Файл: Нормальная физиология ответы на экзамен с задачами.docx

Добавлен: 13.02.2019

Просмотров: 15874

Скачиваний: 114

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задача 5.

Коля М., 2 лет, доставлен в больницу в тяжѐлом состоянии. Ребѐнок задыхается. Кожа и видимые слизистые резко синюшны. Дыхание глубокое и редкое с участием вспомогательной мускулатуры. Вдох шумный со сви- стом. Во время вдоха происходит втяжение межрѐберных промежутков, надключичных ямок, подчревных об- ластей. Пульс 50/мин. Сознание сохранено. Отец ребѐнка рассказал, что во время игры мальчик что-то взял в рот, стал кашлять и затем задыхаться. Дежурный врач извлѐк из гортани ребѐнка металлическую деталь от иг- рушки, после чего состояние ребѐнка быстро нормолизовалось. Какую вспомогательную дыхательную мускулатуру Вы знаете? Как изменится характер дыхания при суже- нии просвета дыхательных путей?

Задача 5.

К вспомогательным инспираторным мышцам относятся: 1) мышцы, которые могут поднимать ребра (лестничные, большая и малая грудные, передняя зубчатая); 2) мышцы, разгибающие грудной отдел позво- ночника и фиксирующие плечевой пояс при опоре на откинутом назад руки (трапециевидная, ромбовидные, поднимающая лопатки). К вспомогательным экспираторным мышцам относятся: 1) мышцы брюшной стен- ки (косые, поперечная и прямая); 2) внутренние косые межреберные мышцы; 3) мышцы, сгибающие позво- ночник. При сужении просвета дыхательных путей включается вспомогательная дыхательная мускулатура, ды- хание становится глубоким и редким.


Высшая нервная деятельность.

Задача 1.

В целях технического контроля мелких радиодеталей одного из заводов «работали» голуби. Они «сортирова- ли» их, отбирая детали без брака. Методика «обучения» была следующей: на детали без брака наклеивали пше- ничные зѐрна и медленно пускали их по конвейеру. Голубь, пытаясь взять зерно, захватывал деталь. В это вре- мя экспериментатор давал зерно и голубь выпускал деталь. После нескольких таких сочетаний, голубь захваты- вал и сбрасывал с конвейера только качественные детали. Какие закономерности высшей нервной деятельности при этом реализовывались? Как ускорить появление нужного навыка?

Задача 1.

При обучении был использован метод условных рефлексов. Перед опытом голубя не кормят в тече- нии суток, чтобы повысить пищевую возбудимость. Второй этап обучения птиц состоял в выработке диффе- ренцировки — разновидности внутреннего торможения. Предъявление деталей, имеющих отклонение от стан- дарта по форме или окраске, не сопровождалось безусловным подкреплением (пищевым). В результате, брако- ванные детали оставались на конвейере. Такая дифференцировка у голубей возможна благодаря высокой остро- те зрения и тонкому цветоразличению.


Задача 2.

Говорят, что свои знаменитые законы Ньютон и Архимед открыли в необычных ситуациях. Первый – когда на него упало яблоко, второй – когда принимая ванну, увидел вытесненную из неѐ воду. Если это так, то какой принцип высшей нервной деятельности обеспечил учѐным возможность сделать открытия в столь необычных ситуациях? В чѐм его сущность?


Задача 2.

Возможность сделать открытие в подобных ситуациях обеспечила ДОМИНАНТА, господствующий очаг возбуждения в мозгу. Учение о доминанте создано А. А. Ухтомским. Доминанта обладает: повышенной возбудимостью, способностью усиливаться при влиянии импульсов, поступающих из других центров, инертностью, стойкостью возбуждения.


Задача 3.

Один из сотрудников И.П. Павлова выразил удовлетворение по поводу чѐтких, регулярных условных ре- флексов у экспериментальной собаки и пригласил И.П. Павлова на опыт. Опыты в то время проводились таким образом, что экспериментатор и животное находились в одной комнате. Но разделить радость своего ученика И.П. Павлов не смог, условные рефлексы не удались. Сотрудник был сконфужен. После ухода И.П. Павлова рефлексы воспроизводились с прежней чѐткостью. Великий физиолог нашѐл объяснение этому факту. Какова современная трактовка этого явления? Какое отражение в психической деятельности человека оно имеет?

