Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине ен. 01 Химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 586

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, определение кратности пен и устойчивости пен. Приобретение практических навыков работы с химическим оборудованием и реактивами.

Реактивы и материалы: мерный цилиндр с притертой пробкой на 50-100 мл; стакан на 50 мл; кольцо из медной про­волоки диаметром 15-20 мм; жидкое мыло, вода, желатина.

Теоретическая часть

Пены — грубодисперсные системы, в которых дисперсная фаза — газ, а дисперсионная среда — жидкость в виде тонких пленок. Чистые жидкости не дают пен. Чтобы получить устойчивые пены, необходимы эффективные стабилизаторы-пенообразователи. К типичным пенообразователям водных пен относятся спирты, мыла, белки.

Пены по своей природе близки к концентрированным эмульсиям, но дисперсной фазой в них является газ, а не жидкость. Пены получают из растворов поверхностно-активных веществ. Для повышения их устойчивости в растворы ПАВ добавляют высокомолекулярные вещества, повышающие вязкость растворов. В качестве характеристик пены используется комплекс свойств, всесторонне характеризующих пену.

  1. Пенообразующая способность раствора — количество пены, выражаемое её объёмом (см³) или высотой столба (м), которое образуется из заданного постоянного объёма пенообразующего раствора при соблюдении некоторых стандартных условий пенообразования в течение постоянного времени.

  2. Кратность пены, которая представляет собой отношение объёма пены к объёму раствора, пошедшего на её образование.

  3. Стабильность (устойчивость) пены — её способность сохранять общий объём, дисперсность и препятствовать вытеканию жидкости (синерезису). Часто в качестве меры стабильности используют время существования («жизни») выделенного элемента пены (отдельного пузырька или пленки) или определённого объёма пены.

  4. Дисперсностьпены, которая может быть охарактеризована средним размером пузырьков, распределением их по размерам или поверхностью раздела «раствор-газ» в единице объёма пены.



Экспериментальная часть


Ознакомьтесь с правилами по технике безопасности при работе в химической лаборатории и распишитесь в журнале по ТБ.
Ход работы

Опыт 1. Получение пены


В цилиндр емкостью 50-100 мл наливают 10 мл воды и 1 мл жидкого мыла. Встряхивают эту смесь в течение 15-20 сек. После прекращения встряхивания включают секундомер, одно­временно отмечая объем образовавшейся пены. Наблюдают изменение объема во времени.

Затем повторяют этот опыт при разбавлении раствора в 2, 4 раз. Полученные результаты записывают в таблицу 1.

Таблица 1


Концентрация пенообразователя

С1

С2 =

С3 =

Время, сек

Объем пены, V, мл

Время, сек

Объем пены, V, мл

Время, сек

Объем пены, V, мл

0 сек




0 сек




0 сек




300 сек (5мин)




300 сек (5мин)




300 сек (5мин)




600 сек

(10 мин)




600 сек

(10 мин)




600 сек

(10 мин)




Опыт 2. Время жизни пены

Готовят растворы, как в опыте 1. Исследуемый раствор наливают в стаканчик на 50 см3 и перемешивают. Затем в него погружают проволочное кольцо. Кольцо осторожно вынимают из жидкости и по секундомеру отмечают время с момента обра­зования пленки до ее разрушения – время жизни элементарной пены.

Для каждого из приготов­ленных растворов проводят 10 отсчетов времени жизни элементарной пены и вычисляют среднюю величину.

Опыт 3. Получение и разрушение пен

В цилиндр наливают 50 мл раствора пенообразователя (олеата натрия) и встряхивают в течение 30 секунд.

После прекращения встряхивания включают секундомер и немедленно отмечают объем образовавшейся пены. Истинный объем пены получают, вычитая из общего объема системы в цилиндре объем оставшегося раствора.



Отметить время самопроизвольного уменьшения объема пены в 2 раза (устойчивость пены), рассчитать кратность пены (L= ).

Повторным встряхиванием в течение 30 секунд восстановить пену. В пену, стабилизированную олеатом натрия, ввести 1-2 мл соляной кислоты (1 н). Описать наблюдаемые явления.

В цилиндр налить 50 мл раствора пенообразователя (желатины) и встряхнуть в течение 30 секунд.

