Файл: Пожарные мотопомпы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника

Нижегородского Учебного центра ФПС полковник внутренней службы

Н.И. Кузьмин

«___» 2011 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по дисциплине

«Пожарная и аварийно-спасательная техника,
противопожарное
водоснабжение и связь»


со слушателями курсов «подготовки руководителей добровольных
пожарных команд » .


Тема: Пожарные мотопомпы.

Цель занятия:

учебная - ознакомить слушателей с основными принципами эксплуатации пожарных мотопомп.

воспитывающая и развивающая - привить слушателям чувство уверенности в эксплуатации пожарной техники. Формировать умение воспринимать, осмысливать знания и на основании фактов принимать правильные решения.

Количество часов - 1

Место проведения - учебный класс " Пожарная техника "

Метод проведения - урок

Методика организации опроса - устная

Материальное обеспечение - плакаты.

Литература:

  1. Пожарная техника , часть 2 “Пожарные автомобили” А.Ф. Иванов, СИ 1988 г.

  2. Наставление по технической службе ГПС пр. № 34.

  3. Правила по охране труда в подразделениях ГПС

  1. .ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ -5 минут

  1. организационный момент (доклад дежурного, сообщение о ходе предыдущего занятия)

  2. опрос слушателей по пройденному материалу (методика опроса - устная, по одному вопросу 4 - 5 слушателям, ответ - у доски)

  3. подведение итогов по опросу слушателей.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 30 минут

Изложение материала по вопросам:

  1. Назначение пожарных мотопомп.

  2. Переносные пожарные мотопомпы МП-600А, МП-800Б, МП-13:

применение, устройство, тех. характеристика.

  1. Прицепные мотопомпы МП-1600: применение, устройство, тех.

характеристика.

  1. Подготовка мотопомп к работе, порядок работы, ТБ.

Вопрос № 1. Пожарные мотопомпы.

Предназначены для подачи воды из водоисточника (река, озеро, пруд, колодец и т.д. ) к месту пожара как в сельской местности, так и на небольших промышленных объектах, где содержание автоцистерн насосно-рукавных автомобилей невозможно или нецелесообразно по экономическим причинам. Все имеющиеся на вооружении пожарных формирований пожарные мотопомпы подразделяются:


  • по виду транспортирования - переносные и прицепные;

  • по виду двигателя - двигатели внутреннего сгорания и газотурбинные двигатели;

  • по типу двигателя - одноцилиндровые ( с подачей до 600 л/с ) и двухцилиндровые и более цилиндровые ( с подачей 1000 л/с ) четырёхтактные.

Требования к пожарным мотопомпам:

  • небольшие габариты и масса, что особенно важно для переносных мотопомп;

  • постоянная готовность к работе и хорошие пусковые свойства двигателя, которые должны сохранятся и при отрицательной температуры окружающей среды;

  • высокая надёжность работы двигателя, насоса и всех других систем при температуре окружающей среды от -30 до +400С

  • двигатель мотопомпы должен быть хорошо уравновешен при всех режимах работы агрегата;

  • система охлаждения должна обеспечивать возможность непрерывной шести часовой работы мотопомпы при номинальном режиме и при температуре окружающей среды до 400С;

  • гарантийный срок службы не менее 600 с;

  • время забора воды с 5-метровой высоты всасывания для мотопомпы всех типов не должно превышать 40с;

  • запас топлива в баке должен обеспечивать не менее двух часов работы агрегата при номинальном режиме;

  • простота и удобство управления и обслуживания;

  • число рычагов и рукояток управления, а также число точек смазки должно быть минимальным;

  • шасси прицепных мотопомп должно удовлетворять всем требованиям, а их колея должна вписываться в колею грузовых автомобилей.

Вывод: Мотопомты являются одним из основных средств, используемых на пожаре добровольными формированиями. Они также применяются при тушении лесных пожаров, для заполнения водяных ёмкостей пожарных вертолётов приспособленной сельскохозяйственной техники и транспортных автоцистерн, используемых для подачи воды к месту пожара.

Вопрос №2 Переносные пожарные мотопомпы МП-600А, МП-800Б, МП-13 применение, устройство , техническая характеристика.

Мотопомпа МП-600А ( ГОСТ 8554-69)

Мотопомпа МП-600А ( ГОСТ 8554-69) представляет собой агрегат состоящий из одноцилиндрового двухтактного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания

, одноступенчатого насоса и ротационного вакуум- аппарата, смонтированные на лёгком сварном основании, которое имеет ручки для переноса. Система питания двигателя состоит из топливного бочка вместимость 12 л., топливопровода, крана и карбюратора ( к-2813 ) с

воздухоочистителем. В качестве топлива применяется смесь бензина с маслом(20;1 ).

Насос мотопомпы одноступенчатый центробежный консольного типа обеспечивает подачу воды 600 л/мин. Он состоит из корпуса, который крепится к крышке картера двигателя, крышки со всасывающим патрубкам, направляющего аппарата, рабочего колеса, установленного непосредственно на коленчатом валу двигателя, напорного патрубка с вентилем. На насосе установлен манометр для определения давления воды.

Вакуумная система мотопомпы служит для создания вакуума в рабочей полости насоса и всасывающей линии. В систему входит вакуум-аппарат, представляющий собой насос ротационного типа. Он состоит из корпуса, крышки корпуса, ротора с четырьмя роликами, пустотелой пробки с фильтром, рукоятки и двух масленок.

Переносные пожарные мотопомпы МП-800Б ( ГОСТ 8544-74 ).

Представляют собой облегченный переносной аппарат, состоящий из двухтактного двухцилиндрового карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и центробежного одноступенчатого насоса консольного типа, смонтированных на сварной раме. Двигатель мотопомпы разное расположение цилиндров, которые крепятся к картеру. Система питания двигателя состоит из топливного бочка, крана топливопровода, карбюратора К-36П с воздухоочистителем и узла раздельного питания двигателя, подводящего рабочую смесь в один или два цилиндра. Подачу топлива регулируют заслонкой карбюратора, соединённой с трёхрежимным ограничителем оборотов.

Трёхрежимный ограничитель оборотов коленчатого вала предназначен для ограничения числа оборотов коленчатого вала двигателя на режимах холостого хода и забора воды и водоисточника. При случайных сбросах воды во всасывающей линии ограничитель оборотов переводит двигатель на холостой ход работы.

Пожарная мотопомпа МП-13 модель 162.

Состоит из двухтактного двухцилиндрового двигателя с муфтой сцепления центробежного насоса с всасывающей водокольцевой ступенью, смонтированных на раме. Рама состоит из двух стальных труб, связанных поперечинами к которым крепится двигатель и насос. На мотопомпе установлен двигатель с принудительным воздушным охлаждением от осевого вентилятора, вращение которому передаётся от коленчатого вала с помощью клиноременной передачи.


Для поддержания заданного режима работы на двигателе установлен регулятор частоты вращения.

Вывод: Переносные мотопомпы представляют собой агрегаты,

состоящие из карбюраторного двигателя внутреннего сгорания, одноступенчатого насоса и ротационного вакуум-аппарата, смонтированные на лёгком сварном основании, которое имеет ручки для переноса.

Вопрос №3 Прицепные пожарные мотопомпы МП-1600

Она представляет собой одноосный прицеп (рама и ходовая часть специальной конструкции), на котором смонтирован двигатель и центробежный насос.

Насос, имеющий два напорных патрубка с шаровыми задвижками, приводится в действие от двигателя типа ЗМЗ-24-01. Разряжение во всасывающей полости насоса и всасывающей линии для всасывания воды из водоисточника создаёт газоструйный вакуум-аппарат, работа которого основана на принципе эжектирования воздуха из всасывающей линии и насоса отработанными газами двигателя, проходящими через насадку вакуум-аппарата. Для определения давления разряжения для всасывающей полости и давления, развиваемого насосам, установлены два мановакуумметра на пульте управления, один из которых сообщается со всасывающей полостью насоса, другой - с его нагнетательной полостью. Насос оборудован стационарным пеносмесителем. Двигатель и насос закрыты капотом.

Насос (центробежный, одноступенчатый, с двумя спиральными камерами, консольного типа) присоединён к картеру муфты сцепления двигателя. Он состоит из корпуса, крышки и рабочего колеса, отлитых из алюминиевого сплава, вала, который одновременно служит валом муфты сцепления, всасывающего патрубка и узла уплотнения. Вал вращается на двух шарикоподшипниках: передний расположен в маховике двигателя, задний - в корпусе насоса.

В насосном отделении на щите расположены следующие приборы управления мотопомпой:

  • рукоятка выключения вакуум-аппарата;

  • рукоятка выключения сцепления;

  • рукоятка управления жалюзи;

  • кнопка газа на щите приборов;

  • кнопка управления воздушной заслонкой;

  • мановакуумметры и другие приборы на щите приборов.

Мотопомпа оборудована автоматической системой остановки двигателя при срыве столба воды во всасывающей линии.

Вывод: Предназначена для подачи воды или воздушно­


механической пены при тушении пожаров, также может быть использована для перекачки воды в хозяйственных целях.

Вопрос №4. . Подготовка мотопомп к работе, порядок работы, ТБ.

Показатель

МП-600А

МП-800Б

МП-13

МП-1600

тип

переносная

прицепная

масса, кг

58

76

105

660

подача насоса л/мин

600

800

800

1600

напор, МПа

6

6

6

9

высота всасывания м

5

5

6

7

двигатель бензиновый кар.

Двухтактный с водяным охлаждением

двухтактн. с воздуш. охл.

четырёхтактный 3МЗ-24-01

марка карбюратора

К-28В

К-28В

К-16В

К-126Г

мощность двигателя кВт

9,5

17,2

17,6

40,4

система зажигания

магнето М-17Б

магнето М-135

магнето М-135

батарейная

топливный бак л

9

17,5

20

45

внутренний диаметр патрубка всасывающего мм

80

80

80

125

напорного мм

70

70

70

70

время забора воды с

50

40

40

40

наличие пеносмесителя

нет

нет

нет

есть