Файл: Философские проблемы искусственного интеллекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Физико-технический институт

Кафедра Бизнес-информатики и математического моделирования


ЭССЕ

по дисциплине «Искусственный интеллект: технологии и человек» на тему: «Философские проблемы искусственного интеллекта»
Выполнил: обучающийся 1 курса

Группы ДУК-60

Тохтаровой Диляры Эмильевны

Симферополь, 2023

ВВЕДЕНИЕ
Могут ли машины думать? Именно такой вопрос задал известный британский ученый Алан Тьюринг в своей работе «Вычислительная техника и интеллект» в 1950 году. Еще точнее, он задал вопрос «могут ли машины делать, что мы (как мыслящие существа) можем делать?».

Искусственный интеллект (ИИ) был предметом интереса и увлечения на протяжении многих лет. По мере развития технологий развиваются и системы искусственного интеллекта, которые становятся все более изощренными и интегрируются в нашу повседневную жизнь. Однако этот быстрый прогресс в области ИИ также поднял множество философских вопросов и опасений по поводу природы сознания, пределов человеческого знания и этики создания интеллектуальных машин.

Поскольку мы продолжаем развивать эти системы, важно, чтобы мы вдумчиво и критически размышляли о последствиях этой технологии для нашего понимания самих себя и мира вокруг нас.

Актуальность: философские проблемы ИИ имеют важность в современном мире из-за возрастающей роли ИИ в нашей жизни. По мере того, как ИИ продолжает развиваться, возникают важные вопросы о природе сознания, свободы воли и этики. Например, могут ли машины действительно быть сознательными или иметь свободную волю, и если да, то каковы последствия для общества и нашего понимания человечества? Кроме того, использование ИИ при принятии решений и возможность предвзятости вызывают этические проблемы, которые необходимо решить. Таким образом, изучение философских проблем искусственного интеллекта имеет решающее значение для того, чтобы помочь нам понять влияние ИИ на наше общество и его этические и моральные последствия.

Цель: определить и проанализировать философские проблемы создания и использования искусственного интеллекта.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Искусственный интеллект стал одним из самых выдающихся технологических достижений современности. ИИ — это отрасль информатики,
которая занимается созданием машин, способных выполнять задачи, обычно требующие человеческого интеллекта. Однако ИИ поднимает несколько философских проблем, вызвавших споры среди ученых и экспертов. В этом эссе будут рассмотрены некоторые из этих проблем, в том числе природу интеллекта, проблему сознания и этику ИИ.

Основная философская проблема в области искусственного интеллекта заключается в доведении возможности и целесообразности моделирования процесса мышления человека. Существует опасность тратить время на изучение того, что невозможно создать, в частности, на современном этапе развития человечества. Примером подобного времяпрепровождения может быть занятие научным коммунизмом — наукой, что на протяжении десятилетий изучала то, чего нет, и в обозримом будущем быть не может.

Первое доказательство выходит из области схоластики и говорит о непротиворечии искусственного интеллекта и Библии. Об этом говорят слова священного писания: «И создал Господь Бог человека по своему образу и подобию». Исходя из этих слов, можно утверждать, что, поскольку люди по своей сути подобные Творцу, то они вполне могут искусственным путем создать несколько по собственному образу и подобию.

Второй довод вытекает из успехов человечества, достигнутых в области создания нового разума биологическим путем. В 90-х годах прошлого столетия появилась возможность клонирования млекопитающих, начиная с овечки Долли. Дальнейшие достигнутые успехи в данном направлении заключаются в создании форм искусственной жизни, не имеющие никакого естественного экземпляра, к которому бы они были похожи. Например, кролики с дополнительным геном, что создает эффект светлячка. В отличие от клонов, эти формы в полной мере представляют собой искусственную жизнь. Вместе с тем, такие существа можно считать интеллектуальными, учитывая их способности к элементарному обучению. Поэтому они могут называться системами искусственного интеллекта, хотя несотворенным на основе использования средств вычислительной техники, которые представляют наибольший интерес для человечества.

Третий довод — это доказательство возможности самовоспроизведения объектов, состоящих из неживой материи. Способность к самовоспроизводству, как признак наличия интеллекта, долгое время считалась прерогативой живых организмов. Однако некоторые явления, происходящие в неживой природе, например, рост кристаллов, синтез сложных молекул через копирования, во многом идентичны самовоспроизводству.



Четвертое доказательство — это существование принципиальной возможности автоматизации решения интеллектуальных задач с помощью вычислительной техники. Она обеспечивается ее свойством алгоритмической универсальности. Алгоритмическая универсальность вычислительных машин означает, что на них можно программно реализовывать любые алгоритмы преобразования информации: вычислительные алгоритмы, алгоритмы управления, поиска доказательства теорем и т.д. При этом, подразумевается, что процессы, порождаемые этими алгоритмами, являются потенциально осуществимыми, то есть, что они осуществляются в результате проведения конечного количества элементарных операций.

Первая философская проблема ИИ касается природы интеллекта. Интеллект — сложное понятие, не имеющее точного определения. Некоторые философы рассматривают интеллект как способность учиться, решать проблемы и рассуждать абстрактно. Другие видят в этом способность адаптироваться к новым ситуациям и делать прогнозы на основе прошлого опыта. Исследователи ИИ пытались воспроизвести человеческий интеллект в машинах, но остается вопрос, могут ли машины действительно быть разумными.

