Файл: Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упражнение «Ветерок».

- Посмотрите, я собрала лепестки, давайте вернём их цветку.

Логопед раздаёт детям лепестки.

- Лепесток приклеит тот, кто назовёт предлог в предложении.

Логопед произносит предложения, а дети называют предлоги:

Котёнок спрятался под диван. Костя зашёл в магазин.

- Вот какой красивый цветок у нас получился.

3. Физминутка. «Слушай внимательно».

- А сейчас, немного отдохнём. Приседайте, когда услышите предлог в предложении и присядьте, если предлога в предложении нет.

4. «Волшебное дерево».

- Подойдите к «волшебному дереву» и возьмите листочки.

- Посмотрите, на обратной стороне листочков есть символы предлогов.

Перепрыгнет через ручеёк тот, кто назовёт предлог.

Дети перепрыгивают через ручеёк, называя предлог, символ которого изображён на листочке: «У меня предлог «на».

- Вот мы с вами и пришли в гости к Солнышку. А вы бы хотели, чтобы оно засияло ярче?

- А лучики зажгутся только тогда, когда вы составите предложение с предлогом, который у вас изображён на листочках.

Итог.

- Посмотрите, как засверкало наше Солнышко. Нам пора возвращаться в группу. Строимся, как вагончики, поехали обратно. Скажите, о чём мы говорили на занятии. Назовите, какие вы знаете предлоги.

7. Конспект дидактической игры на формирование морфологической стороны речи, способов словообразования, синтаксической стороны

Конспект игры «Опиши картинку» в среднем дошкольном возрасте.

Цель игры: формирование морфологической стороны речи;

усвоение родовой принадлежности.

Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Ход игры: в игре принимают участие от 2 до 8 игроков.

Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)

Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок:

Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье)

Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша)

Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко)

Игра на развитие синтаксической стороны речи «Вопрос-ответ» в старшем дошкольном возрасте.

Цель: Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.


Ход игры: воспитатель обращается к детям с вопросом, бросая им мяч. Отвечающий ловит мяч и отвечает, бросая мяч обратно.

Какая сегодня погода? (Хорошая)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)

А когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.

Конспект игры-драматизации для формирования словообразования «Кто пришел?» в младшем возрасте.

Цель: детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

Ход игры;

Приходит игрушка-котенок, здоровается с детьми.

–Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.)

Появляются котята.

Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки.)

Какой котеночек? (Маленький, пушистый.)

А какие котятки? (Маленькие, пушистые.)

Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму-кошку».

Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утенок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.