ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника
Нижегородского Учебного центра ФПС полковник внутренней службы
Н.И. Кузьмин
«___» 2011 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по дисциплине
«Пожарная и аварийно-спасательная техника,
противопожарное
водоснабжение и связь»
со слушателями курсов «подготовки руководителей добровольных
пожарных команд » .
Тема: Пожарные мотопомпы.
Цель занятия:
учебная - ознакомить слушателей с основными принципами эксплуатации пожарных мотопомп.
воспитывающая и развивающая - привить слушателям чувство уверенности в эксплуатации пожарной техники. Формировать умение воспринимать, осмысливать знания и на основании фактов принимать правильные решения.
Количество часов - 1
Место проведения - учебный класс " Пожарная техника "
Метод проведения - урок
Методика организации опроса - устная
Материальное обеспечение - плакаты.
Литература:
-
Пожарная техника , часть 2 “Пожарные автомобили” А.Ф. Иванов, СИ 1988 г. -
Наставление по технической службе ГПС пр. № 34. -
Правила по охране труда в подразделениях ГПС
-
.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ -5 минут
-
организационный момент (доклад дежурного, сообщение о ходе предыдущего занятия) -
опрос слушателей по пройденному материалу (методика опроса - устная, по одному вопросу 4 - 5 слушателям, ответ - у доски) -
подведение итогов по опросу слушателей.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 30 минут
Изложение материала по вопросам:
-
Назначение пожарных мотопомп. -
Переносные пожарные мотопомпы МП-600А, МП-800Б, МП-13:
применение, устройство, тех. характеристика.
-
Прицепные мотопомпы МП-1600: применение, устройство, тех.
характеристика.
-
Подготовка мотопомп к работе, порядок работы, ТБ.
Вопрос № 1. Пожарные мотопомпы.
Предназначены для подачи воды из водоисточника (река, озеро, пруд, колодец и т.д. ) к месту пожара как в сельской местности, так и на небольших промышленных объектах, где содержание автоцистерн насосно-рукавных автомобилей невозможно или нецелесообразно по экономическим причинам. Все имеющиеся на вооружении пожарных формирований пожарные мотопомпы подразделяются:
-
по виду транспортирования - переносные и прицепные; -
по виду двигателя - двигатели внутреннего сгорания и газотурбинные двигатели; -
по типу двигателя - одноцилиндровые ( с подачей до 600 л/с ) и двухцилиндровые и более цилиндровые ( с подачей 1000 л/с ) четырёхтактные.
Требования к пожарным мотопомпам:
-
небольшие габариты и масса, что особенно важно для переносных мотопомп; -
постоянная готовность к работе и хорошие пусковые свойства двигателя, которые должны сохранятся и при отрицательной температуры окружающей среды; -
высокая надёжность работы двигателя, насоса и всех других систем при температуре окружающей среды от -300С до +400С -
двигатель мотопомпы должен быть хорошо уравновешен при всех режимах работы агрегата; -
система охлаждения должна обеспечивать возможность непрерывной шести часовой работы мотопомпы при номинальном режиме и при температуре окружающей среды до 400С; -
гарантийный срок службы не менее 600 с; -
время забора воды с 5-метровой высоты всасывания для мотопомпы всех типов не должно превышать 40с; -
запас топлива в баке должен обеспечивать не менее двух часов работы агрегата при номинальном режиме; -
простота и удобство управления и обслуживания; -
число рычагов и рукояток управления, а также число точек смазки должно быть минимальным; -
шасси прицепных мотопомп должно удовлетворять всем требованиям, а их колея должна вписываться в колею грузовых автомобилей.
Вывод: Мотопомты являются одним из основных средств, используемых на пожаре добровольными формированиями. Они также применяются при тушении лесных пожаров, для заполнения водяных ёмкостей пожарных вертолётов приспособленной сельскохозяйственной техники и транспортных автоцистерн, используемых для подачи воды к месту пожара.
Вопрос №2 Переносные пожарные мотопомпы МП-600А, МП-800Б, МП-13 применение, устройство , техническая характеристика.
Мотопомпа МП-600А ( ГОСТ 8554-69)
Мотопомпа МП-600А ( ГОСТ 8554-69) представляет собой агрегат состоящий из одноцилиндрового двухтактного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания
, одноступенчатого насоса и ротационного вакуум- аппарата, смонтированные на лёгком сварном основании, которое имеет ручки для переноса. Система питания двигателя состоит из топливного бочка вместимость 12 л., топливопровода, крана и карбюратора ( к-2813 ) с
воздухоочистителем. В качестве топлива применяется смесь бензина с маслом(20;1 ).
Насос мотопомпы одноступенчатый центробежный консольного типа обеспечивает подачу воды 600 л/мин. Он состоит из корпуса, который крепится к крышке картера двигателя, крышки со всасывающим патрубкам, направляющего аппарата, рабочего колеса, установленного непосредственно на коленчатом валу двигателя, напорного патрубка с вентилем. На насосе установлен манометр для определения давления воды.
Вакуумная система мотопомпы служит для создания вакуума в рабочей полости насоса и всасывающей линии. В систему входит вакуум-аппарат, представляющий собой насос ротационного типа. Он состоит из корпуса, крышки корпуса, ротора с четырьмя роликами, пустотелой пробки с фильтром, рукоятки и двух масленок.
