Файл: Рабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)


Кафедра русского языка и литературы
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Направление подготовки Педагогическое образование

Профиль подготовки Филологическое образование
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная


Составитель:

студентка 2 курса группы Я-ZИФ201

Аскерова Марина Валерьевна

Бийск 2022


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – приобретение обучающимися коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования. Под коммуникативной компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно, языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход.

Изучение иностранного языка также призвано обеспечить развитие комплекса общекультурных и общенаучных компетенций, включая:

- воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов;

- развитие когнитивных и исследовательских умений с использованием ресурсов на иностранном языке;

- развитие информационной культуры;

- расширение кругозора и повышение общей гуманитарной культуры обучающихся;

- повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП

Дисциплина «Иностранный язык» входит в состав социально-гуманитарного модуля базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)».

Для освоения дисциплины «Иностранный язык» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения иностранного языка на предыдущих уровнях образования.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных компетенций

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-  базовые правила грамматики (на уровне морфологии и синтаксиса);

-  базовые нормы употребления лексики и фонетики;

-  требования к речевому и языковому оформлению устных и письменных высказываний с учетом специфики иноязычной культуры;

-  основные способы работы над языковым и речевым материалом;

-  основные ресурсы, с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы словарей, справочников, компьютерных программ, информационных сайтов сети Интернет, текстовых редакторов и т.д.).

Уметь:

-  в области аудирования: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение, рассказ), а также выделять в них значимую /запрашиваемую информацию;

-  в области чтения: понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), научно-популярных и научных текстов, блогов/веб-сайтов; а также письма личного характера; выделять значимую/запрашиваемую информацию из прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера;

- в области говорения: начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог-расспрос об увиденном, прочитанном, диалог-обмен мнениями и диалог-интервью/собеседование при приёме на работу, соблюдая нормы речевого этикета; расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение;

- в области письма: поддерживать контакты при помощи электронной почты (писать электронные письма личного характера); оформлять резюме и сопроводительное письмо, необходимые при приёме на работу.

Владеть:

- стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов и жанров;

- компенсаторными умениями, помогающими преодолеть «сбои» в коммуникации, вызванные объективными и субъективными, социокультурными причинами.

- стратегиями проведения сопоставительного анализа факторов культуры различных стран;

- приёмами самостоятельной работы с языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой) с использованием справочной и учебной литературы.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

I

II

III

IV

Аудиторные занятия (всего)

108

10

26

36

36

В том числе:
















Лекции (Л)
















Практические занятия (ПЗ)

108

10

26

36

36

Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа обучающихся (СРС) (всего)

180

62

46

36

36

В том числе:
















- подготовка к занятиям;

172

60

44

34

34

- подготовка к интерактивным формам работы (презентаций; проектов и пр.)

8

2

2

2

2

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







Зачет с оценкой




Зачет с оценкой

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

288

8

72


72


72


72



5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Наименование модуля

Содержание

1

2

3

1.

Модуль 1

Аспекты языка:

  1. Фонетика.

2. Лексика

Учебная и деловая лексика (30 ед.)

3. Грамматика

NOUNS (Имя существительное: множественное число, артикль, притяжательный падеж). PRONOUNS (Местоимения: личные, неопределенные, количественные, вопросительные). ADJECTIVES (Имя прилагательное: степени сравнения). NUMERALS (Числительные: порядковые, количественные). VERBS (Глаголы: to be, to have. Действительный залог. Времена группы SIMPLE).

Виды речевой деятельности:

  1. Говорение

Устная тема «MyFamily».

  1. Чтение (понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации: несложные публицистические и общественно-политические тексты по обозначенной тематике; детальное понимание текста: письма личного характера)

В интерактивной форме: работа в микрогруппах, мультимедийные презентации, проекты, круглый стол.

2.

Модуль 2

Аспекты языка:

  1. Лексика Учебная и деловая лексика (30 ед.)

