Файл: Рабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Кафедра русского языка и литературы
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Направление подготовки Педагогическое образование
Профиль подготовки Филологическое образование
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Составитель:
студентка 2 курса группы Я-ZИФ201
Аскерова Марина Валерьевна
Бийск 2022
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – приобретение обучающимися коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования. Под коммуникативной компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно, языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход.
Изучение иностранного языка также призвано обеспечить развитие комплекса общекультурных и общенаучных компетенций, включая:
- воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов;
- развитие когнитивных и исследовательских умений с использованием ресурсов на иностранном языке;
- развитие информационной культуры;
- расширение кругозора и повышение общей гуманитарной культуры обучающихся;
- повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
Дисциплина «Иностранный язык» входит в состав социально-гуманитарного модуля базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)».
Для освоения дисциплины «Иностранный язык» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения иностранного языка на предыдущих уровнях образования.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных компетенций
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- базовые правила грамматики (на уровне морфологии и синтаксиса);
- базовые нормы употребления лексики и фонетики;
- требования к речевому и языковому оформлению устных и письменных высказываний с учетом специфики иноязычной культуры;
- основные способы работы над языковым и речевым материалом;
- основные ресурсы, с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы словарей, справочников, компьютерных программ, информационных сайтов сети Интернет, текстовых редакторов и т.д.).
Уметь:
- в области аудирования: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение, рассказ), а также выделять в них значимую /запрашиваемую информацию;
- в области чтения: понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), научно-популярных и научных текстов, блогов/веб-сайтов; а также письма личного характера; выделять значимую/запрашиваемую информацию из прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера;
- в области говорения: начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог-расспрос об увиденном, прочитанном, диалог-обмен мнениями и диалог-интервью/собеседование при приёме на работу, соблюдая нормы речевого этикета; расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение;
- в области письма: поддерживать контакты при помощи электронной почты (писать электронные письма личного характера); оформлять резюме и сопроводительное письмо, необходимые при приёме на работу.
Владеть:
- стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов и жанров;
- компенсаторными умениями, помогающими преодолеть «сбои» в коммуникации, вызванные объективными и субъективными, социокультурными причинами.
- стратегиями проведения сопоставительного анализа факторов культуры различных стран;
- приёмами самостоятельной работы с языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой) с использованием справочной и учебной литературы.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
I | II | III | IV | ||
Аудиторные занятия (всего) | 108 | 10 | 26 | 36 | 36 |
В том числе: | | | | | |
Лекции (Л) | | | | | |
Практические занятия (ПЗ) | 108 | 10 | 26 | 36 | 36 |
Семинары (С) | | | | | |
Лабораторные работы (ЛР) | | | | | |
Самостоятельная работа обучающихся (СРС) (всего) | 180 | 62 | 46 | 36 | 36 |
В том числе: | | | | | |
- подготовка к занятиям; | 172 | 60 | 44 | 34 | 34 |
- подготовка к интерактивным формам работы (презентаций; проектов и пр.) | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | | | Зачет с оценкой | | Зачет с оценкой |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 288 8 | 72 | 72 | 72 | 72 |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование модуля | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1. | Модуль 1 | Аспекты языка:
2. Лексика Учебная и деловая лексика (30 ед.) 3. Грамматика NOUNS (Имя существительное: множественное число, артикль, притяжательный падеж). PRONOUNS (Местоимения: личные, неопределенные, количественные, вопросительные). ADJECTIVES (Имя прилагательное: степени сравнения). NUMERALS (Числительные: порядковые, количественные). VERBS (Глаголы: to be, to have. Действительный залог. Времена группы SIMPLE). Виды речевой деятельности:
Устная тема «MyFamily».
В интерактивной форме: работа в микрогруппах, мультимедийные презентации, проекты, круглый стол. |
2. | Модуль 2 | Аспекты языка:
VERBS (Действительный залог. Времена группы PROGRESSIVE, PERFECT, PERFECT PROGRESSIVE). SEQUENCE OF TENSES (Согласование времен) Виды речевой деятельности: 1. Говорение Устная тема «MyEducation» 2. Чтение (понимание основного содержания текста: общественно-политические, публицистические (медийные) тексты по направлению; понимание запрашиваемой информации: прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера по направлению). В интерактивной форме: работа в микрогруппах, мультимедийные презентации, проекты, ролевые игры. |
3. | Модуль 3 | Аспекты языка: 1. Лексика Учебная и деловая лексика (30 ед.) Профессиональная лексика и термины (30 ед.) 2. Грамматика VERBS (Страдательный залог. Пассивные конструкции). MODAL VERBS (Модальные глаголы и их эквиваленты: can (could), may (might), must (have to, be to), should, dare, need). Виды речевой деятельности:
Устнаятема «My country and my native city». 2. Чтение (понимание основного содержания текста: общественно-политические, публицистические (медийные) тексты по направлению; понимание запрашиваемой информации: прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера по направлению; детальное понимание текста: общественно-политические, публицистические (медийные) тексты, научно-популярные и научные тексты по направлению). В интерактивной форме: работа в микрогруппах, мультимедийные презентации, проекты, круглый стол. |
4. | Модуль 4 | Аспекты языка:
Учебная и деловая лексика (30 ед.) Профессиональная лексика и термины (30 ед.)
NON-FINITE FORMS OF THE VERB: PARTICIPLES (Неличные формы глагола: причастия). NON-FINITE FORMS OF THE VERB: INFINITIVE (Неличные формы глагола: инфинитив). NON-FINITE FORMS OF THE VERB: GERUND (Неличные формы: герундий). Виды речевой деятельности:
Устнаятема «My future profession».
В интерактивной форме: работа в микрогруппах, мультимедийные презентации, проекты, ролевые игры. |
6. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Практ. зан. | СРС | В т.ч. использов. интеракт. форм (час.) | Всего |
1. | Модуль 1 | 10 | 62 | 2 (работа в микрогруппах) | 72 |
2. | Модуль 2. | 26 | 46 | 2 (мультимедийные презентации) | 72 |
3. | Модуль 3. | 36 | 36 | 2 (ролевые игры) | 72 |
4. | Модуль 4. | 36 | 36 | 2 (проекты) | 72 |
| Всего | 108 | 180 | 8 | 288 |
7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература
-
Гарагуля С.И. Learning to Speak English [Электронный ресурс] : учебное пособие по разговорному английскому языку / С.И. Гарагуля. – Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2014. - 199 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57269.html -
Хамматова, Э.А. English for designers. Английский язык для дизайнеров [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э.А. Хамматова, Ю.Н. Зиятдинова. - Электрон. текстовые данные. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012. - 104 c. - 978-5-7882-1268-5. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61944.html -
Оценочные средства по иностранному языку [Текст]: учебное пособие / сост.
Н.А. Швец, В.В. Иванова, Ю.Ю. Хлыстунова, И.Н. Кузьмина; Алтайская гос. академия обр-ния им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. – 152 с.– 300 экз. – ISBN 978-5-85127-834-1.
б) дополнительная литература:
-
Глотова, Г.В. Английский язык для дизайнеров [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.В. Глотова. - Электрон. текстовые данные. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2009. - 115 c. - 978-5-7882-0700-1. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61818.html -
Зарицкая, Л.А. Art and Design [Электронный ресурс]: учебное пособие по английскому языку / Л.А. Зарицкая. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2005. - 111 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50010.html -
Выдающиеся художники мира [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие по дисциплине «Английский язык» для студентов очного и заочного отделений вузов культуры и искусств - Электрон. текстовые данные. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2006. - 38 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56398.html
в) программное обеспечение:
1. Работа на компьютере проводится с использованием лицензионных версий операционной системы Microsoft Windows XP Prof.
2. Для работы в библиотеке используется общевузовское лицензионное программное обеспечение «Ирбис-64», в составе которого входят APM «Каталогизатор», APM «Читатель», APM «Администратор», APM «Комплектатор», Web-Ирбис (CZ39.50).
3. Лицензионная программа АУП (Шахты) – комплекс «Электронные ведомости».
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. «Wikipedia» http://www.wikipedia.org
2. «Britannica» http://www.britannika.com
3. BBC World Services http://www.bbc.co.uk
4. Английский язык Study.ruhttp://www.study.ru
5. Learn a Language http://www.edufind.com
6. English for Everybody http://english-language.euro.ru
7. Teaching Grammar http://www.eslpartyland.com/teachers/nov/grammar.htm
8. English Grammar Lessons http://www.english-grammar-lessons.com/
9. «Все для изучающих английский язык»http://www.english.language.ru
10. Ego 4 You http://www.ego4u.com
д) Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
-
Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост.Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. – 84 с.
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебные аудитории для проведения практических занятий:
Аудитория, укомплектованная специализированной мебелью, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Ирбис; Свободно распространяемое программное обеспечение: 7Zip, Adobe Flash Player, Google Chrome, VLC media Player), мультимедиа проектор, экран для представления учебной информации большой аудитории обучающихся.
Учебные аудитории для проведения групповых и индивидуальных консультаций:
Аудитория, укомплектованная специализированной мебелью, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Ирбис; Свободно распространяемое программное обеспечение: 7Zip, Adobe Flash Player, Google Chrome, VLC media Player), мультимедиа проектор, экран для представления учебной информации большой аудитории обучающихся.
Учебные аудитории для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации:
Аудитория, укомплектованная специализированной мебелью, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Ирбис; Свободно распространяемое программное обеспечение: 7Zip, Adobe Flash Player, Google Chrome, VLC media Player) с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Помещения для самостоятельной работы:
Аудитория, укомплектованная специализированной мебелью, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Ирбис; Свободно распространяемое программное обеспечение: 7Zip, Adobe Flash Player, Google Chrome, VLC media Player) с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Читальный зал, оснащенный автоматизированными и обычными рабочими местами, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (Лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Kaspersky. Свободно распространяемое программное обеспечение: Google Chrome, 7Zip), копировальной машиной, принтерами, сканерами, с наличием автоматизированных рабочих мест для пользователей с проблемами зрения: специальное программное обеспечение, тифлофлешплееры, электронная лупа, читающая машина. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ специализированные сервисы и информационные ресурсы при помощи программно-аппаратных комплексов:
- тифло-флеш-плееров Victor Reader Stream с удобной системой навигации;
- АРМ с проводными гарнитурами Jabra UC VOICE 550 Duo и Windows- приложением для преобразования речи в текст VOCO. Professional;
- электронного видео-увеличителя Ruby.;
- сканирующего и читающего устройства Eye-Pal Vision;
- специализированного программного обеспечения Easy Converter для создания цифровых говорящих книг в формате DAIZY.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Курс иностранного языка в рамках бакалавриата направлен на формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, социальной, а также формирование компетенций, необходимых для использования иностранного языка в учебной, научной, и профессиональной деятельности, дальнейшем обучении в магистратуре и аспирантуре и проведения научных исследований в заданной области. Понятие иноязычная коммуникативная компетенция рассматривается не как абстрактная сумма знаний, умений и навыков, а как «совокупность личных качеств обучающихся (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе учебного, социально-культурного и профессионального или бытового общения на иностранном языке.
В соответствии с поставленными целями представляется целесообразным деление курса на три этапа, каждый из которых выступает как определённый период в рамках всего срока обучения. Деление курса на этапы осуществляется, исходя из задач обучения, обусловленных степенью профессиональной подготовки и уровнем развития коммуникативной компетенции обучающихся.
Так, первый этап, включающий коррективно-подготовительный курс, служит основой для последующего обучения иностранному языку в высшей школе. В данный период ставится целью развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности до базового уровня, достижение которого предполагает активизацию школьного минимума и определяет название этапа как
подготовительного.
