Файл: Методика изучения структуры темперамента я. Стреляу (адаптация н. Н. Даниловой, А. Г. Шмелева).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА Я.СТРЕЛЯУ
(АДАПТАЦИЯ Н.Н. ДАНИЛОВОЙ, А.Г. ШМЕЛЕВА)
Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе. Инструкция: предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».
Текст опросника
-
Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты? -
Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения? -
Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы? -
Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях? -
Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов? -
Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул? -
Забываете ли об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»? -
Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания? -
Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня? -
Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят? -
Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой не занимались несколько недель или месяцев? -
Умеете ли Вы терпеливо объяснять? -
Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения? -
Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость? -
Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний? -
Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства? -
Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение? -
Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей? -
В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты? -
Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? -
Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу? -
Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение? -
Способны ли Вы стойко переносить поражения? -
Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно? -
Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня? -
Есть ли у Вас на все готовые ответы? -
В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзамена, поездка за границу)? -
Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т.п.? -
Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»? -
Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных? -
Быстро ли Вы засыпаете? -
Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах? -
Легко ли Вам испортить настроение? -
Трудно ли Вам оторваться от работы? -
Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим? -
Легко ли Вас спровоцировать на что-либо? -
Легко ли Вы срабатываетесь с людьми? -
Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумываете свои поступки? -
В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора? -
Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками? -
Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав? -
Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? -
В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других? -
Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы? -
Можете ли Вы работать ночью, если работали днем? -
Быстро ли Вы читаете беллетристику? -
Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия? -
Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства? -
Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда? -
В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции? -
Трудно ли Вам работать при шуме? -
Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»? -
Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником? -
Быстро ли Вы привыкаете к новой среде? -
Любите ли Вы частые перемены? -
Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день? -
Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий? -
Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями? -
Перебиваете ли Вы собеседников? -
Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего? -
В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)? -
Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний? -
Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.? -
Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому? -
Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять - важное решение? -
Легко ли Вы преодолеваете препятствия? -
Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи? -
Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий? -
Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах? -
Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций? -
Любите ли Вы оживленную обстановку? -
Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий? -
В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи? -
Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений? -
Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях? -
Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись? -
Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам работу, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие? -
В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно? -
Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты? -
Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять? -
Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать? -
В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва? -
В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.? -
В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас? -
Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы? -
Говорите ли Вы обычно быстро? -
Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей? -
Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов? -
Терпеливы ли Вы? -
Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека? -
Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий? -
Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение? -
Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно? -
Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице? -
Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций? -
Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей? -
Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях? -
Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании? -
Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется? -
Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других? -
Любите ли Вы часто менять род работы? -
Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее? -
Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок? -
Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно? -
Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы? -
В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию? -
Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда? -
В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди? -
Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет? -
В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора? -
В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях? -
Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят? -
Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры? -
Умеете ли Вы интенсивно работать? -
Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха? -
Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? -
Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях? -
Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т.п.? -
Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми? -
Владеете ли Вы своей мимикой? -
Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений? -
Считаете ли Вы себя смелым? -
Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации? -
Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей? -
Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно? -
В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть? -
Легко ли Вы переходите от печали к радости? -
Легко ли Вас вывести из себя? -
Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения? -
Любители Вы выступать публично? -
Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки? -
Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью? -
Энергичны ли Вы в движениях? -
Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?
За ответ «Да» начисляется 2 балла, за ответ «Не знаю» - 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов. Большинство вопросов по каждой шкале являются прямыми - в пользу высокого балла по шкале говорит ответ «да». Но есть также и «обратные» пункты - в этом случае в ключе перед номером шкалы стоит знак «-», в этом случае 2 балла начисляется за ответ «Нет».
«Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:
М – среднее нормативной выборки
S – стандартное отклонение
Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)
Интерпретация результатов теста
Уровень процессов возбуждения - норма от 25 до 49, 62 - выше среднего
Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43, 61 - выше среднего
Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего
Шкала 1:
- высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклонение») отражает силу процесса возбуждения;
- низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклонение») указывает на слабость процесса возбуждения.
Шкала 2:
- высокий балл отражает силу процесса торможения;
- низкий балл - слабость процесса торможения.
Шкала 3:
- высокий балл отражает подвижность нервных процессов;
- низкий балл - инертность нервных процессов.
Уровень процессов возбуждения
Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.
Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость
Уровень процессов торможения
Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.
Уровень подвижности нервных процессов
Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.
Расчет дополнительного показателя: уравновешенность по силе.
Уравновешенность по силе А равна отношению силы по возбуждению Fд к силе по торможению Fт:
А = Fд / Fт
Чем ближе к единице значение A тем более высокой является уравновешенность.
По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение A не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.
Если значение A выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.
Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения;
Если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения.
Практическое задание 11 Беспалова Е.А.
Первая сигнальная система – это система отражения действительности, основанная на выработке условных рефлексов на непосредственные, конкретные раздражители или их следы. На ее основе формируется предметно-образное мышление. У человека в процессе трудовой деятельности и социального развития развивается вторая сигнальная система, связанная с речью.
Вторая сигнальная система — система (вид сигнальной системы) условно-рефлекторных связей в головном мозге человека, где условным раздражителем является слово, речь («сигнал сигналов»). Возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. В.с.с. является регулятором высшей нервной деятельности, основой письменной и устной речи, абстрактно-логического мышления.
Память — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.
Мышление — сложнейший вид корковой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям, в разрешении им новых задач.
Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.
Анализатор – совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней среды организма. В целостной системе каждого анализатора были выделены три отдела: периферический, проводниковый и центральный.
Модальность – совокупность ощущений, обеспечиваемых какой-либо одной сенсорной системой.
Рецептором называют специализированную клетку, эволюционно приспособленную к восприятию из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и к преобразованию его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения.
Восприятие — это процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств.
Периферический отдел. Рецепторы вкуса (вкусовые клетки с микроворсинками) — это вторичные рецепторы, они являются элементом вкусовых почек, в состав которых входят также опорные и базальные клетки. Во вкусовых почках обнаружены клетки, содержащие серотонин, и клетки, образующие гистамин.
Проводниковый отдел. Внутрь вкусовой почки входят нервные волокна, которые образуют рецепторно-афферентные синапсы.
Центральный отдел. Отростки нейронов таламуса идут в кору больших полушарий.
Механорецепция включает такие виды чувствительности, как ощущение давления, прикосновения, вибрации, щекотки.
Проприорецепция, или мышечно-суставное чувство, дает представление о пространственном положении частей тела относительно друг друга.