Файл: 1 Что такое экомаркировка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Корейская программа экомаркировки включает в себя 150 стандартов для более чем 10000 видов продуктов. Данная маркировка соответствует типу I.

• Североамериканская маркировка типа I — «Зеленая печать» (Green Seal). В соответствии с программой разработано 32 стандарта. Награждены экомаркировкой свыше 3800 видов товаров. Экомаркировка была создана в качестве поддержки развития экологически чистого направления в текстиле.

• Канадская экологическая программа включает в себя 76 критериев и распространяется более чем на 10000 видов продукции. Программа имеет развитую систему экомаркировки продукции, способствующую снижению вреда для окружающей среды и безопасной утилизации.

Для компании-производителя или продавца продукции наличие экомаркировки на товаре может демонстрировать, что продукт соответствует строгим критериям экологичности, производство продукции контролировалось независимой третьей стороной, а качество продукции признано во всех странах Европейского союза, что благоприятно влияет на репутацию компании, доказывая ее ответственность перед окружающей средой.

Товары, получающие экологическую маркировку, проходят жесткую многоступенчатую проверку. Основными этапами сертификации являются:

1. Проверка соответствия предлагаемого товара критериям присуждения экомаркировки. Для этого представители компании, заинтересованной в присуждении экологической маркировки, знакомятся со списком уже установленных групп товаров. Подать заявку могут производители, импортеры и поставщики услуг.

2. После ознакомления со списком продуктов, попадающих под экомаркировку, необходимо обратиться в компетентный орган (например, в Австрии это Федеральное министерство окружающей среды (Bundesministerium f r Umwelt)), который будет оценивать товар по критериям соответствия и обеспечивать полной информационной поддержкой на этапе оценки.

3. Заявку необходимо подать в электронном виде на интерактивном ресурсе Программы европейской экомаркировки.

4. Для рассмотрения заявки о соответствии заявляемого продукта критериям экомаркировки необходимо предоставить составленную декларацию, документы, паспорт товара и результаты испытания.

5. После подачи заявки в электронном виде необходимо обратиться в компетентный орган с письменным экземпляром заявки. В течение двух месяцев компетентный орган проводит анализ соответствия товара установленным критериям
. Помимо предоставления документов необходимо уплатить взнос: для малого бизнеса единовременный взнос составляет 200-350 евро, а годовая оплата составит 18750 евро; для среднего бизнеса и фирм из развивающихся стран единовременный взнос составляет 200-600 евро, годовая оплата 18750 евро; все остальные компании платят единовременный взнос в размере 200-2000 евро при годовой оплате в размере 25000 евро.

6. В случае соответствия продукта требуемым критериям компетентный орган присуждает продукту экологическую маркировку и заключает с компанией договор. Для контроля за последующим соблюдением соответствия критериям экомаркировки компетентный орган проводит тестовые проверки продукции. Результаты таких проверок вносятся в соответствующий журнал, который должен предоставляться по первому требованию. В случае выявления факта несоответствия продукции, обладающей знаком экологической маркировки установленным требованиям, компетентный орган может запретить использование экомаркировки.

Экосертификация — главный инструмент устойчивого производства и потребления согласно позиции ООН

Она обеспечивает:

  • Правомерное и доказуемое использование термина «экопродукт» и других заявлений об экологичности в коммуникациях разного уровня (B2C, B2B, B2G);

  • Веский аргумент против скепсиса и обвинений в гринвошинге — и в пользу доверия;

  • Отстройку от конкурентов, еще не успевших ответить на новые вызовы рынка;

  • Укрепление имиджа, рост лояльности со стороны потребителей, партнеров и ритейлеров;

  • Расширение рынка сбыта за счет ответственных потребителей;

  • Участие в частных и государственных тендерах с экологической составляющей;

  • Часто — снижение издержек от внедрения ресурсосберегающих технологий производства, оптимизации упаковки, логистики и других аспектов.

ДОКУМЕНТЫ

ISO 14024:1999 (Environmental labels and declarations — Type I environmental labelling — Principles and procedures)

«Экологические знаки и декларации. Экологическое этикетирование типа 1. Принципы и процедуры»


Настоящий стандарт рассматривает программы экологической маркировки типа I, согласно которым экологическую этикетку получает продукция, отвечающая определенным требованиям. Таким образом, этикетка идентифицирует продукцию, которой отдается предпочтение в силу ее экологичности в рамках определенной группы однородной продукции.



Программы экологической маркировки типа I являются добровольными, могут осуществляться общественными или частными организациями и носить национальный, региональный или международный характер.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МАРКИРОВКИ ТИПА I (Type I environmental labelling programme): Добровольная, основанная на многих критериях программа третьей стороны, предусматривающая выдачу лицензии на использование экологической этикетки, свидетельствующей об экологической предпочтительности какой-либо продукции в рамках определенной группы однородной продукции на основе рассмотрения ее жизненного цикла.

3.2 продукция (Product): Любой товар или услуга.

3.3 группа однородной продукции (Product category): Группа продукции, выполняющей одинаковые функции.
3.4 КРИТЕРИИ ЭКОЛОГИЧНОСТИ ПРОДУКЦИИ (Product environmental criteria): Требования экологичности, которым должна удовлетворять продукция, чтобы быть маркированной экологической этикеткой.


3.5 функциональная характеристика продукции (Product function characteristic): Свойство или характеристика эффективности и использования продукции.
3.6 ОРГАН, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МАРКИРОВКОЙ (Ecolabelling body): Орган третьей (независимой) стороны и ее агенты, реализующие программу экологической маркировки типа I.


3.7 ТРЕТЬЯ СТОРОНА (Third party): Физическое лицо или орган, признанный независимым от вовлеченных сторон в рассматриваемых вопросах (ИСО/МЭК Руководство 2 [1]).

Примечание - "Вовлеченные стороны" - это обычно поставщик ("первая сторона") и покупатель ("вторая сторона").
3.8 заинтересованная сторона (Interested party): Любая из сторон, участвующих в программе экологической маркировки типа I.
3.9 ЛИЦЕНЗИАТ (Licensee): Сторона, которой органом, занимающимся экологической маркировкой, предоставлено право использовать экологическую этикетку типа I.
3.10 экологический аспект (Environmental aspect): Элемент деятельности организации, продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
Примечание - Важный экологический аспект - это тот аспект, который имеет или может иметь значительное воздействие на окружающую среду (ГОСТ Р ИСО 14001).
3.11 воздействие на окружающую среду (Environmental impact): Любое изменение в окружающей среде положительного или отрицательного характера, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг (ГОСТ Р ИСО 14001).
3.12 СЕРТИФИКАЦИЯ (Certification): Процедура, согласно которой третья сторона в письменном виде свидетельствует, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям (Руководство ИСО/МЭК 2 [1]).

3.13 ЛИЦЕНЗИЯ (ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МАРКИРОВКИ ТИПА I) [Licence (for Туре I environmental labelling)]: Документ, выданный по правилам системы сертификации, которым орган, занимающийся экологической маркировкой, предоставляет физическому или юридическому лицу право использования экологической этикетки типа I для его продукции или услуги в соответствии с правилами программы экологической маркировки.
3.14 пригодность для использования по назначению (Fitness for purpose): Способность продукции, процесса или услуги выполнять определенные функции в оговоренных условиях (Руководство ИСО/МЭК 2 [1]).

ПРИНЦИПЫ

    

    5.1 Добровольный характер программы

Программы экологической маркировки, включая разработанные или функционирующие под управлением государственных организаций, должны носить добровольный характер.     
     5.2 Взаимосвязь с ГОСТ Р ИСО 14020

В дополнение к требованиям, изложенным в настоящем стандарте, применяют принципы, установленные в ГОСТ Р ИСО 14020 (государственный стандарт российской федерации. Экологические этикетки и декларации). Если настоящий стандарт излагает более конкретные требования, чем ГОСТ Р ИСО 14020, должны применяться эти конкретные требования.     
      5.3 Взаимодействие с законодательством

Предварительным условием выдачи и сохранения лицензии на использование экологической маркировки типа I является выполнение заявителем экологического и другого соответствующего законодательства.     

  5.4 Рассмотрение жизненного цикла

Цель снижения вредного воздействия на окружающую среду, а не простой передачи воздействий от среды или от стадии к стадии жизненного цикла, достигается лучше всего тогда, когда экологические критерии оценки продукции устанавливаются при рассмотрении всего жизненного цикла продукции.

Стадии жизненного цикла, учитываемые при разработке экологических критериев продукции, должны включать добычу ресурсов, производство, распределение, использование и изъятие продукции в связи с соответствующими, проходящими по всем средам, экологическими показателями. Любое отклонение от этого наиболее полного подхода или выборочное использование ограниченного числа экологических аспектов должно быть обосновано.     
     5.5 Избирательность критериев

Экологические критерии должны разрабатываться для того, чтобы отличать в группе однородной продукции экологичеcки предпочтительную продукцию на основании измеряемой разницы воздействий на окружающую среду. Продукцию следует дифференцировать по экологическим критериям только тогда, когда такие различия существенны. Методы испытаний и проверок, используемые для оценивания продукции, имеют различные уровни точности и сходимости. Эти соображения учитывают при оценке значимости различия. Если экологические критерии разработаны в соответствии с вышеприведенными положениями, то вся продукция, удовлетворяющая этим критериям, может быть маркирована экологической этикеткой.     

     5.6 Экологические критерии продукции

5.6.1 Соображения, касающиеся жизненного цикла
Экологические критерии продукции должны основываться на показателях, извлекаемых из соображений, касающихся жизненного цикла (см. 5.4)
5.6.2 Основа критериев
Экологические критерии продукции должны быть установлены на достижимом уровне, и в них следует учитывать относительные воздействия на окружающую среду, а также возможность и точность измерений.     
     5.7 Функциональные характеристики продукции

          

При разработке критериев должны быть приняты во внимание пригодность продукции для использования по назначению и уровни ее эффективности. Для использования в программе следует рассмотреть международные, региональные или национальные стандарты согласно иерархии применения стандартов, приведенной в ГОСТ Р ИСО 14020.
Примечание - В контексте экологической маркировки соответствие назначению предполагает, что продукция удовлетворяет требованиям охраны здоровья, безопасности и нуждам потребителя.
     5.8 Действие требований программы

5.8.1 Срок действия
Экологические критерии продукции и требования к функциональным характеристикам для каждой группы однородной продукции должны быть установлены на определенный период времени.
5.8.2 Сроки пересмотра
Экологические критерии продукции и требования к функциональным характеристикам продукции должны пересматриваться по истечении установленного периода времени с учетом таких факторов, как новые технологии, новая продукция, новая экологическая информация и изменения рыночной ситуации. Пересмотр экологических критериев и требований к функциональным характеристикам продукции не обязательно ведет к их изменениям.     

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ



Член Всемирной ассоциации экомаркировки



Член Многостороннего консультативного комитета

С 1991 года занимается экологическим просвещением и содействует устойчивому производству и потреблению — 12-я цель устойчивого развития ООН. Специализируется на разработке «зеленых» стандартов и экологической сертификации