Второй этап характеризуется ознакомлением обучающихся с основными приёмами восприятия текстового материала общенаучного и научно-популярного характера. С данного этапа начинается профессионализация обучения, что даёт нам право назвать его профессионально ориентированным.
На третьем этапе происходит узкая специализация в избранной профессиональной области, что позволяет дать ему название этапа специальной подготовки.
Разделение курса на этапы предполагает определение промежуточных поэтапных целей, обусловленных общими целями и задачами обучения различным видам речевой деятельности. Сами цели обучения определяют последовательность ступеней формирования видов речевой деятельности, от овладения языковым материалом к формированию на его основе умений речевой деятельности и использовании этих умений в речевом общении, движение от начального уровня владения тем или иным видом к более высокому уровню овладения.
Подготовительный этап
Подготовительный этап охватывает первый семестр и служит основой для всего последующего обучения иностранному языку. В зависимости от уровня языковой подготовки обучающихся он может быть сокращён до двух месяцев либо продлён до конца первого семестра.
Этап включает коррективно-подготовительный курс, который должен служить переходным этапом между школьным и вузовским обучением, обеспечивая элементарный уровень коммуникативной компетенции обучающихся во всех видах речевой деятельности, а также подготовить основу для дальнейшего обучения в вузе.
Общей задачей является определение и ликвидация пробелов за курс средней общеобразовательной школы, включающей в себя:
- коррекцию навыков и умений чтения (ознакомительный вид) и становление техники чтения;
- формирование умений речевого общения в основных ситуациях бытовой и социально-культурной сфер общения;
- развитие умений понимания монологических текстов в процессе аудирования.
Основные задачи преподавателя на этом этапе включают:
- объяснение форм, значений и функций каждого языкового явления, средства и способа до полного его понимания и усвоения каждым обучающимся;
- развитие внимательного отношения обучающихся как к языковым средствам, так и к своим мыслям. Необходимо учить обучающихся адекватному переходу от мысли, готовящейся к выражению на родном языке, к её иноязычной формулировке, что часто невозможно без привлечения внимания к сходствам и различиям родного и иностранного языка;
- создание и поддерживание уважительных отношений между обучающимися, стимулирование интереса друг к другу; определение оптимального распределения учебного материала во времени, его последовательности и дозирования с учётом не только методических условий и требований, но и отношения к нему обучаемых, их интереса к теме, желания задержаться на ней или, наоборот, перейти к другой.
В задачи обучающихся входит:
- усвоить принципиальное различие между частями речи и членами предложения. - овладеть строем основных видов предложений;
- овладеть средствами и способами выражения настоящего, прошедшего и будущего, модальности, пространственных отношений, типичных для нейтрального регистра повседневного общения на данном языке;
- овладеть основными контактоустанавливающими формулами, принятыми при стилистически нейтральном общении.
Учебный материал обусловлен его целью – научить обучающихся выражать свои мысли на иностранном языке и развить умения понимания текстов в процессе аудирования и чтения. Предметно–понятийно он относится к тематике повседневного общения обучающихся, непосредственно отражает их жизнь. В процессе обучения на этом этапе обучающиеся осваивают и усваивают как «новое» языковой учебный материал ради выражения «старого» - своих мыслей. Важнейший тип текста на этом этапе – диалог.
Главными средствами обучения являются аудитивные средства (речь преподавателя, записи речи носителей языка) и учебные тексты.
К концу подготовительного этапа у обучающихся активизируются умения и навыки говорения, аудирования, чтения и письма, создающие базу для перехода к основному курсу обучения.
Профессионально-ориентированный этап
Профессионально–ориентированный этап охватывает оставшиеся месяцы первого и второй семестры, если по учебному плану на иностранный язык отводится четыре семестра.
Целью профессионально–ориентированного этапа является достижение обучающимися продвинутого уровня коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности и ознакомление с основными приёмами работы над текстовым материалом общенаучного и научно-популярного характера.
Чтение, выступая как цель обучения, становится ведущим видом речевой деятельности. Основное внимание уделяется развитию умений