Одним из аргументов против идеи машинного интеллекта является то, что у машин отсутствует сознание. Сознание относится к субъективному опыту осознания своего окружения и собственного существования. Некоторые философы утверждают, что сознание необходимо для истинного интеллекта, поскольку оно позволяет людям испытывать эмоции, принимать решения, основанные на личных ценностях, и иметь чувство самосознания. Машины, с другой стороны, не имеют субъективного опыта и, следовательно, не могут быть сознательными. Поэтому некоторые философы утверждают, что машины не могут быть разумными так же, как люди.

Второй философской проблемой ИИ является проблема сознания. Сознание — одно из самых фундаментальных и загадочных явлений во Вселенной. Некоторые философы утверждают, что сознание является фундаментальным свойством Вселенной, в то время как другие считают, что оно возникает в результате сложных взаимодействий между нейронами в мозгу. Однако остается открытым вопрос, смогут ли машины когда-либо обладать сознанием.

Одним из аргументов против идеи сознательных машин является то, что сознание является эмерджентным свойством сложных биологических систем. Машины, будучи небиологическими по своей природе, не обладают необходимой физической структурой для поддержки сознания. Некоторые философы утверждают, что сознание — это не только вопрос сложности, но и включает в себя определенный тип субъективного опыта, который уникален для биологических организмов. Поэтому неясно, смогут ли машины когда-либо действительно обладать сознанием, даже если они способны имитировать разумное поведение.


Третья философская проблема ИИ касается этики создания и использования интеллектуальных машин. По мере развития технологии искусственного интеллекта возникают важные этические вопросы о том, как следует разрабатывать и использовать эти машины. Например, если машины способны принимать решения самостоятельно, кто несет ответственность за их действия? Должны ли мы предоставить машинам юридические права и защиту или относиться к ним как к простому инструменту? Что произойдет, если машины станут умнее людей и начнут принимать вредные для нас решения?

Одной из самых больших проблем, связанных с ИИ, является возможность его использования в войне. Автономное оружие, также известное как роботы-убийцы, представляет собой тип оружия с искусственным интеллектом, которое может выбирать цели и поражать их без вмешательства человека. Многие эксперты высказывают опасения, что это оружие может быть использовано для совершения военных преступлений или причинения непреднамеренного вреда. Есть также опасения по поводу того, как ИИ можно использовать для манипулирования поведением людей, например, в случае целевой рекламы или политической пропаганды.

В работах по искусственному интеллекту постоянно используется термин "цель". Анализ отношения средств к цели А. Ньюэлл и Г. Саймон называют в качестве одной из "эвристик". В психологической теории деятельности "цель" является конституирующим признаком действия в отличии от операций (и деятельности в целом). В то время как в искусственных системах "целью" называют некоторую конечную ситуацию, к которой стремится система. Признаки этой ситуации должны быть четко выявленными и описанными на формальном языке. Цели человеческой деятельности имеют другую природу. Конечная ситуация может по-разному отражаться субъектом: как на понятийном уровне, так и в форме представлений или перцептивного образа. Это отражение может характеризоваться разной степенью ясности, отчетливости. Кроме того, для человека характерно не просто достижение готовых целей, но и формирование новых.

Также работа систем искусственно интеллекта, характеризуется не просто наличием операций, программ, "целей", а как отмечает О. К. Тихомиров, - оценочными функциями. И у искусственных систем есть своего рода "ценностные ориентации". Но специфику человеческой мотивационно-эмоциональной регуляции деятельности составляет использование не только константных, но и ситуативно возникающих и динамично меняющихся оценок, существенно также различие между словесно-логическими и эмоциональными оценками. В существовании потребностей и мотивов видится различие между человеком и машиной на уровне деятельности. Этот тезис повлек за собой цикл исследований, посвященных анализу специфики человеческой деятельности.


Между прочим, именно недостаточная изученность процесса целеобразования нашла свое отражение в формулировании "социального заказа" для психологии со стороны исследователей проблемы существенное стимулирующее влияние психологической науки.

Информационная теория эмоцийСимонова также в значительной степени питается аналогиями с работами систем искусственного интеллекта. Кроме того, проблема волевого принятия решения в психологии в некоторых работах рассматривается как формальный процесс выбора одной из множества заданных альтернатив, опуская тем самым специфику волевых процессов.

Таким образом все три традиционные области психологии - учения о познавательных, эмоциональных и волевых процессах оказались под влиянием работ по ИИ, что по мнению О. К. Тихомирова привело к оформлению нового предмета психологии - как наука о переработке информации, научность этого определения достигалась за счет "технизации" психологического знания.

Обращаясь к проблеме роли ИИ в обучения Л. И. Ноткин рассматривает этот процесс как одну из разновидностей взаимодействия человека с ЭВМ, и раскрывает среди перспективных возможностей те, которые направлены на создание так называемых адаптивных обучающихся систем, имитирующих оперативный диалог учащегося и преподавателя-человека.

В заключение ИИ поднимает несколько философских проблем, требующих тщательного рассмотрения и обсуждения. Эти проблемы включают природу интеллекта, проблему сознания и этику создания и использования интеллектуальных машин. Хотя ИИ может принести много пользы обществу, важно решить эти философские проблемы, чтобы обеспечить разработку и использование ИИ ответственным и этичным образом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что философские проблемы искусственного интеллекта сложны и многогранны, на них нет простых ответов или решений. Развитие ИИ подняло важные вопросы о природе сознания, свободы воли и определении самого интеллекта. Эти вопросы вызвали споры среди философов, ученых-компьютерщиков и специалистов по этике о том, как мы должны подходить к разработке ИИ и какую моральную ответственность люди несут по отношению к этим разумным машинам.

Одной из самых насущных проблем, связанных с ИИ, является его потенциальное влияние на общество. Поскольку ИИ продолжает развиваться и становиться все более изощренным, существуют риски, что он