Задача 3.

И. П. Павлов в данной ситуации сыграл роль постороннего раздражителя, вызвавшего ориентировоч- ный рефлекс. Такой рефлекс он назвал «Что такое?». В основе ориентировочного рефлекса лежит внешнее торможение; названное так потому, что раздражители, их вызывающие, адресуются к центрам, лежащим за пределами временной связи выработанного условного рефлекса. Этот вид торможения является врожденным, потому не требует выработки, а осуществляется «с ходу», т. е. после первого же предъявления постороннего раздражителя. По современным представлениям, механизм внешнего торможения рассматривается как конфликт двух возбуждений, из которых заторможенным будет менее сильное. В жизни человека внешнее торможение выражается отвлечением, невозможность сконцентрироваться, нарушением рабочей установки в связи с посторонними помехами.


Задача 4.

У человека правши с ведущими правой рукой, правым глазом, правым ухом, правой ногой произошла травма больших полушарий головного мозга на одной стороне, в результате чего он потерял способность говорить и воспринимать речь. С какой стороны и в каких зонах больших полушарий произошла травма? Как называются расстройства по- добного рода?

Задача 4.

Травмированным было левое полушарие, так как у правшей центр речи располагается в левом полу- шарии. Поражены нижняя лобная и верхняя височная извилины слева, где находятся двигательный центр уст- ной речи и центр, ответственный за понимание слов, описанный Вернике. Невозможность произносить слова получила название моторной афазии, невозможность понимать услышанное — сенсорной афазии.


Задача 5.

Определите тип нервной системы по И.П. Павлову и соответствующий ему темперамент по Гиппократу у двух собак с учѐтом следующих сведений: а) условный слюноотделительный рефлекс удалось выработать на биологически сильное (болевое) раздражение, б) дифференцировочное торможение было выработано без за- труднений и оставалось прочным у обеих собак, в) двусторонняя переделка пары условных ( положительного и отрицательного) рефлексов была так же осуществлена у обоих собак, но у второй собаки она произошла значи- тельно позже. Обоснуйте ответы.


Задача 5.

Способность к выработке положительного условного рефлекса на сверхсильный раздражитель харак- теризует большую силу возбудительного процесса. Способность к быстрой выработке, прочной дифференци- ровке свидетельствует о большой силе тормозного процесса. Следовательно, у обеих собак была большая сила как тормозного, так и возбудительного процесса. Одинаково сильные процессы возбуждения и торможения у обоих собак позволяют считать их тип уравновешенным. Способность к быстрой двусторонней переделке пары условных рефлексов у собаки № 1 характеризует высокую подвижность. Таким образом, ее можно отнести к сильному уравновешенному, подвижному типу нервной системы по И. П. Павлову. Этот тип нервной системы соответствует сангвиническому темпераменту по Гиппократу. Собака № 2 может быть отнесена к сильному, уравновешенному, но инертному типу, так как переделка условных рефлексов у нее осуществляется медленнее. Этот тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика по Гиппократу.


Задача 6.

Больной М., 24 лет, при авиационной катастрофе получил травму черепа. В течение 4 месяцев находился в бессознательном состоянии. Несмотря на принятые меры, спасти больного не удалось. На вскрытии было обна- ружено значительное разрушение ретикулярной формации моста и каудальных частей среднего и продолгова- того мозга. В коре полушарий повреждений обнаружено не было. Почему больной полностью утратил сознание? Что такое ретикулярная формация мозгового ствола? К каким последствиям приводит выключение восходящей активирующей системы?

Задача 6.

Импульсация, возникающая в нейронах ретилярных формаций, оказывает активирующее вли- яние на кору больших полушарий, поддерживая ее тонус. Разрушение ретикулярной формации привело к паде- нию тонуса коры полушарий. Ретикулярная формация — сложный комплекс ретикулярных ядер и путей, образующих единую функциональную систему, простирающуюся от продолговатого до промежуточного мозга. Функция ретикулярных формаций все еще точно не определена. По-видимому, в ретикулярных отделах про- долговатого мозга и моста находятся «центры», контролирующие деятельность дыхательной и сердечно- сосудистой системы, здесь же находится рвотный центр. Другой важной функцией ретикулярной формации является восходящая активация высших уровней мозга (промежуточный мозг, кора мозга).


