Файл: Понятие профессиональной этики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Социальные последствия и основанные направления борьбы с коррупцией

К таким последствиям относятся: 1. Бюджетный кризис; 2. Имущественное неравенство; 3. Дискредитация права; 4. Организованная преступность; 5. Социальная напряженность.

1. Бюджетный кризис возникает вследствие уменьшения сумм уплаченных налогов, отвлечения средств от целей общественного развития, что, в свою очередь уменьшает способность власти решать социальные проблемы. 2. Имущественное неравенство появляется вследствие того, что стороны коррупционных сделок получают выгоды за счет бюджетных денег или за счет привилегий, которые недоступны другим. Коррупция подстегивает несправедливое распределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. 3. Дискредитация права происходит за счет того, что происходят нарушения Законов и все, бизнесы и население, знают, что это происходит и позволено. Право перестает быть основным инструментом регулирования жизни государства. 4. Организованная преступность появляется как следствие коррумпированности правоохранительных органов. 5. Как следствие вышеперечисленного растет социальная напряженность, которая отражается на экономике и политической стабильности государства.


Основные направления борьбы с коррупцией определены Федеральным законом «О противодействии коррупции». Среди них следует выделить наиболее значимые.

  • 1. Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.

  • 2. Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

  • 3. Принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.

  • 4. Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью.

  • 5. Введение антикоррупционных стандартов, т. е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

  • 6. Унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также установление для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

  • 7. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  • 8. Обеспечение независимости средств массовой информации.

  • 9. Неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

  • 10. Совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции.

  • 11. Совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы.

  • 12. Обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

  • 13. Устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности.

  • 14. Совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

  • 15. Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих.

  • 16. Укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом.

  • 17. Усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц.

  • 18. Передача части функций государственных органов саморегули- руемым организациям, а также иным негосударственным организациям.

  • 19. Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.

  • 20. Повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

  • 21. Оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.


  1. Этика нотариуса

Нотариат - один из важнейших и традиционных столпов правовой системы государства. Он представля­ет собой систему государственных органов и должност­ных лиц, на которую возложено удостоверение бесспор­ных фактов, свидетельствование документов, придание документам исполнительной силы и выполнения других действий. Нотариат защищает права и законные интере­сы граждан и юридических лиц. Способом такой защиты является совершение нотариусами предусмотренных за­коном нотариальных действий от имени государства.

Нотариусы совершают следующие виды нотариаль­ных действий:

  • удостоверяют сделки, в том числе доверенности, завещания, договоры (купли-продажи, мены, залога движимого и недвижимого имущества, другие виды договоров);

  • выдают свидетельства о праве на наследство;

  • принимают меры к охране наследственного имущества;

  • выдают свидетельства о праве собственности на долю в об­щем имуществе супругов;

  • налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

  • свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

  • свидетельствуют подлинность подписи на документах;

  • свидетельствуют верность перевода документов с одного язы­ка на другой;

  • удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

  • удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

  • удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изобра­женным на фотографии;

  • удостоверяют время предъявления документов;

  • передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

  • принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

  • совершают исполнительные надписи;

  • совершают протесты векселей;

  • предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

  • принимают на хранение документы;

  • совершают морские протесты;

  • обеспечивают доказательства.

  • совершают иные нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации

Нотариальную деятельность в Российской Федера­ции регулируют Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (приняты Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993г.) 06.12.2011 редакция.


Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан путем со­вершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Законодательство регулирует деятельность нотариусов, как ра­ботающих в государственных нотариальных конторах, так и занимаю­щихся частной практикой. И те, и другие по закону обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, а документы, оформленные ими, имеют одинаковую юридическую силу. При этом нотариус, зани­мающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной па­латы.

Закон гарантирует независимость нотариальной деятельности (ст. 5 Основ), которая состоит в том, что при выполнении своих про­фессиональных обязанностей нотариус непосредственно руково­дствуется Конституцией РФ и конституциями республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автоном­ной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, международными договорами РФ. В то же время закон требует, чтобы сам нотариус был независим и беспристрастен при выполнении служебных обязанностей. В целях недопущения или пресечения возможного конфликта интересов на деятельность нота­риусов законом наложены определенные ограничения. Так, нотариус не вправе:

  • заниматься предпринимательской и никакой иной деятельно­стью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

  • оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

  • совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Нотариусы должны соблюдать принцип законности, т. е. руково­дствоваться в своей деятельности российским законодательством и международными договорами РФ. Закон обязывает нотариуса отказы­вать в совершении нотариального действия, если совершение его противоречит закону.

Нотариусы в своей деятельности должны также соблюдать кон­фиденциальность. Закон запрещает нотариусам и лицам, работаю­щим в нотариальной конторе, разглашать сведения, оглашать доку­менты, которые стали им известны в связи с совершением нотариаль­ных действий (ст. 5 Основ). Нотариусы и служащие нотариальных кон­тор обязаны следовать принципу конфиденциальности и после сло­жения ими полномочий или увольнения
, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нотариус несет личную ответственность за выполнение своих профессиональных обязанностей. Нотариус, впервые назначенный на должность, в соответствии со ст. 14 Основ приносит присягу следую­щего содержания: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариу­са буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить про­фессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принци­пами гуманности и уважения к человеку».

Законодательство требует от нотариуса добросовестности, хотя это требование непосредственно не формулируется в тексте Основ. Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содей­ствие в осуществлении их прав и защите законных интересов. Содей­ствие проявляется в том, что нотариус разъясняет гражданам их пра­ва и обязанности, смысл и назначение представленного ими проекта, предупреждает о последствиях совершаемых нотариальных действий. Это делается для того, чтобы юридическая неосведомленность граж­дан не могла быть использована им во вред.

Нотариус должен проявлять добросовестность при приеме доку­ментов, представляемых для совершения нотариальных действий, при установлении личности обратившегося за совершением нотари­ального действия, проверке дееспособности граждан и правоспособ­ности юридических лиц, участвующих в сделках, при совершении но­тариальных действий, связанных с наследованием (извещении на­следников об открывшемся наследстве, принятии мер к охране на­следственного имущества, произведении его описи и др.).

Контроль за соблюдением нотариусом в своей деятельности этических принципов осуществляет орган юстиции — если нотариус работает в государственной нотариальной конторе, и нотариальная палата — если нотариус занимается частной практикой. Нотариаль­ная палата может потребовать от нотариуса личных объяснений в но­тариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требо­ваний профессиональной этики (ст. 28 Основ).

Кодекс профессиональной этики по сравнению с законодатель­ством предъявляет нотариусам более жесткие и детализированные требования не только в отношении служебной деятельности, но и личной жизни, и определяет конкретные санкции за нарушение этих требований.