Файл: Философия, её предмет, структура, функции. Специфика философского мировоззрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 655
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационно -правовые формы предпринимательской деятельности
Базируясь на многообразии форм собственности, рыночная экономика предполагает функционирование предприятий различных организационно-правовых форм. Организационно-правовая форма предприятия определяется порядком формирования уставного фонда; степенью ответственности по обязательствам предприятия и формой собственности. Организационно-правовая форма – способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие отсюда правовое положение и принципы предпринимательской деятельности. В России для предприятий всех организационно-правовых форм законом гарантируются равные права и возможности. У каждого из этих предприятий есть свои преимущества и недостатки. У государственных и муниципальных унитарных предприятий, как правило, высокий рейтинг кредитоспособности, однако они сдерживают переход к рыночной экономике; у частных – полная самостоятельность, свобода, высокая степень ответственности, конфиденциальность действий, но ограниченные финансовые возможности, низкий рейтинг кредитоспособности. К коммерческим юридическим лицам относятся товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, КФХ и унитарные предприятия; к некоммерческим – общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды.
Наиболее простая организационно-правовая форма – хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, которые представляют собой коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Преимуществом хозяйственных товариществ является надежность партнеров, высокая ответственность, простота организации и управления, а недостатком – нестабильность функционирования вследствие выхода из общества одного из участников общества, отсутствие профессионального менеджмента. Хозяйственное общество в отличие от товарищества представляет собой объединение капиталов. Полное товарищество – товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, несут субсидиарную ответственность всем принадлежащим им имуществом. Каждый из полных товарищей может совершать сделки и отвечать за всех. Товарищество на вере (коммандитное)– товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах внесенных вкладов. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества, вкладчики – не принимают в ней участия. Общество с ограниченной ответственностью– учрежденное
одним или несколькими участниками общество, уставной капитал которого разделен на доли; участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах внесенной доли. Высшим органом управления является общее собрание. Кроме того, создается коллегиальный и (или) исполнительный единоличный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества и подотчетный общему собранию участников. Это может быть правление, совет директоров, руководитель, президент. Общество с дополнительной ответственностью- учрежденное одним или несколькими участниками общество, уставной капитал которого разделен на доли; участники несут риск убытков всем своим имуществом. Акционерное общество– общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций; участники не отвечают по обязательствам общества своим имуществом и несут риск убытков в пределах стоимости их акций. Высшим органом управления выступает общее собрание акционеров. Также создается исполнительный орган: коллегиальный (правление, дирекция) и/или единоличный (директор, генеральный директор). Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью общества, совершает сделки.
Открытое акционерное общество– участники могут отчуждать акции без согласия других акционеров; открытая подписка на акции. Закрытое акционерное общество– акции распределяются между учредителями или заранее определенным кругом лиц, т.е. закрытая подписка. Производственный кооператив (артель)– добровольное объединение граждан на основе членства для ведения совместной производственной или другой хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовом участии и объединении членами имущественных паевых взносов. Крестьянское (фермерское) хозяйство– самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, представленный отдельными гражданами, семьями или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельхозпродукции на основе использования имущества, находящегося в собственности или аренде. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество; имущество неделимо и не распределяется по вкладам
, долям или паям. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В соответствии с ГК РФ коммерческие организации могут создавать филиалы и представительства. Филиал- обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства. Представительство- обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Общественные и религиозные организации – добровольное объединение граждан в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей. Благотворительные и иные фонды – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданином и /или юридическим лицом на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, культурные, образовательные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. Ассоциации и союзы (объединения юридических лиц) – объединение коммерческих и некоммерческих юридических лиц в целях координации и защиты интересов своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности. Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства. Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы
-
- охрана окружающей среды; -
- выравнивание экономического цикла; -
- обеспечение нормального уровня занятости населения; -
- защита жизни и здоровья граждан; -
- поддержка конкуренции на рынке; -
- поддержка и развитие малого предпринимательства; -
- специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы: Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
-
государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей; -
государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; -
налогообложение; -
лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности; -
выдача предписаний антимонопольным органом и т.д. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
-
- прогнозирование и планирование; -
- предоставление налоговых льгот; -
льготное кредитование; -
- государственный (муниципальный) заказ и др.
16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности. Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:
-
- налогового контроля; -
- валютного контроля; -
- бюджетного контроля;
банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;
транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации); государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов; государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте; таможенного контроля; иммиграционного контроля; лицензионного контроля; контроля безопасности при использовании атомной энергии; контроля за обеспечением защиты государственной тайны; санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации; контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ; оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия; государственного метрологического контроля (надзора). Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляются должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании