Файл: 1. вопрос Основные теории происхождения государства 1 вопрос Государство понятие, признаки 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Роль права в жизни общества выражается в следующем:
1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением;
2) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;
3) посредством права определяются границы проникновения государства в жизнь населения.

  1. ВОПРОС : Формы ( источники ) права

Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Официальный характер источник права приобретает: 1) путем правотворчества либо 2) путем санкционирования (напр., при применении судом обычая). Виды источников права:

1) нормативные правовые акты – офиц. документы, содержащие юр. нормы (т. е. общеобязат. правила поведения), принимаемые гос. органами либо иными уполномоченными органами или лицами. В России в систему норм. – пр. актов входят: 1) Конституция; 2) законы (фед. конституционные; простые ФЗ; законы субъекта Федерации, принятые по предмету ведения субъекта Федерации); 3) подзаконные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; норм, акты фед. министерств и ведомств; норм, акты органов исполнит, власти субъектов РФ; норм, акты органов местного самоупр.; локальные акты, напр. правила внутр. распорядка любой организации)


2) правовые обычаи – обычаи, которым гос-во придало общеобязат. значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой (напр., по ГК, если отношение не урегулировано законом или договором, применяются обычаи делового оборота);

3)судебные и административные прецеденты – это суд. или админ. решения по конкретному делу, которым придается сила источника права в странах англосаксонской правовой семьи;

4)нормативные договоры – соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права (Федеративный договор; договоры о разгранич предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; междунар. договоры; коллективные договоры и соц. – партнерские соглашения в трудовом праве).

 Можно ли считать источником права постановления Пленума Верх. Суда РФ? Преобладает точка зрения, что нельзя. Это не источник права, а вид офиц. толкования закона. Они являются руководящими разъяснениями и обязательны для судов и иных органов, применяющих право. А можно ли считать источником права постановления Конст. Суда РФ? Преобладает точка зрения, что можно. Причем Конст. Суд иногда признает за ними силу прецедентов и отказывает в принятии к рассмотрению дел если сходное дело уже рассматривалось в отношении конституционности другого закона. Существует точка зрения, что постановления Конст. Суда РФ нужно рассматривать не в качестве источника права, а в качестве акта применения права (Конституции).

  1. ВОПРОС: Норма права

Норма права – исходящее от государства и им же охраняемое общеобязательное, формальноопреде-ленное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

Нужно выделять нормы права из системы общественных отношений, представленных в виде технических (регулирующих отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой) и социальных норм (они регулируют отношения между людьми и их объединениями, социальную жизнь).

Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений.

Признаки нормы права:

1) это единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли;



2) есть мера свободы волеизъявления и поведения человека;

3) издается в конкретной форме;

4) является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;

5) поддерживается в своей реализации и охраняется силой государства;

6) независимо от того, в какой формулировке выражена юридическая норма, она всегда есть властное предписание государства;

7) это единственный государственный регулятор общественных отношений;

8) представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; 9) складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:

а) правил поведения;

б) исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения. Исходные нормы – нормы опосредованного регулирования. Они устанавливают общие начала и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуют в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, дополняя и реализуясь через них.

Норма права имеет следующую структуру:

1) содержание;

2) условия, при которых содержание правовой нормы может и (или) должно осуществляться;

3) правовые последствия нарушения правовой нормы.

Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют единое целое.

Соотношение нормы права и нормативного акта:

1) норма права может быть сформулирована в одной статье закона в виде 3 элементов: гипотезы, диспозиции и санкции;

2) одна норма права содержится в нескольких статьях, она разделена по разным статьям закона и даже по разным законам, в содержании статьи может быть сформулировано несколько правовых норм.

В современных условиях идет совершенствование норм права по двум направлениям:

1) улучшается содержание норм;

2) упорядочивается структура норм и правовая система в целом.

  1. ВОПРОС: Правоотношение: понятие, структура


Правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой права. По существу, это норма права в ее реальном бытии.

Состав (структура) правоотношения:

1) субъекты правоотношения (носители субъективных прав и обязанностей);

2) содержание правоотношения (права и обязанности сторон);

3) объект правоотношения (то благо, по поводу которого возникло правоотношение).

Основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношения является юридический факт или совокупность таких фактов (юридический состав).

Для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников.

Виды правоотношений выделяются по разным критериям.

По отраслям права правоотношения могут быть гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.

По субъектам правоотношения можно разделить на относительные (где праву управомоченного субъекта корреспондирует обязанность конкретного индивидуально-определенного субъекта, напр. обязательственные правоотношения в гражданском праве), абсолютные (где праву управомоченного субъекта корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц, напр. правоотношения собственности в гражданском праве)

По месту в механизме правового регулирования различают материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения.

По функциональной роли правоотношения бывают регулятивные и охранительные. Охранительные возникают в момент правонарушения и направлены на восстановление правопорядка. Все остальные являются регулятивными, они регулируют правомерное поведение.

По целям воздействия правоотношения делятся на статические, имеющие целью закрепление сложившихся общественных отношений (напр., правоотношения собственности), и динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в общественных отношениях (напр., обязательственные правоотношения).

По содержанию выделяют простые правоотношения (где одному праву соответствует одна обязанность) и сложные, которые состоят из основного правоотношения и дополнительных правоотношений (напр., уголовно-процессуальное отношение).

  1. ВОПРОС: Правонарушение. Принципы и виды юридической ответственности

Правонарушение – противозаконные действия лиц. Правонарушения причиняют вред интересам общества, государства, личности и влекут за собой юридическую ответственность. Правонарушения делят на преступления и проступки.


Преступления – уголовные нарушения максимальной общественной опасности, посягающие на жизнь, здоровье и имущество человека.

Проступки – противоправные действия, нарушающие закон, но без серьезной общественной опасности жизни, здоровью и правам людей.

Виды проступков:

• гражданские правонарушения – имущественные и личные неимущественные (например, неисполнение обязательств по договору купли-продажи товаров). Наказания за эти нарушения описывает Гражданский кодекс;

• административные поступки посягают на общественный порядок и деятельность государственных органов. Регулируются законами и кодексами: Административным, Таможенным, Налоговым и др.;

• дисциплинарные нарушения в сфере трудовых отношений (прогулы, нарушение дисциплины, опоздания). Наказания за них указаны в Трудовом кодексе.

Согласно принципу презумпции невиновности человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. В случае если в суде будет доказано совершение преступления, то виновный несет юридическую ответственность. Состав правонарушения содержит признаки правонарушения, которые необходимы для доказательства виновности:

1) наличие виновного или нарушителя;

2) объект правонарушения – то, на что направлено нарушение (например, при хулиганстве объектом является общественный порядок);

3) вина человека. Формы вины: умысел (сознательное причинение вреда) и неосторожность (по легкомыслию);

4) негативный результат действий (преступление или проступок).

Юридическая ответственность – наказание, применяемое государством к лицу, совершившему правонарушение:

• уголовная: лишение свободы, штраф и др.;

• гражданско-правовая: денежные штрафы для возмещения вреда пострадавшим гражданам, организациям и государству;

• административная: штрафы, выговоры, увольнение с работы, лишение лицензии и др.

Цели юридической ответственности: защита общественного порядка и отношений; охрана прав и свобод личности; охрана собственности; охрана порядка и окружающей среды; возмещение морального и физического вреда пострадавшим; предотвращение совершения новых правонарушений.

  1. ВОПРОС: Конституционный строй России

Конституционный строй – организация государственной и общественной жизни, при которой власть государства имеет демократический, правовой характер, а права, свободы, честь и достоинство человека признаются высшей ценностью, их соблюдение и защита являются основной обязанностью государства.