ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нейропсихологическое исследование эмоционально-волевой сферы.
Эмоции представляют собой сложные системные психологические образования, включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся на разных потребностях.
В процессе социокультурного развития на основе базовых эмоций формируется сложный многокомпонентный комплекс высших эмоций, эмоциональных явлений и состояний, объединенных в целостную эмоционально-личностную сферу, тесно связанную с познавательными процессами.
Эмоциональные нарушения входят в характеристику «лобного» синдрома в виде эмоционального безразличия, благодушия, эйфории, эмоционального паралича.
При поражении орбитальной поверхности лобных долей выявляется растормаживание примитивных влечений (пищевых, половых). При поражении правого полушария чаще отмечается лабильность эмоциональных реакций, неспособность к эмоциональному контролю. При поражении правой височной доли наблюдается чрезмерные по силе аффекты или резкое снижение аффективного тонуса. При поражении височной доли левого полушария нередко возникает тревожно-фобическая депрессия.
Левополушарные «лобные» больные характеризуются общей заторможенностью, вялостью, пассивностью, депрессивным состоянием, подавленностью; при поражении правой лобной доли чаще возникают состояния благодушия, эйфории, беспечности, отсутствует переживание своей болезни. Патологический смех часто связан с правосторонним, патологический плач – с левосторонним поражением.
При поражениях гипофизарно-гипоталамической области отмечается постепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств на фоне изменения психики в целом, височной области – устойчивые депрессии и яркие аффекты на фоне сохранных личностных свойств, лобных областей – обеднение эмоций, появление «эмоциональных параличей» или эйфории в сочетании с грубыми изменениями всех психических процессов и личности больного.
Современная отечественная нейропсихология рассматривает сознание как высшую форму отражения человеком внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) мира в виде символов 42 (слов, знаков) и образов, как интегративный сообщенный «образ мира» и «образ своего Я», как продукт деятельности мозга:
1. Поражение стволовых структур приводит к нарушениям сознания по типу комы, отключения. Эти нарушения могут носить приступообразный, пароксизмальный и устойчивый характер.
2. Поражение диэнцефальных (гипофизарно-гипоталамических) структур также приводит к нарушениям сознания по типу отключений.
3. Поражение структур лимбической системы (поясной коры, мозолистого тела, гиппокампа, амигдолы и др.) приводит к появлению спутанного состояния сознания, сочетающегося с нарушениями памяти, имеющими пароксизмальный или стабильный характер. Возможны устрашающие галлюцинации, полная дезориентировка в себе, в окружающем (пространстве, времени).
4. Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей являются корковым уровнем неспецифической системы. Поражение этих отделов может проявляться в виде нарушений сознания по типу отключений (в остром периоде заболевания) либо в виде трудностей ориентировки во времени, в собственном состоянии, а также в виде нарушений семантической памяти, осознанности психических процессов.
5. При локализации поражения в премоторных отделах мозга лобной области возможно возникновение эпилептических припадков, нарушений сознания по типу отключений и общих судорожных состояний. Возможны «малые» припадки с кратковременным отключением сознания.
6. Дисфункция префронтальных (преимущественно корковых) отделов мозга (лобная область) протекает с нарушениями сознания по типу расстройства ориентировки в окружающем, в частности, во времени, в себе. Наблюдаются конфабуляции, спутанность сознания, психические автоматизмы.
7. Поражение корково-подкорковых структур правого полушария (у правшей), расположенных в лобных и передневисочных областях мозга, ведет к расстройствам сознания в виде деперсонализации, нарушений самосознания, а также к явлениям анозогнозии, игнорированию звуковых стимулов, поступающих слева. Возможны односторонняя фиксированная гемианопсия (больной не осознает слепоты в левой половине зрительного поля), односторонние оптикопространственные нарушения в виде игнорирования левой части изображения (больной может рисовать только правую половину дома, человека).
8. Поражение корково-подкорковых областей передних (лобных) и средних (височно-теменных) отделов левого полушария сопровождается нарушениями сознания по «речевому» типу, когда 43 дезориентировка в себе и окружающем (пространстве, времени) протекает на фоне речевых расстройств (разных форм).
Для классификации нарушений сознания используется критерий широты (объема), в соответствии с которым их можно разделить на общие (глобальные) и парциальные (частные) расстройства. К общим относятся те изменения сознания, которые распространяются на все виды внешней и внутренней стимуляции, исходящей из любого участка пространства (внешнего или внутреннего). Парциальные расстройства сознания проявляются в виде неадекватного восприятия (или игнорирования) стимулов (зрительных, слуховых, тактильных), поступающих с одной стороны. Это одностороннее (чаще слева) неосознание или «невнимание» к стимулам отражает нарушение работы одного (чаще правого) полушария мозга (у правшей).
Резюме: нейропсихологическое исследование должно включать весь комплекс методик, что позволяет выявить нейропсихологический фактор и разработать соответствующую коррекционную программу.
Нарушения эмоционально-волевой сферы требуют грамотной и часто продолжительной нейропсихологической коррекции, которая сочетается с психотерапией, поскольку онтогенез нарушений эмоционально-волевой сферы характеризуется разнообразием причин и форм проявления.
Дезадаптации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы способствуют их повышенная аффективная возбудимость и эмоциональная лабильность, инертность эмоциональных реакций с элементами насильственности, раздражительность, плаксивость, капризность, реакции протеста и демонстративного отказа, склонность к катастрофическим реакциям при фрустрации. Сильная истощаемость нервной системы проявляется в гиперестезии, двигательной расторможенности, апатико-абулическом синдроме (состоянии полного безразличия и безучастия).
6 слайд – Диагностика эмоционально – волевой сферы.
Для развития восприятия и понимания основных эмоций ребенка знакомят со следующими эмоциями: радость, печаль, гнев, удивление – и пиктограммами, которые их обозначают.
Нарисуй рот так, чтобы было видно, что у человека радость (горе), что он смеется (плачет) и т.д.
7 слайд – Узнавание (восприятие) эмоций человека. Какие эмоции изображены на картинках?