Файл: Научные и методологические подходы формирования географической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Яшкина Гульназ Рифовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 167 г. Екатеринбург ул. Фрезеровщиков, д.84 goulnazrifovna@yandex.ru
Научные и методологические подходы формирования географической культуры
Аннотация: в статье рассматриваются основные современные методологические подходы и направления культурной географии, формирующегося в рамках географической науки и уже успевшего сложиться в систему научных дисциплин. Приводятся классификации методов, используемых при проведении культурно-географических исследований. Анализируются важнейшие из них.
Ключевые слова: географическая культура, культурологический подход, эмпирические методы, теоретические методы.
Yashkina Gulnaz Rifovna
Municipal autonomous educational institution secondary school No. 167 Yekaterinburg, Fraser st., 84 goulnazrifovna@yandex.ru
Scientific and methodological approaches to the formation of geographical culture
Abstract: the article discusses the main modern methodological approaches and directions of cultural geography, which is being formed within the framework of geographical science and has already managed to develop into a system of scientific disciplines. Classifications of methods used in conducting cultural and geographical research are given. The most important of them are analyzed.
Keywords: geographical culture, cultural approach, empirical methods, theoretical methods.
Специфическое положение географии в системе наук, множественность и сложность объектов изучения определяют исключительное многообразие используемых методов научного исследования. Чтобы привести все эти методы в единую стройную систему, необходимо учитывать ряд критериев, в том числе иерархию методов, связанную с уровнями научного познания. Рациональная система методов должна отражать положение каждого метода в исследовательском процессе, его связь с другими методами, т.е. отвечать логике и последовательности ступеней процесса познания.
О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные люди, среди которых М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, К. Г. Паустовский и ряд других деятелей культуры.
Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.
Формирование географической культуры учащихся – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.
Перспективы проектирования культурологического географического образования
Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п.
Цели школьного географического образования - поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению - основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.
В настоящее время методика обучения географии развивается в гуманистической, культуросообразной парадигме и предусматривает «интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры» (Закон РФ «Об образовании»).
В структуре модели выделены три составляющие: ценностная - система ценностей, формируемых в школьном географическом образовании, - географическая оболочка, природа, человек, наука, знания; способы деятельности по освоению географической культуры; творческая деятельность школьника как составляющая географической культуры.
Основополагающими признаками географической образованности, компетентности и географической культуры выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов, объектов и явлений;
- умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Географическое образование – это основа становления географической культуры.
Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п.
В структуре модели выделены три составляющие: ценностная (система ценностей, формируемых в школьном географическом образовании), географическая оболочка (природа, человек, наука, знания, способы деятельности по освоению географической культуры), творческая деятельность школьника как составляющая географической культуры.
Прежде всего, географическая картина мира – это одновременно и поле деятельности географии, и видение мира в целом. Она предполагает системность подхода, способность установить связи частей и объединить их в единое целое, прогнозировать последствия своих действий и предупреждать возможные риски, то есть тесно связано с географическим мышлением.
Методы географии – способы решения поставленных задач, как практических, так и теоретических. Метод сам по себе представляет старое знание, с помощью которого добывается новое. Для решения задач география предоставляет множество методов, разделяющихся на эмпирические и теоретические. Эмпирические – это лабораторные и экспедиционные. В свою очередь экспедиционные методы подразделяются на стационарные, полустационарные и маршрутные, а лабораторные – на материальные и экспериментальные. Теоретические методы включают в себя логические (дедукционные и индукционные) и формализацию, в которую входят математический, картографический, метод моделирования, аэрокосмический, количественный, геоинформационный и сравнительно-географический методы.
В физической географии это геохимический, геофизический и палеогеографический методы.
В социально-экономической географии - методы экономического районирования, территориально-производственных комплексов, энергопроизводственных циклов, ресурсных циклов.
Все разнообразие методов географических исследований сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки.
Среди общенаучных методов общественно-географических исследований традиционно применяют созерцания, наблюдения за событиями и фактами, их описание и объяснение с помощью анализа. В частности, существует метод анализа аналоговых объектов, который применяют в тех случаях, когда исследуемые объекты подобные (аналогичные) и когда об одном из них достоверное знание. В этом случае основные результаты уже исследованного объекта переносится на все другие аналогичные объекты. Успешно используют и давний сравнительно-географический метод, в частности в пространственных исследованиях политико-географических явлений и процессов.
Междисциплинарные методы - общие для группы наук. В географии - это математический, геохимический, геофизический методы и метод моделирования. Для изучения объектов используются количественные характеристики, математическая статистика. В последнее время широко применяется компьютерная обработка материалов.
Математический метод – важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности.
Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы.
Модель - графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н.Н. Моисеева. Человечество поняло, что биосфера - одна для людей мира и сохранение ее является средством выживания.
К специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический.
Сравнительно-описательный и картографический методы - самые старые методы в географии. А. Гумбольд (1769-1859) в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдельных стран и представлять результаты этих сравнений - благодарная задача географии. Сравнение выполняет ряд функций: определяет ареал сходных явлений, делает незнакомое знакомым.
Экспедиция – это хлеб географии. Геродот в середине V в. До н.э. совершил многолетние путешествия: побывал в причерноморских степях, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет.
Картографический метод – необходимое условие для успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты - конечный итог полевых работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи.
Аэрофотосъемка используется в географии с 30-х годов XX в., космические снимки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты.
Как у любой другой науки
, у географии есть собственный язык, образуемый сводом понятий и терминов, как общегеографических, так и отраслевых.
Уникальной особенностью географического языка является картографирование. Картография – это и инструмент, и язык географии. Она использует свой «алфавит» условных обозначений. Карта – неизменный атрибут географии, добавляющий любому исследованию наглядности, без слов отвечающий на главный вопрос географии «Где?»
Поскольку одной из целей географии является формирование образованной личности, то воспитательное и нравственное содержание географии является одним из способов влияния ее на общество. Часто при внешней пропаганде экологических ценностей элементарные экологические нормы не соблюдаются из-за халатности и неспособности человека мыслить глобально. Поэтому география как наука, формирующая географическую культуру, способна и должна стать проводником экологических ценностей в обществе. География обладает огромной образовательной ценностью и может популяризовать концепцию устойчивого развития.
География способствует комплексному видению проблем современного общества и позволяет найти оптимальный способ их решения, помимо экологических проблем может решить и проблемы другого рода, такие как социальные и политические.
В формировании географической культуры учащихся велика роль учителя.
Учитель должен обладать большим искусством излагать свой урок. Урок учителя ни в коем случае не должен походить на чтение лекции; урок должен быть живой беседой, которая бы беспрестанно возбуждала самодеятельность учеников. Как может запомнить что-нибудь ученик, убаюкиваемый долгим говором словоохотливого учителя? Гораздо успешнее будет идти дело, если учитель посредством хорошо обдуманных вопросов заставит самих детей сравнивать, отличать, связывать, приводить в порядок и излагать различные предметы географического знания.
Таким образом, благодаря изучению географии у обучающихся формируется географическая культура, которая включает в себя знания и умения, в формировании которых география принимает участие вместе с другими школьными предметами, а также знания и умения, которые составляют специфику самой географии. Географическая картина мира выступает как компонент географической культуры и является результатом взаимодействия в процессе обучения научно-географической картины мира и индивидуальной, созданной каждым школьником.