Файл: Практическая работа 1 Педагогическая задача.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 1

Педагогическая задача

  1. Возникает вопрос: как побудить школьника проявлять созидательную инициативу в социально значимой деятельности?

ОТВЕТ: Опыт современной российской школы в вопросе развития инициативы школьников в социально-значимой деятельности не велик. На данный момент, наряду с проектной деятельностью, личностным ориентированием и раскрытием творческого потенциала школьников, педагоги стараются сосредоточить внимание и на этой проблеме.

Однако методы внедрения социально-значимых проектов (судя по отчетам на сайтах школ и небольшому количеству сборников, посвященных этой теме), опираются на собственную инициативу учащихся в гораздо меньшей степени, чем хотелось бы. 

Практика показывает, что педагоги и администрация образовательных учреждений зачастую не пытаются вызвать интерес школьников к определенному вопросу или узнать, какие проблемы интересуют самих учеников, а лишь заявляют о необходимости тех или иных мероприятий, насаждая свое мнения и тем самым отпугивая инициативу школьников.

В школах преимущественно используют два основных приема для привлечения учеников к социально-значимой деятельности: 
1. Объяснение важности значения добрых дел (благотворительные проекты, концерты, встречи, сборы и другое). 
2. Вызов интереса соревновательной составляющей (конкурсы, фестивали, проекты): в этом случае желание стать лучшим заставляет школьника включиться в процесс, что приводит к вовлечению в подобную деятельность).

Современная практика решения данной проблемы:

  1. Развитие созидательной активности через изобразительную деятельность.

  2. Школьная газета, журнал, сайт.

  3. Создание проектов: «моя школа», «мой двор», «мой город».

  4. Создание центров инициативы и творчества.
    Риски:

  1. Учеников не тронут и не заинтересуют темы, предоставленные им для размышления.

  2.  Родители выступят против предлагаемых занятий.

  3. Отсутствие поддержки или противостояние инициативе со стороны администрации школы и (или) педагогического коллектива.

  4. Изменение изначальных условий постановки вопроса. 

Положительные реакции:

  1. Ученики на ранней стадии проявляют инициативу и идут по собственному пути решения проблемы.

  2.  Родители поддерживают все инициативы и решают поучаствовать в организовывающейся деятельности вместе с детьми.

  3.  Педагогический состав и администрация одобряют и поддерживают инициативу.

  4. Администрация школы предлагает разработать новый интересный проект для решения какой-либо задачи.

  5. Опыт нашей деятельности внедряется в других школах.


Решение задачи:

  1. Разработка плана для включения школьников в социально значимую деятельность. 
    2. Предоставление плана на педагогическом совете, объяснение положительных сторон проекта для всей школы. 
    3. Обсуждение на родительском собрании плана введения проекта в учебную программу класса их детей (важно заручиться поддержкой родителей, объяснив им важность этих мероприятий для их детей). 
    4. Включение детей в вопрос (внедрение разработанной системы мер для вызова интереса у детей к обозначенной проблеме). 

5. Предоставить детям выбор в форме работы и постановки проблемы. 
6. Организовать деятельность всего класса в рамках выбранной ими формы работы. 
7. Помочь в реализации выработанного проекта, привлечь родителей к помощи, другие классы школы, детей из детского дома и т.д. 
8. Получить результат в рамках реализации проекта, зафиксировать его и описать, а так же предоставить администрации школы полные отчеты об этой деятельности.

  1. Ключевое задание.

Дайте описание организуемого вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально-значимой деятельности, используя возможности преподаваемого вами предмета.
ОТВЕТ: Чем вызвать интерес?

1. Интерактивная экскурсия по школе в разные годы в рамках урока истории (для демонстрации, какой школа была и какой может быть; ее здание, территория и другое) - это нужно для пробуждения у учеников интереса к истории собственной школы.
2. Небольшой красочный рассказ о благоустройстве школ, например в Европе, и демонстрация инициативы школьников и их участия в этих действиях (ученики должны понять, что зачастую окружающая нас среда зависит именно от нас самих).
3. В рамках классного часа провести небольшую встречу с ландшафтным дизайнером, который сможет вызвать к себе интерес детей, а также заинтересовать их своей деятельностью. 
4. Благотворительный концерт-встреча с ребятами из детского дома. Дети из обеспеченных семей зачастую могут не знать и не думать о другой жизни, это поможет им научиться проявлять сострадание и оказывать помощь нуждающимся. 


