Файл: 2. Воспитание, образование и развитие детей с нарушением слуха Формулировка задания 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Психология и педагогика начального образования

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

ППОбп-2002а

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Психолог-педагог

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №___
по учебному курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Ленченко И.М.

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-2002а

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Ошкина А.А.

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022
Практическое задание 1

Тема 2. Воспитание, образование и развитие детей с нарушением слуха

Формулировка задания 1.

Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Х с нарушением слуха, получающего образование в инклюзивном классе (или дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.

Разделы адаптированной образовательной программы для разработки:

1. Материально-техническое обеспечение получения образования

2. Программно-методическое обеспечение

3. Формы и методы организации инклюзивного образования

Рекомендации для выполнения задания 1.


1. Изучите рекомендованную литературу.

2. Найдите в данных документах пункт, который регламентирует организацию образовательной деятельности для детей с нарушением слуха. Обратите внимание, что есть дети глухие, а есть слабослышащие. Вы самостоятельно определяете степень нарушения слуха у ребенка Х, на которого составляете фрагмент адаптированной образовательной программы.

3. В данных документах найдите информацию по вопросам, которые должны отражаться в адаптированной образовательной программе: материально-техническое обеспечение получения образования; программно-методическое обеспечение получения образования; формы и методы работы.

4. Найденную информацию сгруппируйте и сформулируйте четко и конкретно для разделов адаптированной образовательной программы в отдельном файле. В данный файл вставьте титульный лист задания. Заполните титульный лист. Разместите файл, названный вашей фамилией в курсе для проверки.

Рекомендованная литература:

Для АОП школьника:

1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)

2. Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ"

Для АОП дошкольника:

Примерные адаптированные программы по соответствующему виду нарушения (https://fgosreestr.ru/ )

Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Х с нарушением слуха, получающего образование в инклюзивном классе (или дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.

Реализация АОП ребенка с нарушением слуха строится с учетом:

- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ;

- вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с нарушением слуха к включению;

- критериев готовности ребенка с нарушениями слуха к продвижению по этапам инклюзивного процесса;

- организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Содержание АОП:

- Целевой раздел.

- Содержательный раздел.

- Организационный раздел.

Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ

, с целью обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи коррекционные:

- обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении АОП;

- освоение слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, АОП ДО, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах:

- коммуникативный - последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с ОВЗ разных форм словесной речи в зависимости от этапа обучения;

- деятельностный - строится на признании того факта, что развитие личности детей с ОВЗ, определяется характером организации доступной им деятельности: частично речевой, предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой; полноценное формирование этих видов деятельности у детей с ОВЗ происходит в процессе целенаправленного воздействия;


- личностный - предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть;

- культурологический - ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей;

- дифференцированный - предполагает учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования; применение данного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.

Практическое задание 2

Тема 4. Воспитание, образование и развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формулировка задания 2.

Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Y с нарушением опорно-двигательного аппарата, получающего образование в инклюзивном классе (ил дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.

Разделы для разработки:

1. Материально-техническое обеспечение получения образования

2. Программно-методическое обеспечение

3. Формы и методы организации инклюзивного образования

Рекомендации для выполнения задания 2.

1. Изучите рекомендованную литературу.

2. Найдите в данных документах пункт, который регламентирует организацию образовательной деятельности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3. В данных документах найдите информацию по вопросам, которые должны отражаться в адаптированной образовательной программе: материально-техническое обеспечение получения образования; программно-методическое обеспечение получения образования; формы и методы работы.


4. Найденную информацию сгруппируйте и сформулируйте четко и конкретно для разделов адаптированной образовательной программы в отдельном файле. В данный файл вставьте титульный лист задания. Заполните титульный лист. Разместите файл, названный вашей фамилией в курсе для проверки.

Рекомендованная литература:

Для АОП школьника:

1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)

2. Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ"

Для АОП дошкольника:

Примерные адаптированные программы по соответствующему виду нарушения (https://fgosreestr.ru/ )

Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Y с нарушением опорно-двигательного аппарата, получающего образование в инклюзивном классе (ил дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

          У детей данной категории все основные психические новообразования возраста  формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети отличаются незрелостью  форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, склонность к тормозным реакциям, слабость концентрации внимания и памяти, замедленность переключения психических процессов, пассивность, нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной;

Для детей характерны поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Часть детей имеет малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. Кроме того, у этих детей часто встречаются нарушения зрения, слуха, речи. Из-за нарушений в двигательной сфере сужается объем непосредственно воспринимаемого пространства, и это ограничивает кругозор ребенка. Общая моторика недоразвита, дети неловки в навыках самообслуживания, для них характерно замедленное формирование пространственно-временных  представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.