Файл: 1. 1 Сущность, цели и функции системы управления персоналом.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Непосредственно организованная образовательная деятельность проводится согласно утвержденного режима занятий и учебному плану. Образовательная нагрузка соответствует требованиям СанПиН. Одной из важнейших составляющих деятельности педагогического коллектива является деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, применение здоровье-сберегающих технологий и создание развивающей среды.
Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор в соответствии с действующим законодательством и он же несет ответственность за руководство образовательной, научной работой и организационно-хозяйственной деятельностью Учреждения. Основными партнерами в реализации педагогического процесса в детском центре являются родители воспитанников, отношения с которыми выстраиваются на договорной основе.
Взаимодействие с родителями выстраивается на позициях единомышленников, союзников, активных участников обучения и воспитания детей. Качественный состав персонала детского центра рассмотрим с помощью построения его структуры по нескольким основным признакам:
- по возрастному;
- по уровню образования;
- по стажу работы.
Среднесписочная численность компании составляет 55 чел. Структура персонала по возрастной категории представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Структура персонала по возрастной категории
Возраст | Число сотрудников, чел. | Удельный вес, % |
До 25 лет | 5 | 9,09 |
25-35 лет | 39 | 70,91 |
35-45 лет | 1 | 1,82 |
Свыше 45 лет | 10 | 18,18 |
Всего | 55 | 100,00 |
Представим данные графически (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура персонала по возрастной категории
Как мы видим из представленных данных, в учреждении наибольшее число сотрудников – от 25 до 35 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вест в данной структуре – 70, 91%. На втором месте по возрастной структуре персонала – работники свыше 45 лет-18,18 %. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники с 35 до 45 лет – 1, 82 %. Следовательно, в данный момент не актуальна проблема старения персонала. Многочисленная часть персонала (70,91 %)– находятся в возрасте от 25 до 35 лет, что говорит о том, что коллектив организации достаточно молодой. Структура персонала по уровню образования представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Структура персонала по уровню образования
Образование | Число сотрудников, чел. | Удельный вес, % |
ВО | 41 | 74,55 |
СПО | 10 | 18,18 |
Среднее образование | 4 | 7,27 |
Всего | 55 | 100,00 |
Деление по образовательному уровню очень хорошо видно на диаграмме (рис.2).
Рисунок 2 - Структура персонала по уровню образования
Из приведенных данных видно, что уровень образования работников в учреждении достаточно высокий: 75% - имеют высшее образование, 18% - среднее профессиональное, 7% - среднее (рис.2). Это обусловлено высокими требованиями, предъявляемыми к персоналу в организации. Этот уровень образования персонала позволяет работать компании на высоком профессиональном уровне. Потенциал компании к росту и достижению высоких финансовых результатов достаточно велик. Структура персонала по стажу работы представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Структура персонала в зависимости от стажа работы
Стаж работы | Число сотрудников, чел. | Удельный вес, % |
До 1 года | 7 | 12,73 |
1-5 лет | 21 | 38,18 |
5-10 лет | 13 | 23,64 |
10-20 лет | 11 | 20,00 |
20-30 лет | 3 | 5,45 |
Всего | 55 | 100,00 |
Представим данные графически (рис.3).
Рисунок 3 - Структура персонала в зависимости от стажа работы
Данные, приведенные в таблице 3 показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 1 до 5 лет (38,18 %). На втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 5 до 10 лет (23,64%). Третье место занимают работники со стажем от 10 до 20 лет (20,00%). Работники со стажем от 20 до 30 лет имеют небольшую долю – всего 5,45%. Совсем не опытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю – всего 12, 73%.
Анализируя всю собранную информацию, можно сделать вывод, что ЧДОУ «Солнышко» обладает достаточно квалифицированным и опытным персоналом, на который может рассчитывать в любой ситуации. Потенциал компании к росту и достижению высоких финансовых результатов достаточно велик. Однако стоит обратить внимание на уровень текучести кадров в компании.
2.3 Анализ системы управления персоналом ЧДОУ «Солнышко»
Трудовой коллектив составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с 16 статьей Трудового кодекса Российской Федерации [29, c. 16].
Работники Детского центра имеют право на участие в управлении организацией. Основными формами участия работников в управлении являются:
– учет мнения представительного органа;
– проведение представительным органом консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
– получение информации от работодателя по вопросам обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесении предложений по её совершенствованию, непосредственно затрагивающим интересы работника;
– обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
– участие в разработке и принятии коллективных договоров.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
– реорганизации или ликвидации организации;
– введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
– профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
– по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Представители работников имеют право вносить соответствующие предложения в органы управления организацией по этим вопросам.
Основными характеристиками персонала организации ЧДОУ «Солнышко» является его численность и структура. В структуру входят:
- аппарат управления;
- бухгалтерия;
- педагогический персонал;
- учебно-вспомогательный персонал;
- технический персонал.
Структура основных элементов, формирующих систему управления персоналом в ЧДОУ «Солнышко» представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Система управления персоналом
Непосредственное управление ЧДОУ «Солнышко» осуществляет заместитель директора. Заместитель директора:
- руководит деятельностью, несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач и функций;
- представляет учреждение в органах государственной власти и местного самоуправления, в судебных органах, а также в предприятиях, в учреждениях и организациях, действует от имени учреждения по доверенности;
- издает приказы, дает указания в соответствии с нормами действующего законодательства, обязательные для исполнения работниками;
- разрабатывает и представляет на утверждение коллектива работников, правила внутреннего трудового распорядка, утверждает должностные инструкции;
- рассматривает вопросы повышения квалификации, переподготовки кадров - разрабатывает и вносит на утверждение структуру и штатное расписание;
- привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности, поощряет, принимает на должность, увольняет с должности всех работников;
- ведет строгий контроль за выполнением обязанностей всеми сотрудниками согласно Устава;
- заключает от имени учреждения договоры;
- распределяет обязанности между работниками;
- проводит анализ потребителей и рынков, составляет планы продвижения товаров, прорабатывает рекламные кампании, организует различные мероприятия и т.д.
В подчинении заместителя директора: Администраторы; Методист; Педагогический персонал; Заведующий АХО; Технический персонал; Сферы деятельности каждого разделены и обозначены в должностных инструкциях.
Существующая организационно-управленческая структура является линейной по принципу своего построения. Руководитель наделен всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта.
Из анализа видно, что представленной организационной структуре присуще недостатки
, свойственные всем линейным структурам:
- разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
- множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
- при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
- увеличение количества уровней управления при росте организации;
- жесткость структуры.
Определено, что в целом организационная структура соответствует общей цели организации, но требует небольшой доработки, так как некоторые функции распределены нерационально, существует проблема перегруженности заместителя директора, который выполняет много функций. Такая излишняя перегруженность и ответственность заместителя могут отрицательно сказаться на результатах работы, привести к ошибкам и недочетам в работе.
Помимо этого в учреждении отсутствует согласованная система приема персонала, данная работа не планируется и проводится только при непосредственно возникшей вакансии. Возможно, отсюда и идет проблема роста коэффициента текучести. Также часть кадровой работы (собеседование, решение о приеме на работу), выполняет заместитель директора, что также вызывает его перегруженность. На нем должна лежать обязанность по определению общей стратегии кадровой политики, расстановка персонала, оплата труда, а прием на работу, и другие вопросы, возникающие в системе подбора, оценки, увольнения персонала должен выполнять специалист - менеджер по персоналу.
Структуру управления учреждением необходимо преобразовывать в такую систему, при которой каждое структурное подразделение наделяется той или иной степенью самостоятельности, ориентируется на потребности определенного рынка и становится бизнес - единицей в составе компании.
Глава 3. Основные направления совершенствования системы управления персоналом в ЧДОУ «Солнышко»
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии
Одним из важнейших факторов успешного функционирования предприятия в рыночных условиях, является четко отлаженная, свободно адаптирующая к различным изменениям организационная структура управления.
Совершенствование организационной структуры должно быть направлено на:
1. Оптимизацию организационной структуры адекватно и оперативно реагирующую на изменения во внешней среде.