5. Провести урок-дискуссию (на уроке географии) по двум позициям: первая – важно школу облагородить и помочь ей всеми своими силами, вторая – все нужно оставить, как есть. Это поможет рассмотреть вопрос с новой позиции, устроить мозговой штурм, а значит услышать важные моменты в этом вопросе. 

Проект «Школа наш дом». Инициативная группа пишет проект по благоустройству территории школы. В рамках проекта могут быть предложены следующие этапы:

  1. Конкурс на лучшую клумбу или аллею.

  2. Конкурс проектов по оформлению школы после ремонта.

  3. Конкурс на лучший дизайн пришкольной территории.

  4. Конкурс на лучшую скульптуру.

  5. Проведение радио в школе и конкурс на ведущих.

  1. Контекст решения задачи.

Вы являетесь классным руководителем 5-го класса. В классе 25 человек. По словам учительницы начальной школы, дети болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели.
Решение педагогической задачи
Алгоритм решения
1.Для решения задачи используем теоретические знания о возрастных особенностях пятиклассников, рассмотренных в трудах различных авторов, таких как, Н. Н. Баранова, М. В. Григорьева, Д. А. Журавлев, Л. П. Пономаренко и другие.

2. Проанализирум социальный портрет класса, определим возможные причины быстрых уходов из школы: дополнительное занятия в других организациях, острая необходимость быть дома в определенное время (присмотр за братом, сестрой), отсутствие дружеских отношения в классе и другое.

3.На следующем этапе решения задачи получим консультацию у других учителей параллельных классов по решению похожих задач.

4.Проанализируем возможности пришкольной территории на выявление социально-значимых объектов: приют, клуб ветеранов, наличие категории людей, нуждающихся в бытовой помощи и другое.


5. Определим цели и задачи проекта, выберем форму совместной деятельности ребят, виды организации деятельности, продумаем систему поощрений, педагогические действия.

6. Приступим к реализации проекта по сплочению коллектива, привлечению к социально-значимой деятельности, приобщению к школьной жизни.

7. Подведение итогов, принятие решения о продолжении проекта, прогнозирование дальнейшего поведения ребят внутри коллектива, школы.
Решение задачи:

1.Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а также педагогами, какое взаимоотношение в семье.

2. Из ребят, обучающихся в классе, есть дети из многодетных семей, которым приходится оказывать помощь в быту. Ребята выполняют и трудовые поручения: сходить в магазин, присмотреть за младшими. Для организации внеурочной совместной деятельности ребят с другими товарищами, надо согласовать время и день с родителями, чтобы ребята не спешили, не тревожились из-за домашних обязанностей.

3. Педагоги из параллельных 5-х классов, с большим педагогическим опытом, рекомендуют привлекать ребят к социально-значимым проектам: помощь пожилым, больным людям с ОВЗ, уходу за животными и др. (волонтёрство)


4. Недалеко от нашей школы проживают 3 человека пожилого возраста, которым трудно обслуживать себя в быту. Можно выбрать этих людей в качестве оказания им помощи.

5. Познакомить ребят с проектом можно на классном часе, собрании, круглом столе, с обсуждением, проведением параллелей к родным и близким самих ребят, заинтересовать результатами, отзывами похожих проектов.
Поставить цель: «Оказание помощи пожилым людям».

Задачи:

- познакомить с пожилыми людьми;

- обсудить виды помощи;

- распределить по группам и обязанностям внутри группы (по 2-3 человека: поход в магазин, уборка квартиры, дома и другое). Пары, тройки формируем для укрепления товарищеских отношений;

- составить график посещений (с учётом занятости детей из многодетных семей);

- выбрать форму отчетности: фото, устное сообщение и другое.

6.Организовать первое посещение каждого из пожилых людей совместно с педагогом (прямое руководство) с обязательным обсуждением после встречи (акцент на добрых поступках, их значении, эмоциях), далее заслушивать отчеты ребят, с устной корректировкой действий (косвенное руководство), знакомить с информацией (о посещениях детьми пожилых людей) в родительском чате. Оформить уголок социальной помощи с размещением фотографий ребят, участвующих в проекте, регулярно знакомить всех ребят класса с результатами посещений, одобряя, мотивируя остальных.

7.На общешкольном собрании (1 раз в квартал) рассказать о результатах проекта, акцентируя внимание на безвозмездной и социально-значимой деятельности ребят. Принять решение о продолжении проекта. На следующем этапе, в случае успеха реализации проекта, можно включить ребят в различные движения социально-значимой направленности.