Файл: Обучающегося iv курса Направления подготовки 49. 03. 01 Физическая культура и спорт.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского») Бардин Вадим Витальевич Обучение плаванию слабослышащих детей

Обучающегося IV курса

Направления подготовки 49.03.01 Физическая культура и спорт

Форма обучения очная

Преподаватель Евстафьева И.

Плавание –

  • это один из наиболее действенных методов коррекции физического развития слабослышащих детей. Разработана программа обучения навыкам плавания детей с нарушениями слуха.
  • Программа включает два этапа: предварительный и основной. У слабослышащих предварительный этап продолжается два первых года обучения (1—2 класс). Введение этого этапа необходимо для подготовки опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы. Создаются мотивационные установки на занятия плаванием, решаются задачи формирования навыков работы в группе с повышением внимания и дисциплинированности.

На втором основном этапе (3 класс)

  • слабослышащих детей обучали упражнениям для освоения в воде и плаванию на груди и на спине. В процессе обучения применялись следующие методы и методические приемы ― практические, наглядные и словесные.
  • Обучение плаванию слабослышащих детей имеет ряд особенностей.
  • 1. На подготовительном этапе не следует применять имитационные упражнения.
  • 2. На подготовительном этапе обучения игровой метод используется только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и т. д., а также в виде упражнений на концентрацию и переключение внимания.
  • 3. Скольжению на груди детей обучают со 2-го занятия. При этом опираются на проприоцептивную чувствительность.
  • 4. Большая часть детей успешнее осваивает плавание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве.
  • 5. На начальном этапе способу плавания кроль на груди обучают без акцента внимания на согласование выдоха в воду и движений рук.
  • 6. Для увеличения плотности урока после 5-го занятия класс делится на 2 подгруппы. Критерием служат результаты проплыва отрезка 5 м. Проведение урока в подгруппах обеспечивается двумя преподавателями.

  • 7. После 5-го занятия проводят открытые уроки для родителей, на которых слабослышащие дети демонстрируют свои достижения.
  • 8. Для развития дыхательных мышц, на первых 10-ти занятиях особое внимание уделяют обучению выдоха в воду.
  • 9. Упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполняются стоя в воде у неподвижной опоры.
  • 10. На первых 5-ти занятиях, до освоения техники скольжения, не используются упражнения на погружение («поплавок» и др.), поскольку они создают дискомфорт, дезориентируют и вызывают у ребенка страх.
  • 11. Для освоения контакта с водой применяют игры и эстафеты, прыжки в воду в вариативных условиях, скатывание с горок разной высоты.
  • 12. Для регулирования психического состояния и поведения слабослышащих детей применяются упражнения игровой направленности.
  • 13. Для осмысления заданий в занятии необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной.
  • 14. В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску.
  • 15. Для психической поддержки при обучении движению в воде используются индивидуальный подход.
  • 16. Выполняются задания с оценкой действий партнером, что является дополнительным психологическим стимулом в освоении движений в воде.
  • 17. Доступность материала обеспечивается сочетанием наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи, выразительной артикуляции.
  • 18. К особенностям наглядного обучения можно отнести и показ упражнения, который осуществляется перед их выполнением. Это является дополнительным способом организации группы.
  • При выполнении программы, на 5-м занятии 53% детей могли проплыть самостоятельно 5 м, 27% смогли проплыть 12,5 м с плавательной доской, 20% не смогли поплыть. На 10-м занятии 80% детей могли самостоятельно проплыть 12,5 м, 20% проплыли 25 м с доской. На 15-м занятии все занимающиеся опытной группы проплыли 25м самостоятельно.
  • Таким образом, специалисты, работающие со слабослышащими детьми, могут воспользоваться следующими методическими рекомендациями.
  • .


  • Для повышения эмоциональности занятий, создания заинтересованности и положительной мотивации используются подвижные игры в воде, в которых решаются также и коррекционные задачи. На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями. Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде.
  • «Нырки»
  • Цель: ознакомление детей с водой. Количество игроков: 6—15. Инвентарь: легкий яркий мяч. Инструкция. В мелкой части бассейна поплавками отмечается круг диаметром 5—6 м. В кругу размещаются дети, играющие роль нырков. За кругом — столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого-нибудь из них. Единственное спасение для нырков — проворно погрузиться с головой под воду. Каждое попадание мяча выводит нырка из круга. Игра проводится на время, через 5 мин нырки и охотники меняются местами.

«Резиновый мячик»

  • Цель: обучение детей вдоху и выдоху. Количество игроков: 4—10. Инвентарь: резиновые мячи (или другие не тонущие предметы). Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому не тонущему предмету). По команде дети, кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех. То же задание выполняется подряд 3—5 раз. Во время игры не обходимо обеспечить безопасность детей.
  • «Слалом»
  • Цель: обучение детей свободному передвижению в воде. Играют две команды по 4—8 человек с равным количеством мальчиков и девочек. Инвентарь: 6 буйков. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 м устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь, и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Команды должны быть примерно равны по силам.

«Водолазы»

  • Цель: обучение детей погружению в воду и ориентировании под водой. Количество игроков: 6—8. Инвентарь: 10—15 цветных тарелочек или других тонущих предметов. Инструкция. На дно неглубокого бассейна бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 с) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек.
  • Вариант. Можно разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета. Следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков

Немаловажную роль играет и подбор упражнений для решения конкретных задач:

  • - для освоения с водой применяются игры и эстафеты, прыжки в воду;
  • - для регулирования уровня эмоционального фона занятий, комфортного психологического состояния и поведения слабослышащих детей применяются упражнения игровой направленности;
  • - для полного осмысления заданий необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной. Разбираются основы упражнения и его элементы. Добавляется проговаривание ключевых слов после выхода на сушу.
  • В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску. Для обеспечения психологической поддержки при обучении двигательным действиям в воде нами используется индивидуальный подход с положительной оценкой.
  • Построение занятий с глухими и слабослышащими детьми, с учетом особенностей их развития и восприятия окружающего мира, использование специальных методов и приемов дают устойчивые положительные результаты.

Спасибо!

  • Будьте здоровы!!!!