Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине ен. 01 Химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 583

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основании полученных данных делают вывод о влиянии кислоты, щелочи и солей на процесс набухания, а также о влиянии природы анионов.
Опыт 3. Определение степени набухания печенья

Степень набухания печенья определяют в специальной рамке с большим числом отверстий на дне и стенке. Рамку опускают в воду, вынимают, вытирают фильтровальной бумагой с внешней стороны, взвешивают на технохимических весах. Закладывают в рамку одно печенье и опускают ее в сосуд с водой при t = 200 С на 2 мин. Затем вынимают рамку из воды, держат 30 с в наклонном положении для стекания избытка воды, вытирают фильтровальной бумагой с внешней стороны и взвешивают. Степень набухания печенья определяют по формуле
А = mm1 / m2 * 100%

Где m - масса рамки с набухшим печеньем, г;

m1 - масса пустой рамки, г;

m2 - масса сухого печенья, г.
Опыт 4. Выделение тепла при набухании

В стакане размешайте 5 мл. воды и 5г. сухого крахмала (температуру воды предварительно измерьте). Затем в смесь погрузите термометр и измерьте температуру. Объясните причину изменения температуры.
Опыт 5. Влияние кислот и щелочей на студнеобразование

В три пронумерованные пробирки вносят по 5 мл теплого 3 % раствора желатины. Затем приливают по 1 мл – в первую пробирку дистиллированную воду, во вторую – 0,1 М раствора HCL, в третью – 0,1 М раствора NaOH.

Содержимое пробирок тщательно перемешивают и ставят на 10 мин в водяную баню с температурой 40 – 50 0 С. После этого пробирки помещают в термостат с температурой 10 -15 С 0; замечают время начала отсчета.

Периодически вынимая пробирки из термостата, наблюдают за образованием студня.

Моментом образования студня считают время, начиная с которого раствор желатины не выливается при переворачивании пробирки.

Данные опыта записывают в таблицу и, вычисляют время застудневания каждого раствора.

Время начала отсчета (астрономическое) ………………
Таблица № 3



пробирки

Объем

раствора желатины,

мл

Прибавляемый раствор, мл

Время

образования

студня

Время застудневания, мин.

1

5

H2O







2

5

HCL







3

5

NaOH









Опыт 6. Влияние концентрации на скорость студнеобразования

На технохимических весах взвесьте три навески желатина: 0,4; 0,6 и 0,8 г. Поместите навески в три колбы и, прилив туда по 15 мл воды, оставьте стоять их на 30 мин. Желатин набухает. Через 30 мин опустите колбы в кипящую водную баню до полного растворения желатина.

Содержимое колб взболтайте и охладите в термостате до 150С. Отметьте время погружения колб в термостат и момент образования студня. Разница между временем погружения и моментом образования студней является временем застудневания. Процесс застудневания считается законченным, если желатин не выливается при переворачивании колбы.

На основании данных опыта постройте кривую, откладывая по абсцисс концентрацию раствора, а по оси ординат – скорость застудневания. Как влияет концентрация раствора на скорость застудневания и механические свойства студней?

Оформите результаты лабораторной работы в тетради.

Сделайте выводы.
Контрольные вопросы

  1. Какие вещества относятся к высокомолекулярным соединениям?

  2. Что называется набуханием?

  3. По каким признакам различают ограниченное и неограниченное набухание?

  4. Что понимают под степенью набухания?

  5. Какие системы называют студнями?

  6. Какие факторы влияют на скорость застудневания?



Лабораторная работа № 16

Частные реакции катионов первой и второй аналитических групп
Цель: закрепить теоретические знания химических свойств катионов I и II аналитических групп, научиться проводить качественные реакции на катионы К+, Na+, NH4+, Ва2+, Са2+, Мg2+.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, стеклянная палочка, лакмусовая бумага, фарфоровая чашка, часовое стекло; растворы хлорида натрия NаСl, хлорида калия КС1, хлорида аммония NН4Cl

, гидротартрата натрия NаНС4H4O4, гексанитрокобальтата натрия Nа3[Со(NО2)6] , дигидроантимоната калия КН2SbO4, реактива Несслера (смесь комплексной соли тетраиодида меркуриата (II) калия K2[HgI4] и KOH), гидроксида натрия NаОН, соляной кислоты НС1, карбоната аммония (NH4)2CO3, хромата калия K2CrO4, оксалата аммония (NH4)2C2O4, гидрофосфата натрия Nа2НРО4, солей бария, кальция, магния, дистиллированная вода.