После прекращения встряхивания включить секундомер и отметить объем образовавшейся пены. Рассчитать истинный объем пены, устойчивость, кратность пены. Результаты непосредственных наблюдений и расчеты оформить в виде таблицы.

Таблица 2

Пенообразователь

Объем, мл

Характеристика пены




Пены (Vп)

Жидкости (Vж)

Устойчивость пены, t

Кратность пены,

L=

















Оформите результаты лабораторной работы в тетради.

Сделайте выводы.


Контрольные вопросы


  1. Какие системы называются пенами?

  2. Как классифицируются пены? Что называется крат­ностью пены?

  3. В чем заключается седиментационная и агрегативная устойчивость пены?

  4. Какие вещества используют в качестве пенообразова­телей?

  5. Какие вы знаете факторы устойчивости пены?

  6. Какие существуют методы разрушения пен?
Лабораторная работа № 15

Изучение процессов набухания и студнеобразования крахмала, желатина и различных видов зерен

Цель: Исследование кинетики ограниченного набухания веществ; факторов, влияющих на процессы набухания и студнеобразования.

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, колбы, мерные цилиндры, термометр, линейка, водяная баня, химические весы, желатин, крахмал, зерно, печенье, 0,025 % растворы HCL и NaOH, 0,1 % растворы NaCL, KCL, K2SO4, KCNS.

Теоретическая часть

Полимеры подобно низкомолекулярным веществам обладают избирательной растворимостью. Растворению полимера предшествует набухание. Набухание зависит, как от природы полимера, так и от природы жидкости. Полярные полимеры набухают в полярных жидкостях, а неполярные — в неполярных.

С повышением температуры скорость набухания увеличивается. Тепловой эффект, сопровождающий набухание полимера в жидкости, называется теплотой набухания.

Растворы высокомолекулярных веществ способны терять текучесть и застудневать, образуя при этом студни. Студнеобразное состояние вещества можно рассматривать как промежуточное между жидким и твердым состоянием. Застудневание связано с увеличением вязкости и замедлением броуновского движения и заключается в объединении частиц дисперсной фазы в форме сетки или ячеек и связывании при этом всего растворителя.

С повышением концентрации способность к застудневанию увеличивается, т.к. при этом уменьшается расстояние между частицами. Процесс застудневания даже при низкой температуре не происходит мгновенно и нередко требует продолжительного времени для формирования ячеистой объемной сетки.


Время, необходимое для застудневания, называется периодом созревания.

Продолжительность созревания зависит от природы веществ, концентрации, температуры.

Экспериментальная часть


Ознакомьтесь с правилами по технике безопасности при работе в химической лаборатории и распишитесь в журнале по ТБ.
Ход работы

Опыт 1. Кинетика набухания зерна

Зерновые культуры (пшено, рис, лучше дробленый) ограниченно набухают в воде. Зерно насыпают в пробирки (1/3) так, чтобы во всех пробирках было одинаковое количество зерна по высоте. Наливают дистиллированную воду, чтобы вместе с зерном пробирки были заполнены на ¾ объема. Наблюдения за процессом набухания проводят в течение 40-50 минут. Полученные данные заносят в таблицу 1 по образцу:

Таблица № 1

Зерно

Условный объем набухающего зерна за время, мин.

0

10

20

30

40

50

Пшено



















Рис



















Рис дробленый




















Опыт 2. Влияние кислоты, щелочи и солей на набухание желатины

В семь пробирок одинакового диаметра вносят по 0,3 г. порошка желатины. В каждую пробирку наливают по 5 мл различных растворов (см. табл. № 2). Пробирки осторожно встряхивают, чтобы частицы желатины опустились на дно, определяют высоту осадка желатины до набухания. После этого, встряхнув пробирки несколько раз, оставляют их в покое на 40-50 мин. По истечении этого времени каждую пробирку еще раз встряхивают, дают осадку осесть, измеряют высоту набухшего осадка желатины (с каждой пробиркой измерения повторяют 2 раза). Данные заносят в таблицу 2.
Таблица № 2



пробирки

Концентрация,

моль/л

Приливаемый раствор

Высота осадка, мм

до набухания

после

набухания

1

-

Вода







2

0,025

HCL







3

0,025

NaOH







4

0,1

NaCL







5

0,1

KCL







6

0,1

K2SO4







7

0,1

KCNS