Файл: Вегетативное размножение растений. Клоны. Сохранение признаков материнского организма. Хозяйственное значение. Цель урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вегетативное размножение растений. Клоны. Сохранение признаков материнского организма. Хозяйственное значение.

Цель урока: познакомить обучающихся со способами вегетативного размножения цветковых растений, показать роль вегетативного размножения в природе.

Задачи: - образовательная: углубить знания об особенностях и способах вегетативного размножения растений, усвоить понятие «вегетативное размножение»; - развивающая: развитие навыков анализа; осмысления проблемы, самостоятельный поиск решения проблемы; - воспитывающая: воспитывать ответственность при выполнении полученного задания, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент


  2. Актуализация темы.

Запись на доске «Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству».

В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности растений, одним из которых является размножение.

- Что такое размножение? (Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающих непрерывность и преемственность жизни.)

- Какие виды размножения различают у растений? (Бесполое и половое.)

- Что такое спора? (Специализированная клетка, предназначенная для бесполого размножения.)

- Что такое гамета? (Половая клетка.)

- Какие бывают гаметы? (Яйцеклетки, спермии или сперматозоиды.)

- Что такое зигота? (Оплодотворенная яйцеклетка.)

- Что такое оплодотворение? (Слияние половых клеток.)

 - Сравните половое и бесполое размножение

Пункты характеристики

Бесполое размножение

Половое размножение

1.Количество родителей

Один родительский организм

Два родительских организма

2.Количество потомков

Два и более

Один

3.Наследственность

Идентичные друг другу и родителю

Отличаются друг от друга и от родителей

4.Наличие половых клеток

Отсутствуют

Имеются

5.Процесс слияния гамет

Отсутствует

Присутствует


- Что такое бесполое размножение? (Бесполое размножение – форма размножения, при которой организм воспроизводит себя самостоятельно без всякого участия другой особи.)

- Что такое половое размножение? (При половом размножении потомство получается в результате слияния генетического материала двух половых клеток.)

- Как вы считаете, в чем преимущества бесполого и полового способа размножения? (Бесполое: в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью.

Половое: обеспечивает выживание в изменчивой, непостоянной среде, т.к. новые признаки могут оказаться полезными при изменении условий среды.)

Учитель: у многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого), что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в различных условиях обитания. Назовите эти растения. ( Водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны.)

- Как размножаются голосеменные растения? (половым способом)

Тест

1.Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.

2.На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.

3.В женских шишках хвойных образуется пыльца.

4.В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.

5.Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.

6.Опыление голосеменных происходит с помощью ветра.

7.Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.

8.После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.

9.На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.

10.Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше

(СЛАЙД №4) Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-


Самопроверка теста: 0-1ош. – «5»; 2-3ош. – «4», 4-5ош. – «3».

  1. Изучение нового материала

Наиболее распространенной формой бесполого размножения является вегетативное размножение.

Тема урока: «Вегетативное размножение».

Вегетативное размножение - образование новой особи из многоклеточной части родительской особи или размножение с помощью вегетативных органов.

Ответьте на вопросы.

Вспомните, на какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? (Органы можно разделить на вегетатвные и генеративные.)

- Какие органы являются генеративными? (Это цветки, плоды, семена.)

- Какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

- Какая их основная функция? (Обеспечение растений водой, органическими и минеральными веществами.)

Мы знаем, что кроме основных функций вегетативные органы иногда выполняют и другие, не свойственные им функции.

- Приведите примеры растений, вегетативные органы которых выполняют помимо основных функций какие-либо дополнительные? (Функцию запасания питательных веществ выполняют корневые клубни георгина, корень моркови, видоизмененный стебель картофеля, особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот.)

В вегетативном размножении могут участвовать любые из вегетативных органов растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе. Известно несколько способов вегетативного размножения растений

В егетативное размножение

     

корнем листом побегом

черенками корневыми отпрысками подземные надземные

- клубнями - стеблевыми черенками

- луковицами - усами

- корневищами - отводками


- прививкой


Учитель: Замечательную способность размножаться вегетативно издавна использовал человек. Многие растения человек вообще размножает только вегетативно.

таблицу «Вегетативное размножение растений».

Способ вегетативного размножения растений

Названия растений

А.Лист

1. листовыми черенками

сердечник луговой, каланхоэ,

бегония, очиток, глоксиния, фиалка

2. частями листа

бегония Рекс, сансевьера

Б.Корень

1. корневыми отпрысками

рябина, осина, Иван-чай, малина, вишня, облепиха

2. корневыми черенками

одуванчик, шиповник, осот, азалия, ива

В.Подземные видоизмененные побеги

1 .корневище

пырей, ландыш, ирис, ревень, орхидея

2. клубень

хохлатка, картофель, топинамбур

3. луковица

пролеска, тюльпан, лук, чеснок, лилия, нарцисс.

Г. Надземные части побегов
1. стеблевые черенки

ива, смородина, бальзамин, традесканция, хризантема

2. отводки

жасмин, смородина, крыжовник

3. усы

земляника, лютик, хлорофитум, камнеломка, виктория, клубника.

Проверка заполнения таблицы.

Беседа с опорой на жизненный опыт. Как размножают садовую землянику? Что представляет собой черенок? Какие растения размножаются черенками? Чем отличается размножение малины or размножения смородины и крыжовника? Как размножают картофель? Какие растения размножают листьями в оранжереях и теплицах?

Итак, человек, изучив особенности размножения растений в природе, использует эти знания при выращивании культурных растений для получения высоких урожаев.



Учитель. Рассказ о размножении прививками и «глазками»

Прививка – приживление части одного растения на другое.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Прививка:

а) почкой (летом);

б) черенком (весной).

Привой – глазок или черенок культурного растения, который взят для прививки.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Сообщение учащегося о размножении культурой ткани.

Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани. Позволяет выращивать в более короткие сроки, в любое время, большое количество не зараженного посадочного материала (орхидеи, гвоздики, жень-шень, картофель).