Файл: 1. вопрос Основные теории происхождения государства 1 вопрос Государство понятие, признаки 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

В соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как ранее действовавшийКоБС РСФСР (ст. 52) предусматривал только обязанность родителей по воспитанию своих детей. Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное и физическое развитие, обучение правилам поведения, обеспечение образования ребенка. Родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Ребенком, в соответствии со ст. 54 СК РФ, признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Задача семейного права состоит в обеспечении соблюдения прав ребенка без какой-либо дискриминации в семейных отношениях. К примеру, норма ст. 53 СК РФ запрещает дискриминацию в отношении ребенка, родившегося от лиц, не состоящих в браке между собой. На законодательном уровне закреплены следующие личные неимущественные права ребенка, различных по своему содержанию:

v – право ребенка жить и воспитываться в семье;

v – право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

v – право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

v – право ребенка выражать свое мнение;

v – право ребенка на имя, отчество и фамилию.

15 ВОПРОС: Понятие уголовного права. Преступление и его признаки.


Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения мер наказания за их совершение.


Предмет уголовно—правовой охраны и регулирования – это общественные отношения, которые возникают в связи с совершением опасного правонарушения, которым является преступление.

Содержание уголовно—правового отношения:

• субъекты;

• их юридические обязанности и субъективные права;

• повод возникновения самого отношения.

Метод уголовного права – совокупность определенных правовых средств воздействия на общественные отношения.

Наиболее распространенными методами уголовного права являются следующие:

1) метод запрета – запрещается совершение наиболее опасного деяния под угрозой применения строгих мер государственного принуждения;

2) применение санкций уголовно—правовых норм;

3) применение иных мер уголовно—правового характера (например, применение принудительных мер медицинского характера).

Задачи уголовного права – охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, предупреждение преступлений.

Система уголовного права основана на общих принципах и нормах международного права, а также построена в соответствии с принципами и системой социальных ценностей, которые провозглашены в Конституции РФ.

УК РФ подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть уголовного права включает в себя нормы уголовного права, которые отражают понятие уголовного закона, а также основные положения о преступлении и наказании и состоит из шести разделов. Помимо этого регламентируются наиболее важные положения такие, как: уголовная ответственность, освобождение от уголовной ответственности и от наказания, уголовный закон, действие его во времени и в пространстве, устанавливаются сроки погашения судимости, а также сроки давности, принудительные меры медицинского характера и др.

Особенная часть уголовного права включает в себя нормы, которые определяют конкретные преступления по их родам и видам и устанавливают наказание за их совершение. В Особенной части содержатся: преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления против государственной власти; против военной службы и преступления против мира и безопасности человечества.



Преступление и его признаки

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК). Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК).

Выделяются следующие признаки преступления:

- общественная опасность деяния – деяние причиняет или создает угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом;

- уголовная противоправность – нарушение запрета, содержащегося в уголовно-правовой норме;

- виновность – определенное психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям;

- наказуемость – возможность назначения наказания за совершение каждого преступления, угрозу наказанием при нарушении уголовно-правовой нормы.

Категории преступлений. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления (ст. 15 УК):

- небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

- средней тяжести – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лишения свободы.

- тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы;

- особо тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

Отличие преступлений от иных правонарушений. От преступлений отличаются проступки, которые могут иметь следующие формы:

- гражданско-правовые деликты;

- административные правонарушения;

- дисциплинарные правонарушения.

16 ВОПРОС: Административное право РФ


Административное право отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (осуществления государственной управленческой деятельности).

Система административного права – совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты.

Нормы административного права в зависимости от содержания регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы:

1) регулирующие управленческие отношения общего характера, т. е. общие для всего управления;

2) регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления;

3) регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности.

Принципы административного права:

• демократизм нормотворчества и реализации права;

• равенство всех перед законом;

• взаимная ответственность государства и личности;

• федерализм;

• гуманизм;

• законность.

Административные правоотношения урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых отношений:

• одной из сторон отношений всегда является орган исполнительной власти или его должностное лицо наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера;

• субъектом выступает должностное лицо, государственный орган, а объектом – гражданин;

• стороны отношений находятся в неравном положении (одна сторона может принимать решения, применять принуждения в отношении другой);

• некоторые органы исполнительной власти обладают правом издания нормативных актов;

• правоотношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, причем согласие второй стороны необязательно;

• любые споры, возникающие между участниками правоотношений, могут решаться в судебном порядке
, однако рассматриваются в большинстве случаев в административном или в несудебном порядке. Большинство конфликтов, возникающих в сфере административно-правовых отношений, разрешаются путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти или должностного лица;

• в случае нарушения, допущенного одной из сторон, она несет ответственность перед государством в лице его органов исполнительной власти.

17 ВОПРОС: Образовательное право. Основные нормативные документы.


Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан.

Виды высших учебных заведений:

1) университет – высшее учебное заведение, которое:

• реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

• осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

• выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

• является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности;

2) академия – высшее учебное заведение, которое:

• реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

• осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

• выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

• является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

3) институт – высшее учебное заведение, которое:

• реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;