сберегая лучшее, воспитывая на лучшем. Лента смены поколений разворачивается во всей своей прелести.


Страна и время призывают нас в помощники,

Чтоб громадьё задач столетия решить,

Сегодня лучшим записаться бы в «киношники»,

Чтоб киноленту о Руси великой обновить!

Кропотливая исследовательская работа школьников затем замечательным образом перетекает в своё финишное русло большого праздника-чествования обнаруженных неординарных людей и их произведений. Своеобразными вдохновителями, сценаристами и режиссёрами красивых фасадов, изукрашенных крыш, наличников и ставень, то есть певцами её величества Красоты, являются наши сельские умельцы. Учащиеся старательно собирают материал о символах домовой резьбы, ищут примеры на домах односельчан. (Приложение 14)

Говорят, что человек, пришедший в этот мир на несколько десятков лет должен выполнить три главные жизненные задачи: посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Затрудняюсь определить правильность расставленной иерархии задач, но осмелюсь дополнить народную мудрость одним уточнением. Уж если речь идёт о задачах жизненной важности, то и продукция должна быть наивысшего качества. Если говорить о дереве, то оно должно быть плодоносным и без червоточины. Сын должен вырасти достойным продолжателем предков, настоящим россиянином. А вот что касается дома, то это ведь то самое место, около которого вырастает посаженное дерево, в котором с колыбели и всю оставшуюся жизнь (если наследует дом родителя) вырастает и проживает сын, взращивая своих собственных детушек. Может ли быть этот приют целого рода, исконное гнездо семейства с глубокими историческими корнями быть кое-каким, пустяшным, бездельным, построенным, как времянка, без любви. Однозначно нет! Ибо красивый дом приманивает, цепляет красоту, распространяет её на всё и на всех, врачует души и настроение. (Приложение 1,10). Наши праздники Красоты пробуждают ответственность и гордость за свой маленький, милый, уютный уголок. Здесь, если хотите вопрос и политический и демографический. В таком селе хочется остаться, чтобы наслаждаться красотой, продолжать дело своих отцов. Даже превзойти их, сделать дом не хуже, своё дерево вырастить, и сына своего, который здесь на этой земле останется, и будет приумножать потомство и великую традицию красоты.

Не стоит манны с неба ожидать,

Злословить, уповать, ленясь, на власть,

Это мы в ответе, и должно быть нам невмоготу,

За парки, улицы, подъезды, красоту.