Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 уже в ходе экскурсии, а в последующем, вывести на уровень активного использования.
Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала. В процессе работы учитель технологии помогает обучающимся связывать все выполняемые ими действия и получаемые результаты с поставленным заданием, способствуя тем самым формированию умения контролировать свои действия. Для этого в одном случае надо просто повторить задание или обратить внимание на алгоритм выполнения изделия
(перед изготовлением каждого изделия необходимо составить подробную технологическую последовательность выполнения всех узлов, на которую постоянно следует опираться в процессе изготовления); в другом – уточнить, дополнить или рассмотреть отдельные части задания (каждый технологический узел разбить на более мелкие операции). Например, поузловая операция «обработка низа изделия швом в подгибку с открытым срезом» делится на более мелкие (наметить линию подгибки, обметать срез, перегнуть припуск на изнаночную сторону, заметать, приутюжить, застрочить, удалить строчку сметывания, окончательно приутюжить. Иногда напоминание делается в форме вопросов: «Что ты сейчас делаешь?
(подгибаю). Что надо было сделать? (наметить линию подгибки). Что еще тебе надо будет делать? (приутюжить)».
На каждом этапе необходим контроль учителя (учитель еще раз проговаривает все этапы выполнения технологического узла после того, как обучающийся приступает к выполнению операции, контролирует действие обучающегося - предъявляет поэтапно задание и проверяет его, при неуспехе помогает индивидуально каждому, увеличивает время выполнения задания,

19 посильное для каждого. Этим обеспечивается принцип доступности. Так, например, одна ученица выполняет обработку накладного кармана фартука за два урока, другая - за четыре.
Формирование социальной компетентности обучающихся
На уроках предметной области «Технология» создаются наиболее благоприятные условия для формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями социальной компетентности, так как обучение профильному труду является условием успешности и имеет большое значение в дальнейшей социализации и адаптации. Например, на уроках швейного дела обучающиеся:
• приобретают знания, необходимые им в повседневной жизни (как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды, как заказать одежду в ателье и подобрать ткань и аксессуары);
• получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков;
• знакомятся с приёмами работы на бытовой швейной машине;
• приобретают первичные знания о раскрое швейных изделий, технологии пошива, моделировании;
• знакомятся с различными фасонами одежды;
• особенностями влажно-тепловой обработки ткани, различных видов;
• учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивания «молнии».
Все эти знания помогают им приобрести профессиональные навыки и навыки экономного ведения домашнего хозяйства.
На уроках «Технологии» (профиль «Строительное дело») обучающиеся получают навыки выполнения ремонтных работ, что поможет им в дальнейшем выполнять ремонт своего жилища: очистка поверхности от


20 старой краски; грунтовка поверхностей; шпатлевание поверхностей; окраска поверхностей; оклеивание поверхностей обоями и др.
Охранительный режим
Создание условий по оптимальной организации труда обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволяет избежать переутомления и снижения мотивации к обучению в целом. Создание психологически комфортной среды для обучающихся в процессе труда связано с атмосферой принятия коллективом сверстников каждого обучающегося в классе, его ситуация успеха на уроках. Поддержке работоспособности в течение всего урока способствует грамотное распределение обучающей нагрузки и чередование разных видов деятельности при изучении темы урока.
В структуре урока профильного труда в перерывах между отрезками продолжительной физической работы используются здоровьесберегающие технологии (физкультминутки и паузы, заполненные упражнениями для глазных мышц, мелких мышц кисти, мышц рук и ног в зависимости от преобладающего вида трудовых операций).
В начале прохождения новой темы обучающимся дается развернутый инструктаж по технике безопасности, а краткий инструктаж имеет место в начале каждого урока. При размещении оборудования в кабинетах профильного труда создаются благоприятные условия для охранительного режима зрительной нагрузки, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма в процессе овладения трудовыми умениями.
Рабочие места организуются в соответствии с правилами техники безопасности. Учитель по технологии строго следит за выполнением обучающимися требований по технике безопасности в учебных мастерских.
С этой целью учебные мастерские оснащаются «аптечкой» с необходимыми медицинскими перевязочными материалами для оказания первой помощи.
Таким образом, ключевыми аспектами обучения предметной области
«Технология» обучающихся с интеллектуальными нарушениями служат: формирование мотивации к трудовой деятельности; социально-значимых