Система выделения.

Задача 1.

У больной С., 28 лет, после ангины появились отѐки на лице, сильная головная боль, одышка, чувство тяже- сти в правом подреберье и тупые боль в области поясницы. Моча приобрела цвет мясных помоев. Объективно: лицо у больной бледное, отѐчное. Кожа на ногах пастозна. Границы сердца расширены влево на 1 см. Тоны усилены. Имеется акцент 11 тона над аортой. Пульс 60/мин, АД 180 и 100 мм Hg. Печень слегка увеличена и болезненна при пальпации. Суточный диурез 1 литр. Удельный вес мочи 1029. В моче белок (0,2%), большое количество выщелоченных эритроцитов, гиалиновые цилиндры и лейкоциты. В крови увеличено содержание мочевины. Какие показатели отличаются от нормальных? О каких физиологических сдвигах свидетельствуют эти пока- затели? Как участвуют почки в регуляции артериального давления?


Задача 1.

У больной значительно снижен диурез, расширено сердце, повышено артериальное давление, увели- чена и болезненна печень, повышен удельный вес мочи. В моче много белка, эритроцитов, присутствуют гиалиновые цилиндры, лейкоциты. Измененные данные говорят о недостаточности функции почек вследствие воспалительного процесса в них и о нарушении деятельности сердечно-сосудистой системы. Усиленная выра- ботка почками ренина приводит к усиленному образованию из ангиотензиногена ангиотензина-1, который в свою очередь, проходя с кровью через легкие превращается в ангиотензин-II, обладающий сильнейшим вазо- прессорным действием.


Задача 2.

Больной З., 22 лет, жалуется на резко усиленное чувство жажды (выпивает по 10 – 15 л. в сутки). Соответ- ственно увеличено выделенное мочи. Моча почти бесцветная, удельный вес еѐ во всех порциях 1008. Белка, эритроцитов, цилиндров в моче нет. АД 90 и 60 мм Hg. Со стороны внутренних органов никаких изменений не найдено. Какая функция почек нарушена у больного? Какие показатели отличаются от нормальных?

Задача 2.

У данного больного резко нарушена концентрационная функция почек. Очень значительно увели- чен диурез, удельный вес мочи во всех порциях одинаковый низкий (изогипостенурия). Несколько понижено артериальное давление.


Задача 3.

Больной М., 35 лет, жалуется на головные боли, боли в области сердца. Много пьѐт, любит солѐное. Больным считает себя 3 года. Года 4 назад после перенесѐнной ангины некоторое время выделялась моча цвета мясных помоев, были отѐки под глазами. Объективно: сердце расширено влево, имеется акцент 11 тона на аорте. АД 200 и 140 мм Hg. Проба по Зимницкому дала следующие результаты: суточный диурез – 5 л., ночной – 3 л., удельный вес мочи во всех порциях – 1010. Проба с инулином показала, что величина фильтрации равна 60 мл/мин., величина реабсорбции 56,5 мл/мин., (92,5 %). В моче обнаружено незначительное количество белка (0,1%) и эритроцитов. Какие показатели отличаются от нормальных? Как почки участвуют в регуляции артериального давления? Как объяснить гипертонию? Как объяснить полиурию, изостенурию?

Задача 3.

Расширение границ сердца влево, значительно повышенное артериальное давление, увеличенный суточный диурез, никтурия, изостенурия, наличие в моче белка и эритроцитов, снижены величины фильтра- ции и реабсорбции. В юкстагломеруллярных аппаратах почечных нефронов вырабатывается peнин, представ-

ляющий собой протеолитический фермент, расщепляющий альфа-глобулин плазмы ангиотензиноген и превра- щающий его в малоактивный декапептид ангиотензин-1, который под влиянием дипептидкарбоксипептидазы трансформируется в очень активный вазопрессор ангиотензин-II. В результате хронического заболевания почек, увеличена выработка ренина. Из-за поражения почечных канальцев уменьшены фильтрация и реабсорб- ция, нарушена концентрационная способность почек.



