Файл: Вегетативное размножение растений. Клоны. Сохранение признаков материнского организма. Хозяйственное значение. Цель урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вегетативное размножение растений. Клоны. Сохранение признаков материнского организма. Хозяйственное значение.
Цель урока: познакомить обучающихся со способами вегетативного размножения цветковых растений, показать роль вегетативного размножения в природе.
Задачи: - образовательная: углубить знания об особенностях и способах вегетативного размножения растений, усвоить понятие «вегетативное размножение»; - развивающая: развитие навыков анализа; осмысления проблемы, самостоятельный поиск решения проблемы; - воспитывающая: воспитывать ответственность при выполнении полученного задания, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
-
Организационный момент -
Актуализация темы.
Запись на доске «Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству».
В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности растений, одним из которых является размножение.
- Что такое размножение? (Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающих непрерывность и преемственность жизни.)
- Какие виды размножения различают у растений? (Бесполое и половое.)
- Что такое спора? (Специализированная клетка, предназначенная для бесполого размножения.)
- Что такое гамета? (Половая клетка.)
- Какие бывают гаметы? (Яйцеклетки, спермии или сперматозоиды.)
- Что такое зигота? (Оплодотворенная яйцеклетка.)
- Что такое оплодотворение? (Слияние половых клеток.)
- Сравните половое и бесполое размножение
Пункты характеристики | Бесполое размножение | Половое размножение |
1.Количество родителей | Один родительский организм | Два родительских организма |
2.Количество потомков | Два и более | Один |
3.Наследственность | Идентичные друг другу и родителю | Отличаются друг от друга и от родителей |
4.Наличие половых клеток | Отсутствуют | Имеются |
5.Процесс слияния гамет | Отсутствует | Присутствует |
- Что такое бесполое размножение? (Бесполое размножение – форма размножения, при которой организм воспроизводит себя самостоятельно без всякого участия другой особи.)
- Что такое половое размножение? (При половом размножении потомство получается в результате слияния генетического материала двух половых клеток.)
- Как вы считаете, в чем преимущества бесполого и полового способа размножения? (Бесполое: в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью.
Половое: обеспечивает выживание в изменчивой, непостоянной среде, т.к. новые признаки могут оказаться полезными при изменении условий среды.)
Учитель: у многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого), что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в различных условиях обитания. Назовите эти растения. ( Водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны.)
- Как размножаются голосеменные растения? (половым способом)
Тест
1.Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.
2.На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
3.В женских шишках хвойных образуется пыльца.
4.В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
5.Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
6.Опыление голосеменных происходит с помощью ветра.
7.Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.
8.После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.
9.На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
10.Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше
(СЛАЙД №4) Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | - | + | + | + | - | + | - |
Самопроверка теста: 0-1ош. – «5»; 2-3ош. – «4», 4-5ош. – «3».
-
Изучение нового материала
Наиболее распространенной формой бесполого размножения является вегетативное размножение.
Тема урока: «Вегетативное размножение».
Вегетативное размножение - образование новой особи из многоклеточной части родительской особи или размножение с помощью вегетативных органов.
Ответьте на вопросы.
Вспомните, на какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? (Органы можно разделить на вегетатвные и генеративные.)
- Какие органы являются генеративными? (Это цветки, плоды, семена.)
- Какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)
- Какая их основная функция? (Обеспечение растений водой, органическими и минеральными веществами.)
Мы знаем, что кроме основных функций вегетативные органы иногда выполняют и другие, не свойственные им функции.
- Приведите примеры растений, вегетативные органы которых выполняют помимо основных функций какие-либо дополнительные? (Функцию запасания питательных веществ выполняют корневые клубни георгина, корень моркови, видоизмененный стебель картофеля, особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот.)
В вегетативном размножении могут участвовать любые из вегетативных органов растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе. Известно несколько способов вегетативного размножения растений
В егетативное размножение
корнем листом побегом
черенками корневыми отпрысками подземные надземные
- клубнями - стеблевыми черенками
- луковицами - усами
- корневищами - отводками
- прививкой
Учитель: Замечательную способность размножаться вегетативно издавна использовал человек. Многие растения человек вообще размножает только вегетативно.
таблицу «Вегетативное размножение растений».
Способ вегетативного размножения растений | Названия растений |
А.Лист 1. листовыми черенками | сердечник луговой, каланхоэ, бегония, очиток, глоксиния, фиалка |
2. частями листа | бегония Рекс, сансевьера |
Б.Корень 1. корневыми отпрысками | рябина, осина, Иван-чай, малина, вишня, облепиха |
2. корневыми черенками | одуванчик, шиповник, осот, азалия, ива |
В.Подземные видоизмененные побеги 1 .корневище | пырей, ландыш, ирис, ревень, орхидея |
2. клубень | хохлатка, картофель, топинамбур |
3. луковица | пролеска, тюльпан, лук, чеснок, лилия, нарцисс. |
Г. Надземные части побегов 1. стеблевые черенки | ива, смородина, бальзамин, традесканция, хризантема |
2. отводки | жасмин, смородина, крыжовник |
3. усы | земляника, лютик, хлорофитум, камнеломка, виктория, клубника. |
Проверка заполнения таблицы.
Беседа с опорой на жизненный опыт. Как размножают садовую землянику? Что представляет собой черенок? Какие растения размножаются черенками? Чем отличается размножение малины or размножения смородины и крыжовника? Как размножают картофель? Какие растения размножают листьями в оранжереях и теплицах?
Итак, человек, изучив особенности размножения растений в природе, использует эти знания при выращивании культурных растений для получения высоких урожаев.
Учитель. Рассказ о размножении прививками и «глазками»
Прививка – приживление части одного растения на другое.
Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).
Прививка:
а) почкой (летом);
б) черенком (весной).
Привой – глазок или черенок культурного растения, который взят для прививки.
Подвой – растение, к которому прививают.
Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.
Сообщение учащегося о размножении культурой ткани.
Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани. Позволяет выращивать в более короткие сроки, в любое время, большое количество не зараженного посадочного материала (орхидеи, гвоздики, жень-шень, картофель).