Переносные пожарные мотопомпы МП-800Б ( ГОСТ 8544-74 ).
Представляют собой облегченный переносной аппарат, состоящий из двухтактного двухцилиндрового карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и центробежного одноступенчатого насоса консольного типа, смонтированных на сварной раме. Двигатель мотопомпы разное расположение цилиндров, которые крепятся к картеру. Система питания двигателя состоит из топливного бочка, крана топливопровода, карбюратора К-36П с воздухоочистителем и узла раздельного питания двигателя, подводящего рабочую смесь в один или два цилиндра. Подачу топлива регулируют заслонкой карбюратора, соединённой с трёхрежимным ограничителем оборотов.
Трёхрежимный ограничитель оборотов коленчатого вала предназначен для ограничения числа оборотов коленчатого вала двигателя на режимах холостого хода и забора воды и водоисточника. При случайных сбросах воды во всасывающей линии ограничитель оборотов переводит двигатель на холостой ход работы.
Пожарная мотопомпа МП-13 модель 162.
Состоит из двухтактного двухцилиндрового двигателя с муфтой сцепления центробежного насоса с всасывающей водокольцевой ступенью, смонтированных на раме. Рама состоит из двух стальных труб, связанных поперечинами к которым крепится двигатель и насос. На мотопомпе установлен двигатель с принудительным воздушным охлаждением от осевого вентилятора, вращение которому передаётся от коленчатого вала с помощью клиноременной передачи.
Для поддержания заданного режима работы на двигателе установлен регулятор частоты вращения.
Вывод: Переносные мотопомпы представляют собой агрегаты,
состоящие из карбюраторного двигателя внутреннего сгорания, одноступенчатого насоса и ротационного вакуум-аппарата, смонтированные на лёгком сварном основании, которое имеет ручки для переноса.
Вопрос №3 Прицепные пожарные мотопомпы МП-1600
Она представляет собой одноосный прицеп (рама и ходовая часть специальной конструкции), на котором смонтирован двигатель и центробежный насос.
Насос, имеющий два напорных патрубка с шаровыми задвижками, приводится в действие от двигателя типа ЗМЗ-24-01. Разряжение во всасывающей полости насоса и всасывающей линии для всасывания воды из водоисточника создаёт газоструйный вакуум-аппарат, работа которого основана на принципе эжектирования воздуха из всасывающей линии и насоса отработанными газами двигателя, проходящими через насадку вакуум-аппарата. Для определения давления разряжения для всасывающей полости и давления, развиваемого насосам, установлены два мановакуумметра на пульте управления, один из которых сообщается со всасывающей полостью насоса, другой - с его нагнетательной полостью. Насос оборудован стационарным пеносмесителем. Двигатель и насос закрыты капотом.
Насос (центробежный, одноступенчатый, с двумя спиральными камерами, консольного типа) присоединён к картеру муфты сцепления двигателя. Он состоит из корпуса, крышки и рабочего колеса, отлитых из алюминиевого сплава, вала, который одновременно служит валом муфты сцепления, всасывающего патрубка и узла уплотнения. Вал вращается на двух шарикоподшипниках: передний расположен в маховике двигателя, задний - в корпусе насоса.
В насосном отделении на щите расположены следующие приборы управления мотопомпой:
-
рукоятка выключения вакуум-аппарата; -
рукоятка выключения сцепления; -
рукоятка управления жалюзи; -
кнопка газа на щите приборов; -
кнопка управления воздушной заслонкой; -
мановакуумметры и другие приборы на щите приборов.
Мотопомпа оборудована автоматической системой остановки двигателя при срыве столба воды во всасывающей линии.
Вывод: Предназначена для подачи воды или воздушно
механической пены при тушении пожаров, также может быть использована для перекачки воды в хозяйственных целях.
Вопрос №4. . Подготовка мотопомп к работе, порядок работы, ТБ.
Показатель | МП-600А | МП-800Б | МП-13 | МП-1600 | ||
тип | переносная | прицепная | ||||
масса, кг | 58 | 76 | 105 | 660 | ||
подача насоса л/мин | 600 | 800 | 800 | 1600 | ||
напор, МПа | 6 | 6 | 6 | 9 | ||
высота всасывания м | 5 | 5 | 6 | 7 | ||
двигатель бензиновый кар. | Двухтактный с водяным охлаждением | двухтактн. с воздуш. охл. | четырёхтактный 3МЗ-24-01 | |||
марка карбюратора | К-28В | К-28В | К-16В | К-126Г | ||
мощность двигателя кВт | 9,5 | 17,2 | 17,6 | 40,4 | ||
система зажигания | магнето М-17Б | магнето М-135 | магнето М-135 | батарейная | ||
топливный бак л | 9 | 17,5 | 20 | 45 | ||
внутренний диаметр патрубка всасывающего мм | 80 | 80 | 80 | 125 | ||
напорного мм | 70 | 70 | 70 | 70 | ||
время забора воды с | 50 | 40 | 40 | 40 | ||
наличие пеносмесителя | нет | нет | нет | есть |