21 личностных качеств, позволяющих трудится в коллективе (ответственность, самостоятельность, умение работать в команде), а также компенсация вторичных отклонений в развитии. Трудовое обучение в школьный период подразумевает подготовку обучающихся к доступным, и в то же время - разнообразным видам производительного и обслуживающего труда.
3.
Подходы к реализации предметной области «Технология»
Системно-деятельностный и дифференцированный подходы к формированию трудовой деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями определены положениями Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью) (2014 г.). В системе трудового обучения опорой обучения является зона ближайшего развития каждого обучающегося, а именно, область его потенциальных возможностей, которые реализуются под руководством взрослого в процессе овладения учебными действиями в рамках трудовых задач (понимание инструкции, планирование и расчет формул и пр., выполнение, контроль и оценка результата). Использование деятельностного подхода к овладению обучающимися с интеллектуальными нарушениями трудовыми умениями на уроках профильного труда способствует в максимальной степени развитию самостоятельных познавательных и трудовых действий, что в процессе обучения влияет и на тип взаимодействия с учителем, достигая постепенно «условного» партнерства. В таком продуктивном сотрудничестве создаются условия для индивидуализации обучения, формировании у обучающихся личностно значимых качеств, определяющих его самоопределение в профессиональном направлении.
Один из способов применения деятельностного подхода к воспитанию и развитию самостоятельности обучающихся на уроках «Технологии» является изготовление изделий и объектов методом пооперационного разделения труда. Учитель создает бригаду из обучающихся класса, перед


22 каждым членом бригады ставится цель на каждый этап работы с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Далее распределяются технологические операции, отрабатываются практические действия, формируются умения работать по технологическим картам, с помощью которых обучающиеся самостоятельно выполняют изделие. Такая организация урока создает условия для профессионального развития обучающихся, расширения коммуникативных возможностей, воспитания у каждого члена бригады дисциплины, организованности и ответственности за выполняемую работу.
Ещё одним из способов использования деятельностного подхода к формированию самостоятельности, умения ставить близкие и далекие цели, планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях на уроках предметной области «Технология» является проектная деятельность.
Роль педагога в проекте - направляющая: он определяет тему, цели и задачи проекта; последовательно организует ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности обучающихся в системе уроков.
Важное значение в процессе трудовой подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, когда адресная помощь оказывается, как конкретному обучающемуся, так и определенной группе.
Повышение уровня профессионально-трудовой подготовки посредством вышеуказанных подходов позволяет мотивировать и формировать у обучающихся трудовые умения с учетом их актуальных и потенциальных возможностей.
Содержание и организация трудового обучения позволяют достаточно широко учитывать индивидуально-типологические возможности и особенности обучающихся. Учебная программа по труду в большинстве тем предлагает для практического выполнения несколько вариантов изделий и объектов разной степени сложности. Учителю также предоставляется право

23 заменять изделия, предложенные программой, другими, руководствуясь общими требованиями к объектам труда обучающихся.
На уроках «Технологии» применяются следующие формы дифференцирования программного материала:
• выполнение различных вариантов изделий в зависимости от уровня развития: более сложное изделие, изделие без изменений, изделие в упрощенном варианте, часть изделия;
• разноуровневые задания с учетом групп обучающихся (по уровню сложности, по объему учебного материала, по характеру помощи обучающимся, по уровню творчества).
Это позволяет учителю в процессе фронтальной работы оказывать обучающимся необходимую помощь, что способствует более успешному усвоению учебного материала. При индивидуальном подходе к обучению важно наблюдать динамику трудовых достижений обучающихся в сравнении с их собственными актуальными возможностями, а не с достижениями других школьников. Отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в учебном задании: за соблюдение техники безопасности, правильную организацию рабочего места, за самостоятельность при выполнении задания, за правильное выполнение трудовых действий, за умение пользоваться измерительными инструментами и т.д. Любой результат трудовой деятельности обучающегося требует оценки и самооценки, что повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение обучающихся к трудовой деятельности в целом.
Организация деятельности обучающихся в различных формах
Под формами обучения подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, реализуемой в определенном порядке и режиме. Для достижения образовательных целей и


24 коррекционно-педагогических задач в предметной области «Технология» на уроках применяются традиционные и новые формы обучения.

