Файл: Формы наставничества в рамках целевой модели наставничестваобучающихся для организаций, осуществляющих образовательную.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы наставничества в рамках целевой модели наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися
Актуальность
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия,
а также вызовами со стороны экономического сектора.
Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов
Российской Федерации.
Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных,
общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных ступеней и форм обучения.
Исследования наставничества в России показывают, что многие организации,
как образовательные, так и бизнес, рассматривают наставничество как
стратегически значимый элемент системы. Они выдвигают на первый план задачу развивать у обучающихся и сотрудников не только способности адекватно манипулировать полученными благодаря образованию знаниями,
умениями и навыками, но и способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции – т.е. метакомпетенцию. Вследствие этого меняются и сами модели наставничества: расширяется возможный состав участников наставнических отношений, сферы применения наставничества,
сам процесс взаимодействия и круг решаемых с его помощью проблем.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары / группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
В числе самых крупных форм наставничества, включающих много вариаций в зависимости от условий реализации, можно назвать пять:
«ученик – ученик»,
«учитель – учитель»,
«студент
– ученик»,
«работодатель – ученик», «работодатель – студент». Каждая из названных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения / профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов трех акторов системы:
наставляемого, наставника (и его организации / предприятия) и региона действия.
Для качественного представления особенностей разных форм наставничества необходимо конкретно рассмотреть пул проблем, решаемых с помощью наставничества, и систему, существующую в каждом отдельном случае.
Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые
с помощью наставничества

низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции;

отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы;

отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;

низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;

кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;

отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;
2



высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;

падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы,
связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;

проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,
организационные и социальные.
Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях с привлечением обыкновенных учеников. Среди основных проблем:

невключенность в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая учебная мотивация;

коммуникационные проблемы, возможно возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.
Проблемы учащегося среднего профессионального образовательного
учреждения (далее – студента), решаемые с помощью наставничества

низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;

низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;

трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;

низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, в основном целеполагания, планирования и навыков самореализации,
пессимистичные ожидания;

низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие – невостребованность на рынке;

отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи;

невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.
Как можно заметить, в обоих случаях, равно как и в варианте «учитель –
учитель», которая в силу своей ролевой особенности может быть рассмотрена отдельно, ключевая проблема заключается в неразвитости у обучающихся метакомпетенций.
3

В данный момент в федеральных образовательных стандартах в полном объеме закреплена лишь необходимость формирования ключевых и профессиональных компетенций, что не отвечает вызовам времени и требует привлечения «внешних» систем (например, представителей производства или бизнеса) и изменения моделей ролевого взаимодействия
(например, «студент – ученик», а не только «учитель – ученик»). В связи с этим в рамках компетентностного подхода должна быть выделена новая задача – формирование метакомпетенций.
Учитывая важность понятия, определим его смысловые и структурные рамки. Метакомпетенция – это способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Таким образом, метакомпетенцию можно рассматривать как фактор,
единственно способствующий развитию профессиональных компетенций,
в случае с которыми простое воспроизведение или копирование невозможно.
С точки зрения системного подхода метакомпетенции являются весомой частью концептуальных компетенций, или индивидуальной эффективности.
Метакомпетенции – надсистемный элемент, и что важно для образовательного процесса, надпредметный элементом, они могут быть рассмотрены как компетенции творческого или высшего уровня. В
некоторых иностранных исследованиях, посвященных развитию профессиональных компетенций, понимание метакомпетенций представлено как способность справляться с неуверенностью и критикой, что также немаловажно для молодых специалистов, по статистике имеющих высокий риск не закрепиться в профессии из-за трудностей, возникающих в первые несколько лет работы.
Учитывая цели и задачи, поставленные перед нами национальным проектом
«Образование», видится полноценно обоснованной необходимость развития метакомпетенций, а значит, и системы наставничества, которая является максимально эффективным способом их развития без отрыва от образовательного процесса.
Проблемы региона, решаемые с помощью наставничества
На уровне региона, являющегося основным инициатором развития обновленной системы обучения и профессиональной подготовки школьников и студентов, также важно рассмотреть круг проблем, решаемых с помощью наставнического взаимодействия.
4


Комплексное представление круга этих задач поможет образовательным организациям, включая организации дополнительного образования,
претендовать на разностороннюю поддержку собственных инициатив со стороны администрации региона и общественное понимание необходимости внедрения новых подходов.
Итак, среди основных проблем:

низкие образовательные, спортивные и культурные результаты отдельных образовательных организаций;

трудовая неустроенность молодежи, влекущая за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в иные регионы;