Экспериментальная часть


Ознакомьтесь с правилами по технике безопасности при работе в химической лаборатории и распишитесь в журнале по ТБ.
Ход работы

Катионы первой аналитической группы

1. Реакции катиона Nа+

1) Ракция с дигидроантимонатом калия KH2SbO4.

Дигидроантимонат калия КН2SbO4 образует с катионами Nа+ белый кристалличе­ский осадок дигидроантимоната натрия:

NаС1 + КН2SbO4NаН2SbO4↓ + KС1

Возьмите 5-6 капель раствора соли натрия, прибавьте такой же объем раствора дигидро­антимоната калия КН2SbO4 и потрите стенки пробирки стеклянной палочкой. Реакция про­текает на холоду. Выпадет белый осадок. Убедитесь, что осадок кристаллический. При про­ведении опыта следует иметь в виду, что концентрация натрия должна быть достаточно вы­сокой, поэтому разбавленные растворы упаривают; среда должна быть нейтральной или слабощелочной.
2) Реакция окрашивания пламени.Нихромовую проволоку, впаянную в стеклян­ную палочку, внесите в пламя горелки. Проверьте чистоту проволоки. Если пламя окрашивается, то проволоку необходимо очистить, для этого ее следует смочить в соляной кислоте и прокаливать до полного исчезновения окрашивания пламени. Чистую проволоку опустите или в раствор соли натрия, или набрать немного твердой соли. Внесите соль в верхнюю часть пламени горелки и наблюдайте интенсивное и продолжи­тельное желтое окрашивание пламени.
2. Реакции катиона К+

1) Реакция с гидротартратом натрия NaHС4Н4О6. Гидротартрат натрия NаНС4H4O6 дает с растворами солей калия белый кристаллический осадок:

KCl +
NаНС4H4O6 KНС4H4O6 ↓ + NаСl

Для проведения реакции в пробирку налейте 3-4 капли раствора соли калия и прибавьте столько же капель раствора гидротартрата натрия. Реакция протекает на хо­лоду. Пробирку с испытуемым раствором поместите под струю холодной воды и потрите стеклянной палочкой по внутренней стенке пробирки. Выпадает осад­ок белого цвета.
2) Реакция с гексанитрокобальтатом (III) натрия Na3[Co(NО2)6]. Гексанитрокобальтат (III) натрия Nа3[Со(NО2)6] дает с катионом К+ желтый осадок комплексной соли гексанитрокобальтата (III) калия - натрия:

2КС1 + Nа3[Со(NО2)6] → 2NаСl + K2 Nа[Со(NО2)6]↓

К капле раствора соли калия прибавьте 2-3 капли раствора 3[Со(NО2)6]. Образуется осадок ярко-желтого цвета, растворимый в сильных кислотах. Присутствие щелочей мешает реакции, так как щелочи, разлагая реактив, образуют темно - бурый осадок гидроксида кобальта Со(ОН)з. Следует иметь в виду, что катион NH4+ образует с гексанитрокобальтатом (III) натрия такой же осадок, и поэтому мешает определению иона калия.
3) Реакция окрашивания пламени. Летучие соли калия окрашивают пламя горелки в розово-фиолетовый цвет. В при­сутствии иона Na+ розово-фиолетовая окраска становится незаметной, так как желтый спектр маскирует окраску. Поэтому пламя следует рас­сматривать через синее стекло, не пропускающее желтых лучей. Реак­ция проводится аналогично реакции на катион Na+.
3. Реакции катиона NH4+

1) Реакция с сильными щелочами КОН или NaOH. Щелочи разлагают соли аммония с выделением газообразного аммиака: