Файл: Понятие профессиональной этики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй принцип служебного этикета — целесообразность действий. Современный служебный этикет предполагает, что все в общении должен быть умеренным и простым. Если мы не знаем, как вести себя в какой-то нестандартной для нас ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности и удобства. Хотя надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и людям, которые нас окружают.

Реальная жизнь сложна и многогранна, и поэтому возникают ситуации, не регулируемые установленными правилами и нормами.

Современный этикет не догматический, он предусматривает возможность выбора. Согласно новым социальным условиям жизни нормы этикета могут и должны меняться.

Третий принцип служебного этикета — это красота, или эстетическая привлекательность поведения.

Правила этикета определяются требованиями эстетики. Их логика достаточно проста: «неприлично, потому что некрасиво».

Современный общий этикет и служебный этикет государственного учреждения ориентированы на единство формы и содержания поступков их должностных лиц и работников. Поэтому доброжелательное отношение к людям должно быть эстетически оформленное, потому что любой изысканный и благородный по намерениям поступок может по форме выглядеть некрасиво и нелепо или даже потерять свой благородный нравственный смысл. Больше всего это проявляется в манерах, жестах, мимике.

Основным принципом поведения с точки зрения служебного этикета можно считать глубокое уважение к интересам и чувствам других сотрудников, всех граждан, которые контактируют в неформальной ситуации.

  1. Правила поведения юриста во внеслужебной обстановке

Юрист должен быть свободным от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности. Речь здесь идет, конечно, не о том, что юрист избавлен объективно от воздействия общественного мнения, что вообще невозможно, или же от критики. Свобода юриста означает здесь его внутреннее состояние, способность противостоять "общественному мнению", не бояться возможной критики, если они противоречат представлениям о законном и справедливом разрешении конкретного дела.

Поддержание своей квалификации на высоком уровне Кодекс чести рассматривает как нравственную обязанность юриста. Юрист, ее не выполняющий, становится некомпетентным. Юрист должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, то есть быть старательным, организованным, ответственным, преданным своему делу, настойчиво выполнять свой социальный долг. Юрист должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Юрист обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей.


Принцип гласности - одна из основ демократического правосудия. Но, тем не менее, у судей, прокуроров, адвокатов, рассматривающих дела в присутствии публики, за пределами зала суда могут быть свои профессиональные секреты, охрана которых необходима как раз для беспристрастного правосудия и защиты интересов тех, кого затрагивает деятельность суда. Юристам запрещается делать публичные заявления, комментарии, выступать в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Основное назначение такого запрета обусловлено тем обстоятельством, что свое мнение по делу, находящемуся в его производстве. Если говорить о законности на примере судей, обоснованности и справедливости решения судьи дано судить другим, уполномоченным на то законом людям. Если же решение принималось коллегией судей и судья не согласен со своими коллегами, то тем более нельзя выносить свое несогласие на "суд общественного мнения". Надо учитывать также положения закона (ст. 10 Закона о статусе судей в Российской Федерации), освобождающего судью от обязанности давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Они ориентируют судью и на то, чтобы он по своей инициативе не выступал с такими объяснениями, тем более публично, в прессе и т. д. Думается, что закон ориентирует судей на то, чтобы они воздерживались комментировать собственные решения и после их вступления в силу.

Внеслужебная деятельность юриста не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Участие юриста в общественной деятельности возможно, если она не наносит ущерба авторитету суда (прокуратуры, адвокатуры) и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера или в других политических акциях. Контакты судьи с органами законодательной и исполнительной власти возможны, но если при этом не оказывается давления на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей "и не возникает сомнений в его объективности". Судья, следователь, прокурор не должны вступать в контакты с участниками процесса, их родственниками и другими заинтересованными лицами вне служебной обстановки. Подобного рода общение даже при безупречном поведении может быть использовано недобросовестно, во вред репутации должностного лица для его дискредитации и осложнения производства по делу.



Следователь, прокурор не вправе давать кому-либо обещания по поводу того, какое решение будет принято по делу, направляемому в суд. Каждый опытный юрист воздерживается от категорических суждений и консультаций по конкретным делам на основе чьих-либо слов, приватной информации, так как знает, что одна лишь "деталь", опущенная в пересказе обстоятельств дела, тем более заинтересованным лицом, может стать решающей.

Судья, следователь, прокурор, ведущий производство по делу и несущий ответственность за его разрешение в соответствии с законом, не может переложить эту ответственность на других, апеллируя к тем или иным должностным лицам, руководству, общественным организациям, на мнение которых потом можно было бы сослаться в случае возможных коллизий. Закон гарантирует их независимость, одновременно возлагая на них личную ответственность за принимаемые решения.

В делах служебных и вне службы юрист руководствуется высоким чувством ответственности своего положения и достоинства своей профессии, проявляя заботу об авторитете своего звания. В частности, он обязан быть разборчивым в выборе способов использования свободного времени; ему противопоказаны экстравагантность в одежде (во внеслужебное время); необдуманные или легкомысленные поступки. Он не может стать на позицию постороннего наблюдателя в случае, когда в его присутствии совершается правонарушение или аморальный поступок, не может пройти мимо беспорядков, могущих породить преступление или чрезвычайное происшествие.