ценностная дезориентация молодежи, приводящая как к девиантному,
так и нейтральному в плане гражданской активности поведению;

отсутствие налаженной связи между разными уровнями образования в регионе;

отсутствие системы поддержки талантливой молодежи в регионе;

устаревание рабочих резервов, приводящее к инерционному движению региональных предприятий, сокращению числа инициатив и инноваций, падению эффективности работы.
С помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации и на предприятия региона можно добиться комплексного улучшения образовательных и экономических результатов. А также, что немаловажно на межличностном и социальном уровнях, таким образом можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными системами и поколениями и чувство сопричастности к жизни и развитию региона.
Пять форм наставничества
Ниже будет рассмотрены каждая из пяти форм наставничества, что позволит создать полноценное представление об участниках взаимодействия, целях и задачах каждой из сторон, а также измеримых результатах и формах оценки эффективности программы.
Форма наставничества «ученик-ученик»
Предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами,
позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное,
тем не менее, строгой субординации. Вариацией данной формы является форма наставничества «студент – студент».
5

Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.
Построение школьного сообщества
Отдельно стоит пояснить термины «школьное сообщество» и «сообщество благодарных выпускников», так как формирование подобных структур видится нам необходимым для решения сразу нескольких задач: от подготовки будущих наставников до мотивации всех участников наставнических отношений.
Процесс формирования школьного сообщества базируется на принципах эффективности школы, лидерства, коллегиальности, демократии и, что немаловажно, – интереса обучающихся друг к другу. Подход применим как к результатам и их оценки, так и к самим процессам обучения и преподавания.
В нашем случае школьное сообщество является изначальным и конечным пунктами, точками сборки системы при реализации наставничества.
Сообщество предполагает активное сотрудничество, связь учеников и учителей (а также администрации и родителей) в процессе творческого
(метакомпетентностного) решения всех проблем – от образовательных до поведенческих. Противоположностью данной модели и подхода является, к сожалению, традиционная система – «формальная иерархия», при которой любое образовательное учреждение рассматривается по принципу пирамиды и вертикальных, а не горизонтальных связей, а все акторы следуют четко обозначенным ролям и соответствующим им ролевым ожиданиям.
Школьное сообщество и его важный элемент – сообщество благодарных
выпускников – реальный и эффективный способ создания нового «климата»
в школе и СПО. Он не требует серьезных структурных изменений или финансовых затрат, нужно психологическое изменение позиций учителей и учеников.
6


Первым этапом построения сообщества является процесс передачи самим обучающимся ответственности за их обучение и активное участие в жизни школы. Наставнические формы «ученик – ученик», «студент – студент» в данном случае отражают практическую реализацию подобного движения.
Воспитание ответственности и развитие способности принимать решения,
осознанно выбирать и строить свою образовательную и/или карьерную траектории служат основой для эффективной взаимной поддержки учеников
(и учителей) и сопровождаются продуктивной деятельностью по формированию активной жизненной и гражданской позиций, обучению рефлексии, освоению социальных и коммуникационных компетенций.
В сообщество благодарных выпускников входят выпускники разных лет,
испытывающие потребность оказать разностороннюю поддержку своей школе, ее учителям и обучающимся. Поддержка может быть как финансовой,
в таком случае речь может идти о создании эндаумента (фонда целевого капитала), так и ресурсной. Представитель сообщества с точки зрения понимания специфики и культуры образовательного учреждения является лучшим «форматом» наставника, способным помочь обучающимся определиться с образовательными и карьерными траекториями, развить необходимые навыки и компетенции. Обучающиеся, прожив роль наставляемых, со временем могут пополнять ряды сообщества благодарных выпускников, следуя развитому в процессе общения с наставником чувству сопричастности к школьному сообществу. Таким образом, мы получаем полный цикл, реализующий задачи по поиску наставников, их отбору,
мотивации и деятельности, к обсуждению которого мы еще вернемся в разделе, посвященному поиску и отбору наставников.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.
Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию,
самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:

повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
7



количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;

снижение числа подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;

снижение числа жалоб от родителей и учителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса и школы.
Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:

социальные (отношения, поведения, коммуникации);

когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);

функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе профессиональные, навыки).
Портрет участников
Наставник
Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами,
нетривиальностью мышления,
демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы
(конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.
Наставляемый. Социально/ценностно дезориентированный учащийся низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. Учащийся с особыми образовательными потребностями –
например, увлеченный определенным предметом ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Возможные варианты программ
Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» («студент –
студент») могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций,
основными вариантами могут быть:
взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
8