Файл: В связи с этим, возникает необходимость минимизации временных и финансовых затрат при прохождении товарными потоками таможенных границ сопредельных государств и уменьшения внешнеторговых рисков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Актуальность исследования. Необходимость коренного изменения международного положения РФ, ее места в системе мировых хозяйственных связей, а также негативные последствия глобального финансового кризиса для экономик большинства стран определяют актуальность разработки новых подходов к регулированию внешнеторговых потоковых процессов.
Как показывает практический опыт развития внешней торговли, операции по перемещению товарных потоков на мировом рынке являются более дорогими и сложными, чем аналогичные операции, выполняемые на национальном рынке в сфере внутренней торговли.
В связи с этим, возникает необходимость минимизации временных и финансовых затрат при прохождении товарными потоками таможенных границ сопредельных государств и уменьшения внешнеторговых рисков. Достижение этой цели невозможно без применения инструментария логистики в таможенной сфере, так как в таможенном деле цели и задачи логистики непосредственно связаны с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, то есть с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Так же усиление конкуренции на глобальных рынках товаров и услуг обусловило необходимость минимизации издержек, связанных с реализацией внешнеторговых сделок, в том числе и с выполнением операций по таможенной отчистке товаров.
Сущность логистического подхода к управлению внешнеторговыми потоковыми процессами заключается в том, чтобы эффективно и рационально организовать взаимодействие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таким способом, который бы обеспечивал минимизацию временных и финансовых затрат на прохождение товарными потоками таможенных границ сопредельных государств и позволял согласовать интересы всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
После создания ЕАЭС и создания Единого экономического пространства, развитие логистической инфраструктуры в таможенной сфере стало еще более значимым для национальной экономики.
Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования выбранной темы, так как логистика таможенного дела направлена на повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, за счет повышения качества предоставляемых услуг. В результате этого будут обеспечены национальное развитие торговли, ускорение товарооборота и своевременное, полное наполнение доходной части федерального бюджета РФ.
Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении в транспортировании, складировании и материальных и нематериальных ресурсов в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов и п/ф, доведения готовой продукции до потребителя в, а также передачей хранения и переработки информации и финансовых потоков. Логистика - наука об управлении товародвижением.
Таможенная логистика представляет собой комплекс мероприятий по перемещению грузов через таможенную границу государства. Главной целью таможенной логистики является содействие развитию международной торговли, ускорение товароооборота, расширение и укрепление внешнеторговых связей государства.
Главным назначением таможенной логистики является обеспечение условий наиболее эффективного функционирования процессов импорта и экспорта продукции, снижение издержек таможенных органов и других субъектов внешнеэкономической деятельности.
Таможенная логистика относительно управления внешнеторговыми сделками рассматривается, как правило через систему таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, так как она способна обеспечить минимизацию временных и финансовых затрат на перемещение товаров через таможенные границы стран в интересах всех участников ВЭД.
Основными нормативными актами взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД являются:
Во-первых, Договор о Евразийском экономическом союзе. Согласно разделу VIII «Таможенное регулирование» и статье 32 «таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и международными договорами, и актами, регулирующими таможенные правоотношения, составляющие право Союза, а также в соответствии с положениями Договора» [1].
Федеральный закон о таможенном регулировании в российской федерации и внесении изменений
Во-вторых, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» устанавливает основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на основе таможенно-тарифных и нетарифных методов, а также запреты и ограничения на внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также меры экономического и административного характера [3].
В-третьих, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ устанавливает порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых для защиты экономических интересов товаропроизводителей Российской Федерации. Основным отличием этого Закона от других законодательных актов является детальная процедура расследования с целью установления роста импорта, выявления ущерба отрасли экономики России или угрозы такого ущерба в результате незаконного ввоза товаров, а также демпинговый импорт или импорт субсидируемых товаров, наличие нанесенных в результате секторов российской экономики материального ущерба или угроза такого ущерба.
В-четвертых, Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 23.07.2013) «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Таможенный тариф, согласно закону, является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации, определяет правила налогообложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации [2]. По своему содержанию тариф носит экономический характер, что предпочтительнее в рыночной экономике, которая предполагает установление объективного соотношения внутренних и мировых цен, реального обменного курса. В дефицитной экономике таможенный тариф теряет свою эффективность и заменяется более жесткими нетарифными методами.
Приоритетные вопросы для урегулирования в таможенном кодексе
- вопросы уточнения полномочий комиссии в части формирования электронных документов
Лжетранзит
Возврат (обмен) товаров, реализованных МБТ физическим лицам
Совершенствование норм, касающихся исчисления размера обеспечения исполнения обязанностей УЭО
Вопросы статуса рыбной продукции, добытой в открытом море
Перемещение через союзную границу контейнеров
Вопросы связанные с участием и порядком завершения отдельных таможенных процедур
Одной из основных задач перед правовым обеспечением таможенной логистики - это дальнейшее совершенствование нормативной базы, которая должна способствовать увеличению объема транзитных грузоперевозок и повышению качества услуг для всех участников этого процесса путем создания единой системы таможенного транзита, так называемых коридоров доверия, основанныхс на применении навигационных пломб, и единых гарантийных механизмов.
Заключение
Таким образом, применяемые таможенными органами таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли направлено на продвижение целей и задач внешнеэкономической деятельности, а также на обеспечение безопасности страны и защиту национальных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования больше соответствуют характеру рыночных отношений и поэтому играют важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности в современных условиях. В современных условиях таможенно-тарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в экономике.
Литература
-
Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.01.2020) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/. - 05.03.2021. -
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) (с изменениями и дополнениями) // Текст Кодекса опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 января 2018 г. -
Товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС. (редакция от 16.03.2020 года) (в т.ч. с изменениями вступ. в силу с 04.05.2020) Официальный сайт ЕАЭС http://www.eaeunion.org/. - 12.01.2021. -
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (с изменениями и дополнениями)// Собрании законодательства РФ от 6 августа 2018 г. N 32 (часть I) ст. 5082 -
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"// Собрании законодательства РФ от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850 -
Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 10 июня 1993 г. N 23 ст. 821