Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57
(житейскую) лексику (например, построить, использовать, выбирать). Часть лексики представляет собой метапредметные понятия (функция, модель, логические элементы). Лексический материал включается в календарно- тематический план работы по учебной дисциплине, а его усвоение обучающимися является предметом тщательного контроля со стороны учителя.
Специальные требования, предусмотренные в образовательно- коррекционном процессе, достигаются во всех предметных результатах и по всем учебным дисциплинам:
− слухозрительно и на слух воспринимать, достаточно внятно и естественно произносить тематическую, терминологическую лексику учебной дисциплины и лексику, связанную с организацией учебной деятельности (слова и фразы),
− составлять устные и письменные высказывания по изучаемой теме, проблеме, опираясь на полученную информацию, опорные схемы, шаблоны, план.
Так, например, для обеспечения доступности изучения материала по модулю «Компьютерные системы и комплексы» учитель определяет набор методов и средств обучения для каждой темы, адаптирует текстовый учебный материал, исходя из индивидуальных возможностей обучающегося: упрощает конструкции предложений, сокращает объем письменной информации, которую обучающийся должен прочитать или записать.
Рекомендуется следующий порядок выполнения обучающимися с нарушением слуха практических и лабораторных работ на компьютерной технике: изучение (повторение) с обучающимися правил техники безопасности, повторение ключевых понятий по теме/разделу (словарная работа), изучение инструкции по выполнению заданий, обсуждение инструкций (коммуникативная ситуация), выполнение практической или лабораторной работы (самостоятельно или в паре), отчет о проделанной работе, обсуждение результатов работы, выявление трудностей и причин

58 ошибок. В структуре урока должны также присутствовать речевая зарядка и динамическая пауза.
В случае, если у обучающихся выявляется неоднородный уровень сформированности базовых знаний, практических навыков, в том числе в речевой и коммуникативной деятельности, используется дифференцированный и индивидуальный подход:
– разная степень адаптации учебного материала,
– разноуровневые задания,
– разноуровневая оценка достижений и планируемых результатов.
Оценка достижений обязательно должна включать выявление успешности усвоения лексики и учебного материала обучающимися в области информатики и программирования, владение практическими навыками программирования, владение коммуникативными навыками для решения поставленных задач и решения возникающих в работе проблем.
4.
Специальные условия обучения технологии обучающихся с
нарушениями слуха.
К специальным условиям обучения технологии обучающихся с нарушениями слуха относятся указанные ниже.
1.
Систематический мониторинг развития связной устной и письменной речи обучающихся на уроках технологии, контроль речевых навыков, планирование работы по развитию речи обучающихся на уроках технологии.
2.
Максимальное использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования, в классах по теории обучения возможно использование звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования.
3.
При недостаточном уровне слухоречевых навыков возможно сопровождение некоторых этапов уроков технологии для глухих обучающихся переводчиком жестового языка, однако урок не должен полностью сопровождаться сурдопереводом в связи с необходимостью


59 развития навыков слухозрительного восприятия речи, формирования самостоятельной связной речи, усвоения и воспроизведения теоретических знаний, развития коммуникативных навыков.
4.
Сохранение преемственности в преподавании предмета
«Технология» с принципами, методами и средствами преподавания предмета
«Предметно-практическое обучение».
5.
Активное использование наглядности с целью не только усвоения этапов деятельности, но и для усвоения лексики по предмету и лексики бытовой тематики (например, таблички с названиями инструментов, названиями действий). Возможно использование наглядных средств обучения на электронных носителях (например, электронного жестового словаря по модулю обучения).
6.
Обязательное сочетание практических и наглядных методов обучения со словесными методами, многократное проговаривание учебного материала.
7.
Адаптирование учебного материала с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением слуха, уровня их актуального и ближайшего развития.
8.
Развитие и коррекция личностных и метапредметных достижений обучающихся на материале урока с целью подготовки к самостоятельной жизни.
9.
Владение учителями основами методики работы с обучающимися с нарушением слуха (предусматривается прохождение курсов повышения квалификации в объёме, установленном в нормативных документах федерального уровня).
7 10.
Использование дифференцированного и индивидуального подходов при реализации образовательно-коррекционного процесса.
К условиям организации и проведения уроков технологии относятся материально-технические, кадровые и учебно-дидактические.
7
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 ч. 5 ст. 47; п.5 ч. 3 ст.28).

60
Материально-технические условия зависят от особенностей финансирования образовательной организации и от профильности выбранных модулей урока «Технология». Специально организованное пространство для уроков технологии должно содействовать созданию эмоционально комфортной и деловой атмосферы, способствующей личностному развитию, качественному образованию обучающихся с нарушением слуха, становлению их самостоятельности и познавательной активности, успешной профориентации и социализации.
По возможности рекомендуется оборудовать учебные кабинеты (для изучения теоретического материала) беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, способствующей восприятию обучающимися с нарушениями слуха устной речи, неречевых звучаний, включая музыку. Материалы, позволяющие высокотехнологично выстроить комфортное, доступное и полноценное образовательное пространство для проведения уроков технологии, содержатся в разделе «ФП Современная школа» на сайте ФГБНУ ИКП РАО.
8
Кадровые условия предполагают достаточное количество специалистов, имеющих педагогическое (сурдопедагогическое) образование, психолого-педагогическое образование, образование (или квалификацию), связанное с переводом на русский жестовый язык (аттестация переводчика русского жестового языка или лингвистическое образование в данной области), имеющих образование по учебному предмету «Технология» или по конкретному модулю предмета. Специалисты, работающие с глухими и слабослышащими обучающимися, должны уметь устанавливать коммуникацию с данной категорией обучающихся, знать особенности развития данной категории обучающихся, уметь представлять материал урока в доступной для обучающегося форме.
Учебно-дидактические условия предполагают использование учебно- методических комплексов во время обучения технологии. Выбор учебников
8
https://ikp-rao.ru/nacionalnyj-proekt-obrazovanie/


61 и пособий учитель осуществляет самостоятельно с учетом содержания программы и уровня слухоречевого и познавательного развития обучающихся с нарушением слуха. В случае, если в «Федеральном перечне учебников» отсутствует учебник, соответствующий данным параметрам, учитель вправе самостоятельно разработать пособие с последующим согласованием с администрацией образовательной организации, для его использования внутри ОО. Образовательная организация вправе разработать и электронные информационно-образовательные ресурсы, необходимые для обучения конкретному модулю в рамках учебной дисциплины «Технология».

62
1   2   3   4   5   6   7   8

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОО,
РЕАЛИЗУЮЩИХ АООП ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ
1.
Роль и место предметной области технология в адаптированных
основных общеобразовательных программах для обучающихся с
нарушениями зрения.
Предметная область «Технология» играет важную роль в формировании у обучающихся с нарушениями зрения универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное решение бытовых, учебных и профессиональных задач. Содержание предметной области «Технология» для слепых и слабовидящих обучающихся реализуется через учебные предметы
«Технология (труд)» (1-4 классы), «Технология» (5-9, 5-10 при пролонгированных вариантах обучения классы), а также через внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Учебный предмет «Технология» предметной области «Технология» включен в обязательную часть учебного плана общеобразовательной организации. На уровне основного общего образования при пятилетнем сроке обучения данный предмет изучается с 5 по 9 класс; при шестилетнем
(пролонгированном) сроке обучения – с 5 по 10 класс. Согласно учебному плану, на обязательное изучение предметной области «Технология» отводится 34 недели в год:

5-
8 классы – 2 часа в неделю (68 часов за учебный год);

9-
10 классы – 1 час в неделю (34 часа за учебный год).
Практика показывает, что количество часов, отводимое на изучение учебного предмета «Технология» в 9-10 классах является крайне недостаточным для обучающихся с нарушениями зрения. Для слепых и слабовидящих обучающихся данный учебный предмет носит ярко выраженную профориентационную направленность, которая обладает

63 спецификой. Специфика связана с решением задач выбора доступной профессии и получения начальных профессиональных навыков. Успешное решение этих задач при выделении на преподавание учебного предмета
«Технология» одного часа в неделю не представляется возможным.
Освоение обучающимися с нарушениями зрения предметной области
«Технология» предполагает достижение ими трех видов планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место занимают предметные результаты, обеспечивающие формирование хозяйственно-бытовой компетентности и овладение начальными профессиональными навыками ряда доступных профессий.
Достижение личностных результатов предполагает повышение самостоятельности, формирование индивидуально-личностных качеств, необходимых для успешной жизненной и профессиональной самореализации
(ответственность, независимость, активность, трудолюбие, инициативность и т.д.), а также преодоление установок на беспомощность, инвалидность и иждивенчество. Метапредметные результаты включают гибкую систему универсальных учебных действий, надпрофессиональных навыков, социальных и информационных компетенций. Достижение предметных результатов базируется на овладении хозяйственно-бытовыми, общетрудовыми и начальными профессиональными компетенциями. В основе достижения планируемых результатов предметной области
«Технология» лежит взаимосвязь с освоением содержания таких учебных предметов, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, биология, изобразительное искусство. Помимо этого, достижение планируемых результатов учебного предмета «Технология» обеспечивается изучением следующих коррекционных курсов:
«Тифлотехника», «Пространственная ориентировка», «Социально-бытовая ориентировка».


64
Преподавание учебного предмета «Технология» носит практико- ориентированную направленность. Ведущими видами деятельности в ходе изучения предмета являются учебная и трудовая деятельность.
Освоение содержания учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования позволит обучающимся с нарушениями зрения овладеть жизненно значимыми навыками в различных сферах быта и самообслуживания, а также доступными способами предметно- преобразующей деятельности. Учебный предмет «Технология» играет важную роль в формировании у обучающихся данной группы основ технологического мышления. Изучая предмет «Технология», обучающиеся с нарушениями зрения получают представления о современных технологиях и их индивидуальной доступности в зависимости от степени выраженности зрительной недостаточности.
Учебный предмет «Технология» призван помочь обучающимся с нарушениями зрения овладеть гибкой системой надпрофессиональных умений и навыков, к числу которых относятся моделирование, проектирование, коммуникативные навыки, применение нестандартных подходов к решению учебных и профессиональных задач, работа с информацией, использование ассестивных технологий и т.д. Преподавание учебного предмета «Технология» обучающимся с нарушениями зрения носит профориентационную направленность. Обучающиеся знакомятся с миром профессий, выбирают доступную и востребованную профессию и приобретают начальные профессиональные навыки. Изучение предмета ориентирует обучающихся на современные технологии, лежащие в основе доступных сфер профессиональной деятельности, что способствует повышению мотивации к профессиональному самоопределению и дальнейшей успешной профессиональной самореализации.
Коррекционная направленность учебного предмета «Технология» заключается, прежде всего, в расширении и обогащении предметно- пространственных представлений, накоплении опыта использования

65 сохранных анализаторов при выполнении различных трудовых операций и формировании активной жизненной позиции. Учебный предмет
«Технология» имеет важное значение в преодолении установок на инвалидность, беспомощность и иждивенчество.
Роль и место учебного предмета «Технология» в образовании обучающихся с нарушениями зрения определяют специфику разработки и реализации адаптированной рабочей программы учителя, содержание которой должно обеспечивать, как формирование у обучающихся хозяйственно-бытовых умений, так и овладение технологиями, лежащими в основе доступных профессий.
Преподавание учебного предмета «Технология» обучающимся с нарушениями зрения рекомендуется выстраивать по модульному принципу.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» самостоятельно разрабатывается образовательной организацией и может иметь модульную структуру. В программу рекомендуется включать модули, которые будут знакомить обучающихся с современными технологиями, основами конкретных профессий, а также обеспечивать формирование хозяйственно-бытовых и начальных профессиональных навыков. Рабочая программа должна включать, как инвариантные, так и вариативные модули, выбранные образовательной организацией. Каждый образовательный модуль может быть разделен на части, что позволяет осваивать его содержание в нескольких классах. При формировании рабочей программы по учебному предмету «Технология» необходимо учитывать доступность изучаемых профессий для слепых и слабовидящих обучающихся, специфику их особых образовательных потребностей, интересы и склонности, мнение родителей
(законных представителей), материально-технические и кадровые условия образовательной организации, особенности проживания в конкретном регионе, актуальное состояние современного, в т.ч. регионального рынка труда.