ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек
В античности: разумная часть космоса
В основе античного понимания человека — платоновское представление о двойственном существе, состоящем из души и тела. Душа невидима, бессмертна и божественна, тело конечно и видимо. Душа отвечает за познание, но тело препятствует знанию и порабощает душу. Тело — темница души.
Аристотель добавил, что человек — это часть упорядоченного, гармоничного космоса. Но именно разумность отличает человека, это его ключевое свойство: «Все люди от природы стремятся к знанию». Сущность человека, его природа, неизменна — он может быть самым искусным из всех или знать больше других, но это никак не меняет его места в этом мире: он всегда останется человеком.
Понятие человека как не способность поменять его место в мире можно связать с античным понятием судьбы, которая предписывает жизнь людей.
В христианстве: образ Бога
Христианство впитало ветхозаветный тезис о сотворении человека по образу Божию — таким образом, человек ставится существенно выше всех прочих живых существ. Христос, будучи соприродным с людьми, делает возможным для человека обожение, соединение с Богом. Теперь положение, место человека, которое он занимает по отношению к Богу, меняется в зависимости от его образа жизни: человек может превратиться в растение, если занимается только поддержанием жизни в себе, но также способен приблизиться к Богу и уподобиться ему.
Душа
В античности: бессмертная сущность в тюрьме тела
В Античности признавали, что начало, которое обеспечивает жизнь человеческого тела, — душа. Постепенно появляется идея души как бессмертной и неуничтожимой сущности, отвечающей за мышление и мораль. Душа начинает противопоставляться телу, которое Платон называл могильной плитой
, скрывающей душу.
В христианстве: творение Бога, как и тело
Христианское учение о душе во многом наследует античному. Человек — это соединение души и тела, однако тело не подвергается столь резкому порицанию, как это было у Платона. Тело, как и душа, — творение Божие, поэтому требует любви. Христос своей жертвой и последующим воскресением указал на возможность победы над смертью как над разделением тела и души: в будущей жизни с Богом душа вновь воссоединится с телом. Впрочем, несмотря на принятие в христианстве положения о бессмертии души, Господь может покарать, лишив душу вечной жизни и отправив в геенну огненную