25
Урок (учебное занятие)
Урок, как правило, может быть теоретическим, теоретико- практическим и практическим. Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных знаний: технических
(профили «Столярное дело», «Строительное дело», «Слесарное дело»); цветоводческих
(профессии агропромышленного комплекса); технологических (профиль «Поварское дело», «Швейное дело»).
Теоретические занятия по содержанию делятся тематически:
• изучение инструментов и материалов, изучение техники безопасности при работе с инструментами и материалами;
• первоначальное усвоение новых технологических операций (с использованием предметных и технологических карт);
• изучение производственных технологических процессов (с использованием - экскурсий на производство, в производственные мастерские системы профессионального образования (СПО); а также цифровых образовательных ресурсов.
Практическая часть урока (учебного занятия) включает в себя формирование практических умений и навыков в рамках осваиваемого трудового профиля на базе мастерских образовательной организации. При выполнении практических заданий происходит закрепление имеющихся знаний, знакомство с новым материалом и совершенствование известных ранее технических и технологических умений путем выполнения конкретных трудовых операций в виде системы заданий. Поэтапно на этой основе формируется комплекс трудовых умений (от ориентировки в заданиях до заключительного контроля и самооценки результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Внеурочная деятельность по предмету
Внеурочная деятельность при реализации предметной области
«Технология», организуется для того, чтобы обучающиеся смогли применить

26 теоретические знания, полученные на уроках на практике, вне мастерских профильного труда. Внеурочная деятельность осуществляется: на практических занятиях в мастерских образовательных организациях СПО (в рамках сетевого взаимодействия); на занятиях общественно-полезным трудом: в школьных строительных бригадах (по профилям «Строительное дело», «Столярное дело»); в бригадах агропромышленного комплекса при выращивании рассады (посадка, полив, пикировка, высадка на постоянное место) цветочных растений для озеленения территории школы, овощных растений для школьной теплицы; посадки и ухода за цветами на пришкольной территории и в школе; выращивания овощей в теплице для столовой; переработке (консервации, заморозке) овощей, выращенных в школьной теплице (по профилю «Поварское дело») и др.
Проектная деятельность.
Подготовка и участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства «Лучший по профессии», «Абилимпикс».
Методы и приемы обучения, применяемые в предметной области «Технология»
1.
Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы):рассказ, объяснение, беседа, познавательные и вербальные игры, проблемно-поисковые вопросы, модульное обучение.
2.
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы):показ приемов работы, демонстрация таблиц, предметных, предметно-технологических и инструкционных карт, использование дидактического материала, графическая систематизация материала (схемы).
3.
Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестетического


27 восприятия ее (практические методы): практическое выполнение трудовых заданий, тренинги, деловые игры,
4.
Активные методы обучения:кейс – метод, «синквейн», коучинг
Приемы обучения:
• демонстрация: готового блюда (профиль «Поварское дело»); готового изделия (профиль «Швейное дело», профиль «Столярное дело», профиль «Слесарное дело»); объекта строительства (профиль «Строительное дело»);
• пооперационный показ изготовления изделия
(блюда; выполнения строительных работ);
• выполнение формообразующих движений (совместно с учителем методом «Рука в руку», до самостоятельного выполнения –
действия/операции);
• повтор выполнения операций при изготовлении изделия (блюда; выполнения строительных работ);
• пооперационное разделение труда.
В трудовом обучении школьников с интеллектуальными нарушениями применяются различные технологии: игровые; технологии проблемного обучения; технология сотрудничества (учитель - обучающийся, обучающийся - обучающийся); технология разноуровнего обучения и др.
В трудовом обучении школьников, например, по профилю «Поварское дело» широко используются наглядные и практические методы.
Наглядные методы предполагают использование дополнительных средств, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения. Это применение схем, таблиц и моделей, например,
• комплект наглядных пособий по курсу «Технология»; технологическая схема «Приготовление молочного супа», «Приготовление овсяной каши» и т.д.;

28
• геометрические модели в разных областях кулинарного искусства; тема: «Традиции русской кухни и русского гостеприимства» -
(
Моделирование игровых ситуаций);
• использование технических приспособлений, пример – изучение работы бытовой техники (тостер, мультиварка и т.д.);
• видео- и аудиоматериалы: просмотр видеофрагмента «Виды тепловой обработки молока»; просмотр мультимедийной презентации
«Блюда из яиц»; слушание отрывка из сказки «Геркулес», слушание «Сказка про кашу» в стихах С.В. Еремеева.
Практические методыоснованы на вовлечении обучающихся в процесс выполнения определенных действий, например, тренинги, разные виды игр, опережающее обучение и т.д.
Рассмотрим эти методы.
Тренинг
– это метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение. Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить обучающихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат. Например, сбор кухонного комбайна; мультиварки; соковарки.
Также используется в обучении школьниковделовые, учебные, ролевые игры.
Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса. Например: «Профессия- повар», Практическая работа «Организация рабочего места», практическая работа «Уход за столовой посудой», «Сборник рецептов. Выбор рецепта.
Калькуляция» и др.