  2. Грамматика

VERBS (Действительный залог. Времена группы PROGRESSIVE, PERFECT, PERFECT PROGRESSIVE). SEQUENCE OF TENSES (Согласование времен)

Виды речевой деятельности:

1. Говорение

Устная тема «MyEducation»

2. Чтение (понимание основного содержания текста: общественно-политические, публицистические (медийные) тексты по направлению; понимание запрашиваемой информации: прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера по направлению).

В интерактивной форме: работа в микрогруппах, мультимедийные презентации, проекты, ролевые игры.

3.

Модуль 3

Аспекты языка:

1. Лексика

Учебная и деловая лексика (30 ед.) Профессиональная лексика и термины (30 ед.)

2. Грамматика

VERBS (Страдательный залог. Пассивные конструкции). MODAL VERBS (Модальные глаголы и их эквиваленты: can (could), may (might), must (have to, be to), should, dare, need).

Виды речевой деятельности:

  1. Говорение

Устнаятема «My country and my native city».

2. Чтение (понимание основного содержания текста: общественно-политические, публицистические (медийные) тексты по направлению; понимание запрашиваемой информации: прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера по направлению; детальное понимание текста: общественно-политические, публицистические (медийные) тексты, научно-популярные и научные тексты по направлению).

В интерактивной форме: работа в микрогруппах, мультимедийные презентации, проекты, круглый стол.

4.

Модуль 4

Аспекты языка:

  1. Лексика

Учебная и деловая лексика (30 ед.) Профессиональная лексика и термины (30 ед.)

  1. Грамматика

NON-FINITE FORMS OF THE VERB: PARTICIPLES (Неличные формы глагола: причастия). NON-FINITE FORMS OF THE VERB: INFINITIVE (Неличные формы глагола: инфинитив). NON-FINITE FORMS OF THE VERB: GERUND (Неличные формы: герундий).

Виды речевой деятельности:

  1. Говорение

Устнаятема «My future profession».

  1. Чтение (понимание основного содержания: публицистические, научно-популярные и научные тексты; тексты-интервью со специалистами и учеными данной профессиональной области; понимание запрашиваемой  информации: научно-популярные и прагматические тексты (справочники, объявления о вакансиях); детальное понимание текста: научно-популярные и общественно-политические тексты по проблемам данной науки/отрасли).

В интерактивной форме: работа в микрогруппах, мультимедийные презентации, проекты, ролевые игры.


6. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

п/п

Наименование раздела дисциплины

Практ.

зан.

СРС


В т.ч. использов. интеракт. форм (час.)

Всего

1.

Модуль 1

10

62

2 (работа в микрогруппах)

72

2.

Модуль 2.

26

46

2 (мультимедийные презентации)

72

3.

Модуль 3.

36

36

2 (ролевые игры)

72

4.

Модуль 4.

36

36

2 (проекты)

72




Всего

108

180

8

288


7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

  1. Гарагуля С.И. Learning to Speak English [Электронный ресурс] : учебное пособие по разговорному английскому языку / С.И. Гарагуля. – Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2014. - 199 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57269.html

  2. Хамматова, Э.А. English for designers. Английский язык для дизайнеров [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э.А. Хамматова, Ю.Н. Зиятдинова. - Электрон. текстовые данные. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012. - 104 c. - 978-5-7882-1268-5. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61944.html

  3. Оценочные средства по иностранному языку [Текст]: учебное пособие / сост.
    Н.А. Швец, В.В. Иванова, Ю.Ю. Хлыстунова, И.Н. Кузьмина; Алтайская гос. академия обр-ния им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. – 152 с.– 300 экз. – ISBN 978-5-85127-834-1.



б) дополнительная литература:

  1. Глотова, Г.В. Английский язык для дизайнеров [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.В. Глотова. - Электрон. текстовые данные. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2009. - 115 c. - 978-5-7882-0700-1. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61818.html

  2. Зарицкая, Л.А. Art and Design [Электронный ресурс]: учебное пособие по английскому языку / Л.А. Зарицкая. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2005. - 111 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50010.html

  3. Выдающиеся художники мира [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие по дисциплине «Английский язык» для студентов очного и заочного отделений вузов культуры и искусств - Электрон. текстовые данные. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2006. - 38 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56398.html


в) программное обеспечение:

1. Работа на компьютере проводится с использованием лицензионных версий операционной системы Microsoft Windows XP Prof.

2. Для работы в библиотеке используется общевузовское лицензионное программное обеспечение «Ирбис-64», в составе которого входят APM «Каталогизатор», APM «Читатель», APM «Администратор», APM «Комплектатор», Web-Ирбис (CZ39.50).

3. Лицензионная программа АУП (Шахты) – комплекс «Электронные ведомости».
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. «Wikipedia» http://www.wikipedia.org

2. «Britannica» http://www.britannika.com

3. BBC World Services http://www.bbc.co.uk

4. Английский язык Study.ruhttp://www.study.ru

5. Learn a Language http://www.edufind.com

6. English for Everybody http://english-language.euro.ru

7. Teaching Grammar http://www.eslpartyland.com/teachers/nov/grammar.htm

8. English Grammar Lessons http://www.english-grammar-lessons.com/

9. «Все для изучающих английский язык»http://www.english.language.ru

10. Ego 4 You http://www.ego4u.com
д) Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:

  1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост.Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. – 84 с.



9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебные аудитории для проведения практических занятий:

Аудитория, укомплектованная специализированной мебелью, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Ирбис; Свободно распространяемое программное обеспечение: 7Zip, Adobe Flash Player, Google Chrome, VLC media Player), мультимедиа проектор, экран для представления учебной информации большой аудитории обучающихся.

Учебные аудитории для проведения групповых и индивидуальных консультаций:

Аудитория, укомплектованная специализированной мебелью, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Ирбис; Свободно распространяемое программное обеспечение: 7Zip, Adobe Flash Player, Google Chrome, VLC media Player), мультимедиа проектор, экран для представления учебной информации большой аудитории обучающихся.

Учебные аудитории для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации:

Аудитория, укомплектованная специализированной мебелью, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Ирбис; Свободно распространяемое программное обеспечение: 7Zip, Adobe Flash Player, Google Chrome, VLC media Player) с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

Помещения для самостоятельной работы:

Аудитория, укомплектованная специализированной мебелью, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Ирбис; Свободно распространяемое программное обеспечение: 7Zip, Adobe Flash Player, Google Chrome, VLC media Player) с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

Читальный зал, оснащенный автоматизированными и обычными рабочими местами, с компьютерами, оснащенными комплектом лицензированного программного обеспечения (Лицензионное программное обеспечение: Windows XP, Оffice2003, Kaspersky. Свободно распространяемое программное обеспечение: Google Chrome, 7Zip), копировальной машиной, принтерами, сканерами, с наличием автоматизированных рабочих мест для пользователей с проблемами зрения: специальное программное обеспечение, тифлофлешплееры, электронная лупа, читающая машина. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ специализированные сервисы и информационные ресурсы при помощи программно-аппаратных комплексов:



- тифло-флеш-плееров Victor Reader Stream с удобной системой навигации;

- АРМ с проводными гарнитурами Jabra UC VOICE 550 Duo и Windows- приложением для преобразования речи в текст VOCO. Professional;

- электронного видео-увеличителя Ruby.;

- сканирующего и читающего устройства Eye-Pal Vision;

- специализированного программного обеспечения Easy Converter для создания цифровых говорящих книг в формате DAIZY.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

10.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Курс иностранного языка в рамках бакалавриата направлен на формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, социальной, а также формирование компетенций, необходимых для использования иностранного языка в учебной, научной, и профессиональной деятельности, дальнейшем обучении в магистратуре и аспирантуре и проведения научных исследований в заданной области. Понятие иноязычная коммуникативная компетенция рассматривается не как абстрактная сумма знаний, умений и навыков, а как «совокупность личных качеств обучающихся (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе учебного, социально-культурного и профессионального или бытового общения на иностранном языке.

В соответствии с поставленными целями представляется целесообразным деление курса на три этапа, каждый из которых выступает как определённый период в рамках всего срока обучения. Деление курса на этапы осуществляется, исходя из задач обучения, обусловленных степенью профессиональной подготовки и уровнем развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Так, первый этап, включающий коррективно-подготовительный курс, служит основой для последующего обучения иностранному языку в высшей школе. В данный период ставится целью развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности до базового уровня, достижение которого предполагает активизацию школьного минимума и определяет название этапа как
подготовительного.

