Файл: 2. Воспитание, образование и развитие детей с нарушением слуха Формулировка задания 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Психология и педагогика начального образования
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
ППОбп-2002а
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психолог-педагог
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №___
по учебному курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Ленченко И.М. (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-2002а (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Ошкина А.А. (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 1
Тема 2. Воспитание, образование и развитие детей с нарушением слуха
Формулировка задания 1.
Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Х с нарушением слуха, получающего образование в инклюзивном классе (или дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.
Разделы адаптированной образовательной программы для разработки:
1. Материально-техническое обеспечение получения образования
2. Программно-методическое обеспечение
3. Формы и методы организации инклюзивного образования
Рекомендации для выполнения задания 1.
1. Изучите рекомендованную литературу.
2. Найдите в данных документах пункт, который регламентирует организацию образовательной деятельности для детей с нарушением слуха. Обратите внимание, что есть дети глухие, а есть слабослышащие. Вы самостоятельно определяете степень нарушения слуха у ребенка Х, на которого составляете фрагмент адаптированной образовательной программы.
3. В данных документах найдите информацию по вопросам, которые должны отражаться в адаптированной образовательной программе: материально-техническое обеспечение получения образования; программно-методическое обеспечение получения образования; формы и методы работы.
4. Найденную информацию сгруппируйте и сформулируйте четко и конкретно для разделов адаптированной образовательной программы в отдельном файле. В данный файл вставьте титульный лист задания. Заполните титульный лист. Разместите файл, названный вашей фамилией в курсе для проверки.
Рекомендованная литература:
Для АОП школьника:
1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
2. Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ"
Для АОП дошкольника:
Примерные адаптированные программы по соответствующему виду нарушения (https://fgosreestr.ru/ )
Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Х с нарушением слуха, получающего образование в инклюзивном классе (или дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.
Реализация АОП ребенка с нарушением слуха строится с учетом:
- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;
- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ;
- вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с нарушением слуха к включению;
- критериев готовности ребенка с нарушениями слуха к продвижению по этапам инклюзивного процесса;
- организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.
Содержание АОП:
- Целевой раздел.
- Содержательный раздел.
- Организационный раздел.
Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ
, с целью обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи коррекционные:
- обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении АОП;
- освоение слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, АОП ДО, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах:
- коммуникативный - последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с ОВЗ разных форм словесной речи в зависимости от этапа обучения;
- деятельностный - строится на признании того факта, что развитие личности детей с ОВЗ, определяется характером организации доступной им деятельности: частично речевой, предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой; полноценное формирование этих видов деятельности у детей с ОВЗ происходит в процессе целенаправленного воздействия;
- личностный - предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть;
- культурологический - ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей;
- дифференцированный - предполагает учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования; применение данного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.
Практическое задание 2
Тема 4. Воспитание, образование и развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Формулировка задания 2.
Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Y с нарушением опорно-двигательного аппарата, получающего образование в инклюзивном классе (ил дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.
Разделы для разработки:
1. Материально-техническое обеспечение получения образования
2. Программно-методическое обеспечение
3. Формы и методы организации инклюзивного образования
Рекомендации для выполнения задания 2.
1. Изучите рекомендованную литературу.
2. Найдите в данных документах пункт, который регламентирует организацию образовательной деятельности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. В данных документах найдите информацию по вопросам, которые должны отражаться в адаптированной образовательной программе: материально-техническое обеспечение получения образования; программно-методическое обеспечение получения образования; формы и методы работы.
4. Найденную информацию сгруппируйте и сформулируйте четко и конкретно для разделов адаптированной образовательной программы в отдельном файле. В данный файл вставьте титульный лист задания. Заполните титульный лист. Разместите файл, названный вашей фамилией в курсе для проверки.
Рекомендованная литература:
Для АОП школьника:
1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
2. Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ"
Для АОП дошкольника:
Примерные адаптированные программы по соответствующему виду нарушения (https://fgosreestr.ru/ )
Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Y с нарушением опорно-двигательного аппарата, получающего образование в инклюзивном классе (ил дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.
1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети отличаются незрелостью форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, склонность к тормозным реакциям, слабость концентрации внимания и памяти, замедленность переключения психических процессов, пассивность, нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной;
Для детей характерны поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Часть детей имеет малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. Кроме того, у этих детей часто встречаются нарушения зрения, слуха, речи. Из-за нарушений в двигательной сфере сужается объем непосредственно воспринимаемого пространства, и это ограничивает кругозор ребенка. Общая моторика недоразвита, дети неловки в навыках самообслуживания, для них характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.