Файл: Шадрина Е. В. Анализ урока по фгос (примерная схема).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шадрина Е.В.
АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

(ПРИМЕРНАЯ СХЕМА)
Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требует от педагогов непрерывного повышения не только обще педагогического, но и методического уровня.

В публикуемой схеме анализа урока по ФГОС представлены основные элементы анализа урока по ФГОС. Предложенная схеме анализа урока поможет педагогу не только быстро и качественно проанализировать урок, освоить особенности ФГОС, но и повысить свой методический уровень.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО ФГОС
Дата_____________

Класс_____________

Ф.И.О. учителя__________________________________________________________________

Всего учащихся на уроке____________

Тема урока________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Постановка цели урока (выбрать)

  • обозначена учителем

  • обозначена детьми

  • не обозначена.

Запишите цель урока

____________________________________________________________________________

Задачи урока (выбрать)

  • обозначены учителем

  • обозначены детьми

  • не обозначены

Запишите задачи урока
1.Образовательная_________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Развивающая____________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Воспитательная_____________________________________________________________
Структура урока (см. приложение 1) ЗАПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ УРОКА

1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________5____________________________________________________________________________6____________________________________________________________________________
Тип урока (выбрать)

  • комбинированный урок

  • урок усвоения новых знаний

  • урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

  • урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

  • урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок)

  • урок контроля знаний и умений

  • урок коррекции знаний, умений и навыков

  • урок-рефлексии

  • Другое (укажите тип урока)_______________________________________________


Какие способы мотивации применяет педагог? (напишите)________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Используемые технологии (выбрать)

  • проектная деятельность

  • дифференциация по интересам

  • информационные и коммуникационные технологии

  • игровые технологии

  • обучение на основе «учебных ситуаций»

  • игровые технологии

  • технологии творческого дела

  • другое (перечислить)_____________________________________________________ _______________________________________________________________________

Готовность к проведению занятия (выбрать)

  • полная

  • выражена на среднем уровне

  • низкий уровень внешней готовности

  • специальная организация начала занятия

  • начало произошло без подготовки


Этап мотивации (выбрать)

  • актуализация предыдущего опыта

  • проблемный вопрос

  • момент скрытого предъявления темы (притча, стихотворение, суждение)

  • интрига

  • визуализация

  • отсутствовал

  • другое (перечислить)_____________________________________________________

Средства, использованные на уроке (запишите) _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________Формы организации работы обучающихся (выбрать)

  • фронтальная

  • групповая

  • парная

  • индивидуальная


Логика построения урока (выбрать)

  • прослеживается

  • рациональное представление материала

  • не просматривается

  • трудно определить

  • от частного к общему

  • от общего к частному

_____________________________________________________________________________

Формирование УУД

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание) (запишите)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) (запишите)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем) (запишите)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов) (запишите)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Занятие способствовало (выбрать)

  • реализации творческого потенциала обучающихся

  • формированию культуры общения учащихся, развитию навыков организации и самоорганизации, осуществлению сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем

  • пробуждению внутренней мотивации

  • стимулированию механизма ориентировки учащихся, обеспечивающего целеполагание и планирование

  • обеспечению формирования учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации

  • обеспечению самооценки учебно-познавательной деятельности в ходе занятия на основе самоконтроля и самокоррекции


Этап рефлексии (выбрать) (наблюдается, отсутствовал, осуществляют самооценку собственной учебой деятельности, соотносят цель и результаты)___________________________________________________________________
Этап подведения итогов (выбрать) (содержит общие выводы, комментарии учителя, суждения учащихся, возвращение к цели урока и сопоставление с результатами, демонстрация того, чему научились, отсутствует) _____________________________________________________________________________

Подчеркните элементы соответствия ФГОС

  • Диагностичность цели занятия

  • Описание ожидаемого результата

  • Урок отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации

  • Дети участвуют в постановке цели занятия, планировании работы

  • Урок способствует формированию ценностей, в процессе его организации и проведения учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося

  • Использование активных методов обучения

  • Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые ситуации, импровизацию

  • Педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам занятия

  • Задания соответствуют цели и задачам занятия

  • В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей

  • Педагогический стиль - демократичный (на основе сотрудничества) *

  • Ориентировка на интересы и склонности участников

  • Наличие специальных приёмов, способствующих поддержанию дружественной атмосферы

  • Активность участников

  • Присутствие оценивания или рефлексии

  • Рациональное использование времени 


Выводы (отметить и добавить свои выводы)

  • занятие проведено на хорошем уровне

  • занятие проведено удовлетворительно

  • допущены ошибки теоретического характера

  • допущены ошибки методического характера

  • допущены ошибки при выборе методов и приемов обучения

  • учащиеся вовлечены в творческую деятельность

  • учащиеся вовлечены в деятельность по интересам

  • приемы, использованные на занятии, способствуют формированию позитивной самооценки, самоуважения

  • приемы, использованные на занятии, способствовали формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве

  • наблюдались элементы, способствующие воспитанию целеустремленности и настойчивости

  • наблюдались элементы, способствующие формированию навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

  • наблюдались элементы, способствующие формированию умений самостоятельно и совместно планировать деятельность

  • наблюдались элементы, способствующие формированию умения решать творческие задачи

  • наблюдались элементы, способствующие формированию умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

  • наблюдались элементы, способствующие формированию и развитию индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности

  • педагог создал условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка

  • педагог выстроил занятие с четким и внятным представлением о результате

  • не просматривалась нацеленность на результат

  • выстроена логика перехода от результатов одного уровня к другому

  • поставленная учителем цель и образовательные, воспитательные и развивающие задачи достигнуты

  • достигнуты практические цели, поставленные учениками

  • ничего из вышеперечисленного не наблюдается



Рекомендации (отметить и добавить свои рекомендации)

  • более обдуманное составление планов

  • грамотная постановка цели и задач урока

  • отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия;

  • организация учебной ситуации

  • повышение эффективности занятия

  • организация достижения цели и сопоставление её с реальными результатами

  • использование активных форм

  • использование ИКТ и ТСО

  • организация начала занятия

  • включение воспитательного аспекта

  • продумать варианты стимулирования учащихся

  • продумать организацию поисковой работы

  • пересмотреть планирование

  • пересмотреть логику выстраивания занятия

  • использовать активные формы

  • обратить внимание на формирование мотивации

  • спланировать дифференцированный подход к организации деятельности

  • спланировать учебную (воспитательную) ситуацию

  • организовывать ситуацию успеха и веры в себя


Урок проанализировал(а) учитель (ФИО)


Приложение 1

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление.

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.


3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок)

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.