Задача 4.

Витя М., 15 лет, перенѐс тяжѐлую диспепсию. На 14 день стул нормализовался, но появились отѐки и резко уменьшилось выделение мочи. При наружном осмотре: массивные отѐки на лице, туловище и конечностях. Кожа сухая, холодная на ощупь. Границы сердца в пределах нормы. Тоны приглушены. Пульс 64/мин., АД 90 и 70 мм Hg. В крови понижено содержание белка и резко повышено содержание холестерина. Диурез 300 мл/сут. Удельный вес мочи 1038. В моче 5% белка, много зернистых и гиалиновых цилиндров, а так же клеток пере- рождѐнного почечного эпителия. Назовите состав вторичной мочи? Почему появились отѐки?

Задача 4.

Суточное количество: 1 — 1,5 л., Удельный вec: 1010—1025, Количество мочевины: 1,5—2%. Су- точное выделение: мочевины: 333—500 мМоль (20—30 т.), мочевой кислоты: 3,0—5,9 мМоль (0,5—1 г.), амми- ака: 17,6—10,5 мМоль (0.3—1,2 г.), хлоридов: 282—451 мМоль (10—16 г.). Вследствие токсического пораже- ния почек больной теряет с мочой очень много белка. Поэтому развиваются гипопротеинемические отеки.


Система кровообращения.

Задача 1.

При врачебном осмотре спортсменов у тяжелоатлета М., 20 лет, были обнаружены изменения со стороны сердца. Верхушечный толчок хорошо виден, сотрясает грудную клетку. Обращает на себя внимание пульсация сонных артерий на шее. Границы сердца расширены вверх и вниз, первый тон на верхушке ослаблен. Имеется ослабление второго тона на аорте. В пятой точке (Боткина Эрба, в месте прикрепления к грудине III реберного хряща) отчѐтливо выслушивается длительный, дующего характера диастолический шум. Пульс 90/мин., быст- рый, высокий. АД 125 и 50 мм Hg. Со стороны других внутренних органов изменений не обнаружено. Жалоб спортсмен не предъявляет. Тяжѐлой атлетикой занимается 2 года. Из анамнеза известно, что в детстве болел ревматизмом. Какие показатели отличаются от нормальных? Как объяснить увеличение размеров сердца у юноши? Какие компенсаторные механизмы включаются при нарушении кровообращения?

Задача 1.

У данного больного тахикардия и низкое диастолическое давление. Вследствие ревматического по- ражения аортального клапана у больного развилась его недостаточность. Часть крови, выброшенной левым желудочком в аорту, возвращается назад через неплотной закрывающийся клапан. Чтобы выбросить увеличен- ный объем крови (поступающая из предсердия + возвращающаяся), миокард левого желудочка должен сокра- щаться с большей силой. Длительная нагрузка на миокард приводит к его физиологической гипертрофии.


Задача 2.

Больная У., 46 лет, с юности страдает комбинированным пороком сердца, сформировавшемся на почве рев- матизма. В течение многих лет чувствовала себя удовлетворительно. В нынешнем году после перенесѐнной ангины состояние больной резко ухудшилось. Жалуется на одышку, сердцебиение, боли в груди, кровохарка- ние, отѐки. Объективно: кожа и видимые слизистые синюшные. Границы сердца расширены во все стороны. Верхушеч- ный толчок разлитой, слабый. У верхушки выслушиваются систолический и диастолический шумы. Второй тон на лѐгочной артерии усилен и расщеплѐн. Пульс 90/мин., неритмичный. АД125 и 85 мм Hg, венозное давление 200 мм Н2О. В лѐгких выслушиваются влажные хрипы. Печень увеличена, болезненна при пальпации. На ногах выраженные отѐки. Лабораторное исследование обнаружило увеличение ОЦК и увеличение количества эрит- роцитов. Исследование с помощью механокардиографа показало уменьшение ударного объѐма сердца. Какие показатели недостаточности кровообращения имеются у больной? Какие рефлекторные и гуморальные механизмы обеспечивают у неѐ поддержание артериального давления на нормальном уровне?