ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Железнодорожные перевозки
перевозка автомобильный железнодорожный транспорт
Международная смешанная перевозка означает перевозку грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки.
Как правило, при перемещении из одного города в другой задействовано несколько видов внутреннего транспорта. Такое сочетание является достаточно распространенным при континентальном сообщении.
Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт - жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства.
Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории страны он доставляет подавляющую часть товаров в/из российских портов для дальнейшей их отправки морским и речным транспортом. Кроме того, железнодорожный транспорт осуществляет транзитные перевозки грузов иностранной клиентуры по территории России, экспортируя транспортные услуги.
Российские железные дороги (РЖД) - это развитая, мощная транспортная система. При эксплуатационной длине, составляющей 7% протяженности железных дорог мира, на российских магистралях обеспечивается 35% мирового грузооборота.
Зависимость издержек от способа транспортировки и маршрута
Издержки на перевозку грузов напрямую связаны с расстоянием, маршрутом и способом транспортировки.
Существуют случаи, при которых для некоторых категорий грузов, невозможно выбрать альтернативный способ доставки – это труднодоступные районы или продукция, требующая особых условий хранения. В остальных ситуациях при формировании стоимости логистических услуг необходимо сопоставлять факторы, влияющие на расходы компании. Так при перевозках на расстояния до 500 км. целесообразно использовать автомобильный транспорт, а при маршрутах с расстоянием свыше 700 км. предпочтительнее – железнодорожный. При наличии судоходных рек, ещё дешевле использовать водный транспорт, но необходимо учитывать стоимость доставки груза в и из порта, а также перегрузку. При международных перевозках значительное влияние на транспортные расходы может оказать стоимость транзита через территорию различных государств, а также издержки связанные с таможенным оформлением – т.к. время нахождения груза в пути также влияет на сумму расходов.
Сопоставляя различные варианты доставки груза, специалисты логистических компаний подбирают оптимальные решения обеспечивающие:
-
безопасность; -
скорость; -
и конкурентоспособную стоимость услуг.
Снижение расходов на перевозку и сопутствующие процессы в логистике – одна из основных задач, решение которой обеспечивает устойчивое положение компании на рынке. Уменьшить расходы удаётся за счёт:
-
формирования сборных партий из разных грузов, перевозимых в одном направлении; -
оптимизации маршрута; -
применением современных, экономичных транспортных средств; -
применение современного складского оборудования и методов учёта; -
организации труда сотрудников, исключающая не целевое использование рабочего времени.
Управление издержками на различных этапах логистических услуг - основа формирования конкурентной стоимости перевозки.
Сравнительная характеристика отдельных видов транспорта
Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного и железнодорожного транспорта, существенные с точки зрения логистики.
Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую производительность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также ограничивает его применение.
Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.
В табл. 1 представлен расчет приведенных затрат (в расчете на 1 т перевозимого груза) для ряда значений дальности транспортировки. В графе 8 рассчитано превышение суммарных приведенных затрат железнодорожного варианта транспортировки над автомобильным. Как видим, точка "равновыгодной дальности" находится на расстоянии 1000 км.
Таблица 1
Расчет превышения суммарных приведенных затрат железнодорожного варианта транспортировки над автомобильным, руб. / т
Расстояние перевозки, км | Приведенные затраты по железнодорожной перевозке, руб. за тонну | Приведенные затраты по автомобильной перевозке, руб. за тонну | Превышение суммарных приведенных затрат железнодорожного варианта транспортировки над автомобильным, руб. за тонну | ||||
Затраты на движенческие операции | Затраты на начальные и конечные операции с грузом | Суммарные приведенные затраты на все операции с грузом | Затраты на движенческие операции | Затраты на начальные и конечные операции с грузом | Суммарные приведенные затраты на все операции с грузом | ||
200 | 80 | 400 | 480 | 140 | 100 | 240 | 240 |
400 | 160 | 400 | 560 | 280 | 100 | 380 | 180 |
600 | 240 | 400 | 640 | 420 | 100 | 520 | 120 |
800 | 320 | 400 | 720 | 560 | 100 | 660 | 60 |
1000 | 400 | 400 | 800 | 700 | 100 | 800 | 0 |
1200 | 480 | 400 | 880 | 840 | 100 | 940 | -60 |
1400 | 560 | 400 | 960 | 980 | 100 | 1080 | -120 |
1600 | 640 | 400 | 1040 | 1120 | 100 | 1120 | -180 |
1800 | 720 | 400 | 1120 | 1260 | 100 | 1360 | -240 |
2000 | 800 | 400 | 1200 | 1400 | 100 | 1500 | -300 |
Рис. 1. Зависимость между расстоянием и издержками перевозки при выборе вида транспорта (сплошная линия - автомобильный транспорт, пунктир - железнодорожный транспорт)
По оси ОХ отложена дальность транспортировки (в км), по оси OY - приведенные затраты в расчете на 1 т транспортируемого груза.