В личной жизни от юриста требуется скромность, умеренность, порядочность. Он должен проявлять заботу о воспитании членов семьи, соблюдении ими нравственных норм. Как отмечалось выше, в морали действуют духовные санкции в виде нравственного одобрения или осуждения общественным мнением, индивидуальным сознанием.

Следователь, прокурор, судья в общении с другими гражданами на службе и вне ее обязан безупречно соблюдать нравственные нормы. Все его поведение, внешность должны быть образцом соблюдения требований этики

  1. Коррупция как фактор нравственной деградации личности

  2. Моральные нормы и принципы в системе противодействия коррупции

С тем чтобы грамотно выстроить взаимные взаимоотношения между специалистом и человеком, который обратился за содействием, в любой области профессиональной деятельности человека наличествуют нормы и правила, по обыкновению именующиеся кодексом профессиональной этики. Когда влияние закона подкрепляется нравственным неодобрением, в том числе и нетерпимостью моральной к лицам, которые используют должностное положение в целях приобретения выгоды, тогда коррупция, ставшая одним из самых наиболее негативных явлений, препятствующая устойчивому развитию государства и, в конце концов, подрывающая доверие граждан к власти, непременно начинает сдавать свои позиции. Нравственность государственных служащих, в том числе и
сотрудников органов внутренних дел, с точки зрения общества, имеет решающее значение, так как граждане рассматривают моральные и нравственные качества как один из ведущих элементов профессиональной пригодности вышеобозначенных служащих. Деятельность сотрудников органов внутренних дел обязана отвечать положениям Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, а также нравственным и нормам, и принципам.

Правила этики служащих формулируются в разнообразных кодексах этики и служебного поведения[1], в которых могут закрепляться общие ценности, принципы и правила поведения, а также специальные, направленные на регулирование поведения в некоторых сферах. К общим ценностям, принципам и правилам поведения относятся:

  • — соблюдение высоких этических стандартов поведения;

  • — поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;

  • — следование лучшим практикам управления; создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;

  • — следование принципам законности, объективности и честности.

Важнейшей функцией кодекса этики является предотвращение неэтичного поведения, а не наказание за него.

Поскольку сотрудник органов внутренних дел представляет собой своего рода посредника между государством и гражданином, то в целом Министерство внутренних дел Российской Федерации является этакой областью, которой, как никакой другой, злободневно необходим кодекс профессиональной этики. Стало быть, весьма значимо взаимодействие с гражданами выстраивать профессионально и в то же время адекватно, опираясь на этические нормы и не упуская правовые.

Исходя из участившихся в последнее время эпизодов непрофессионального поведения некоторыми представителями органов правопорядка, появилась насущная необходимость пересмотреть содержание этического кодекса сотрудника органов внутренних дел как специального нормативного документа. В соответствии с приказом МВД России от 31 октября 2013 г. № 883 утратил силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Его положениями установлено, что в Министерстве внутренних дел Российской Федерации до издания Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
[2] надлежит руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих[3]. Цель последнего состоит:

  • — в установлении этических норм и правил служебного поведения служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности;

  • — в поддержке укреплению доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечении единых норм поведения служащих.

Если государственный служащий нарушит предписания Типового кодекса, то на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов он подлежит моральному осуждению. Конечно, если нарушение не содержит признаки дисциплинарного проступка, административного правонарушения или уголовно наказуемого деяния.

Придается значение и следованию положениям Типового кодекса:

  • — при проведении аттестации;

  • — при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности;

  • — при наложении дисциплинарных взысканий, в том числе за коррупционные правонарушения.

Тем не менее нужно обозначить, что Кодекс профессиональной этики был нормативным правовым документом специализированным, т. е. действовал в отношении сотрудников органов внутренних дел. Он в определенной степени учитывал особенности деятельности. Типовой же кодекс, якобы временный, представляет собой «исходную точку», чтобы разработать конкретизированные кодексы этики. В нем отражаются только базовые этические требования к поведению государственных служащих и только общие положения, а специфические требования отсутствуют. Подобный «недосмотр» может:

  • — отрицательно отразиться на результативности деятельности, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел;

  • — привести к понижению уровня профессиональной грамотности и культуры сотрудников органов внутренних дел.

Однако следует признать, при условии, если на смену Кодексу профессиональной этики будет принят другой нормативно-правовой акт, который снимет все имеющиеся противоречия, решение о его отмене можно считать целесообразным. Если подробно проанализировать текст Кодекса профессиональной этики, то можно увидеть его нелогичность и противоречивость. Тем не менее до настоящего времени органы внутренних дел действуют без нормативного правового акта об этических основах, соответствующего специфике служебной и профессиональной деятельности. Бесспорно, следует отметить, что принятие Типового кодекса выступает существенным шагом в борьбе с коррупцией, тем не менее на сегодняшний день содержит определенные положения, порождающие некоторые вопросы.