Второй этап характеризуется ознакомлением обучающихся с основными приёмами восприятия текстового материала общенаучного и научно-популярного характера. С данного этапа начинается профессионализация обучения, что даёт нам право назвать его профессионально ориентированным.

На третьем этапе происходит узкая специализация в избранной профессиональной области, что позволяет дать ему название этапа специальной подготовки.

Разделение курса на этапы предполагает определение промежуточных поэтапных целей, обусловленных общими целями и задачами обучения различным видам речевой деятельности. Сами цели обучения определяют последовательность ступеней формирования видов речевой деятельности, от овладения языковым материалом к формированию на его основе умений речевой деятельности и использовании этих умений в речевом общении, движение от начального уровня владения тем или иным видом к более высокому уровню овладения.

Подготовительный этап

Подготовительный этап охватывает первый семестр и служит основой для всего последующего обучения иностранному языку. В зависимости от уровня языковой подготовки обучающихся он может быть сокращён до двух месяцев либо продлён до конца первого семестра.

Этап включает коррективно-подготовительный курс, который должен служить переходным этапом между школьным и вузовским обучением, обеспечивая элементарный уровень коммуникативной компетенции обучающихся во всех видах речевой деятельности, а также подготовить основу для дальнейшего обучения в вузе.

Общей задачей является определение и ликвидация пробелов за курс средней общеобразовательной школы, включающей в себя:

- коррекцию навыков и умений чтения (ознакомительный вид) и становление техники чтения;

- формирование умений речевого общения в основных ситуациях бытовой и социально-культурной сфер общения;

- развитие умений понимания монологических текстов в процессе аудирования.

Основные задачи преподавателя на этом этапе включают:

- объяснение форм, значений и функций каждого языкового явления, средства и способа до полного его понимания и усвоения каждым обучающимся;

- развитие внимательного отношения обучающихся как к языковым средствам, так и к своим мыслям. Необходимо учить обучающихся адекватному переходу от мысли, готовящейся к выражению на родном языке, к её иноязычной формулировке, что часто невозможно без привлечения внимания к сходствам и различиям родного и иностранного языка;


- создание и поддерживание уважительных отношений между обучающимися, стимулирование интереса друг к другу; определение оптимального распределения учебного материала во времени, его последовательности и дозирования с учётом не только методических условий и требований, но и отношения к нему обучаемых, их интереса к теме, желания задержаться на ней или, наоборот, перейти к другой.

В задачи обучающихся входит:

- усвоить принципиальное различие между частями речи и членами предложения. - овладеть строем основных видов предложений;

- овладеть средствами и способами выражения настоящего, прошедшего и будущего, модальности, пространственных отношений, типичных для нейтрального регистра повседневного общения на данном языке;

- овладеть основными контактоустанавливающими формулами, принятыми при стилистически нейтральном общении.

Учебный материал обусловлен его целью – научить обучающихся выражать свои мысли на иностранном языке и развить умения понимания текстов в процессе аудирования и чтения. Предметно–понятийно он относится к тематике повседневного общения обучающихся, непосредственно отражает их жизнь. В процессе обучения на этом этапе обучающиеся осваивают и усваивают как «новое» языковой учебный материал ради выражения «старого» - своих мыслей. Важнейший тип текста на этом этапе – диалог.

Главными средствами обучения являются аудитивные средства (речь преподавателя, записи речи носителей языка) и учебные тексты.

К концу подготовительного этапа у обучающихся активизируются умения и навыки говорения, аудирования, чтения и письма, создающие базу для перехода к основному курсу обучения.

Профессионально-ориентированный этап

Профессионально–ориентированный этап охватывает оставшиеся месяцы первого и второй семестры, если по учебному плану на иностранный язык отводится четыре семестра.

Целью профессионально–ориентированного этапа является достижение обучающимися продвинутого уровня коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности и ознакомление с основными приёмами работы над текстовым материалом общенаучного и научно-популярного характера.

Чтение, выступая как цель обучения, становится ведущим видом речевой деятельности. Основное внимание уделяется развитию умений