Файл: Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение «Ветерок».
- Посмотрите, я собрала лепестки, давайте вернём их цветку.
Логопед раздаёт детям лепестки.
- Лепесток приклеит тот, кто назовёт предлог в предложении.
Логопед произносит предложения, а дети называют предлоги:
Котёнок спрятался под диван. Костя зашёл в магазин.
- Вот какой красивый цветок у нас получился.
3. Физминутка. «Слушай внимательно».
- А сейчас, немного отдохнём. Приседайте, когда услышите предлог в предложении и присядьте, если предлога в предложении нет.
4. «Волшебное дерево».
- Подойдите к «волшебному дереву» и возьмите листочки.
- Посмотрите, на обратной стороне листочков есть символы предлогов.
Перепрыгнет через ручеёк тот, кто назовёт предлог.
Дети перепрыгивают через ручеёк, называя предлог, символ которого изображён на листочке: «У меня предлог «на».
- Вот мы с вами и пришли в гости к Солнышку. А вы бы хотели, чтобы оно засияло ярче?
- А лучики зажгутся только тогда, когда вы составите предложение с предлогом, который у вас изображён на листочках.
Итог.
- Посмотрите, как засверкало наше Солнышко. Нам пора возвращаться в группу. Строимся, как вагончики, поехали обратно. Скажите, о чём мы говорили на занятии. Назовите, какие вы знаете предлоги.
7. Конспект дидактической игры на формирование морфологической стороны речи, способов словообразования, синтаксической стороны
Конспект игры «Опиши картинку» в среднем дошкольном возрасте.
Цель игры: формирование морфологической стороны речи;
усвоение родовой принадлежности.
Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).
Ход игры: в игре принимают участие от 2 до 8 игроков.
Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)
Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».
Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок:
Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье)
Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша)
Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко)
Игра на развитие синтаксической стороны речи «Вопрос-ответ» в старшем дошкольном возрасте.
Цель: Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.
Ход игры: воспитатель обращается к детям с вопросом, бросая им мяч. Отвечающий ловит мяч и отвечает, бросая мяч обратно.
Какая сегодня погода? (Хорошая)
Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)
Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)
Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)
А когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.
Конспект игры-драматизации для формирования словообразования «Кто пришел?» в младшем возрасте.
Цель: детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
Ход игры;
Приходит игрушка-котенок, здоровается с детьми.
–Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.)
Появляются котята.
Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки.)
Какой котеночек? (Маленький, пушистый.)
А какие котятки? (Маленькие, пушистые.)
Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму-кошку».
Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утенок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.