Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература Практическое задание 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.
Задание 6.(максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет Голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы ля письменного анализа:
а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?
б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?
в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.
г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Поэтические образы. Образы природы. Тихий пруд, над которым склонились березы, невелик. Его размер измерен участком неба всего-то в три звезды, просвечивающие сквозь ветви. Образ луны. Не на небе, а огромной и близкой, отраженный в спокойной воде в образ золотой лягушки (не не сказочной ли царевны, ждущей когда к ней прилетит стрела?) Образ старого дерева, клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта. Образ постаревших родителей, грустно прижимающихся к листве этого клена, напоминающего им непрочно стоящего на ногах сына. Может, он тепло грустит, как и мать, глядя на знакомые звезды? Образ звенящей пурги, не пускающей поэта в этот родимый дом, заметающей ему дорогу. Образ самого поэта, одной ногой стоящего в заветном мире, хранящего его в своем сердце перекликается с образом сторожа-клена. (С этим кленом сам поэт себя неоднократно будет сравнивать). И все это создает образ «Голубой Руси» - т.е Родины, родного места, покрытого голубой дымкой детских воспоминаний.
2) Стилистические фигуры. Пожалуй, основным приемом является олицетворение. (И это не просто очеловечивание природы, но и обратный процесс – слияние природы и человека.). Березняк теплит материнскую грусть. Подобно отдыхающему человеку распласталась луна. Седина пролилась. Пурга поет. Клен стережет. О единстве мира говорят и сравнения: Седина – яблонный цвет. Ствол клена – нога, его крона – голова. И это уже метафора, как и в три звезды березняк, дождь листьев, луна – лягушка. Эпитеты: Родимый дом, голубая Русь, золотая лягушка, тихая вода. И старый в определении клена, это не только возраст дерева, а опыт сторожа.
3) Поэтическая фонетика. Настроение покоя, напевности создают (ассонанс) часто употребляемые слоги ла. Ол, ло, причем последние звучат как [а]. Сочетание букв с-т-р передает (аллитерация) поскрипывание дерева, а повторение «не скоро, не скоро» вызывет ассоциацию с карканьем ворона. И в произношении рязанца неправильные рифмы ( русь–грусть, дождь – похож) исправляются. Ведь сельский житель скажет: русь-грусьсь, дошш –похош!
4) Стихотворный размер. Трехстопный (анапест) с ударением на последнем слоге служит плавности и напевности стиха.
Задание 7.(максимальное количество баллов – 3 баллов)
В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
Тема войны - одна из самых трагичных и самых высоких тем русской литературы. Многие писатели пытались запечатлеть исторические события, судьбы людей в переломные этапы Русской истории. Такие писатели как Л.Н Толстой, М.Ю Шолохов, А.Т Твардовский вложили весь свой талант в создание этих произведений.
Шолоховская " Судьба Человека " стала одним из ярких примеров русского героизма, патриотизма. Как и в произведении Толстого здесь находят место не только понятия героизма, силы национального духа, но и мотив бесчеловечья войны. Андрей Соколов поражает своей непреклонностью, смелостью и стойкостью. Он до конца верен своей родине. При допросе Мюллером Андрей до конца хранил свою честь, и это поразило немца.А в конце рассказа автор показывает нам сломанную жизнь главного героя, потерявшего семью, судьбу мальчика Вани, который потерял родителей.
В те же годы Великой Отечественной войны А.Т Твардовский создает книгу про бойца, носящую название " Василий Теркин". Главный герой - образ настоящего солдата, не боящегося никаких преград солдата, которого трудности только закаляют. В главе "Переправа" Теркин переплывает через ледяную реку, и "рыбам холодна". Им движет простое, горячее стремление помочь людям. В " Войне и Мире " Л.Н Толстого капитан Тушин тоже совершает немыслимый подвиг благодаря своей железной стойкости и непоколебимой самоотверженности. И при этом Толстой подмечает, что капитан жил жизнью солдат, казался простачком и был скромен.Тем самым авторы поднимают вопросы о силе духа русского народа в минуты опасности, о том, что истинные герои войны-это простой народ и именно их кровью пишется история. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
При всем этом герои не просят ни славы, ни наград. Они полны чувства сопричастности родной земле, истинного, а не ложного, патриотизма. Но, помимо этого, писатели всех трех произведений говорят об ужасах войны, не восхваляя ее и не романтизируя ее. Они пишут о том, как война влияет на судьбы людей и о том, что она - это необходимость, поставленная временем трудная задача, которую нужно преодолеть .