Файл: Понятие, содержание и предмет профессиональной этики.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие, содержание и предмет профессиональной этики



Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

Предметом профессиональной этики выступают:

- качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

- нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);

- взаимоотношения коллектива организации с обществом;

- взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

- цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

- определение целей и мотивов трудовой деятельности;

- выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

- оценку результатов труда и их общественную значимость.
Профессиональная этика изучает:

- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

- особенности профессионального воспитания.

2.особенности, цели и функции профессиональной этики

Особенности профессиональной этики представлены на рис.3.1.


Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:


· Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.

· Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.

· Организационная – служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.

· Управляющая – является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.

· Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.

· Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.

· Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.

· Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.

· Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.

· Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.

· Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.

· Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.

· Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.

· Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.

· Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.

· Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

· Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.

· Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.

· Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.



 Целью профессиональной этики является выяснение уровня овладения работниками этическими нормами, правилами, которые становятся их личностными принципами. Задачи профессиональной этики таковы:

  • 1) изучение процесса становления и отражения профессиональных взаимоотношений работников в их этическом сознании и профессиональных нормах;

  • 2) уточнение сущности профессионально-этических качеств и профессионального мастерства специалиста;

  • 3) предоставление рекомендаций профессионалам, должностным лицам, руководителям относительно моральной составляющей в выполнении профессиональных функций;

  • 4) мониторинг осознания общественных задач и целей выбранной профессии, ее значения для общества.

Профессиональная этика имеет собственное назначение, которое заключается в формировании профессионально-этических правил каждой профессиональной деятельности. 

3. Структура и формы существования профессиональной этике

Структура профессиональной морали


Профессиональная мораль представляет собой срез общественной нравственности и копирует ее структуру, включающую:

  • нравственные требования, предъявляемые обществом;

  • - систему моральных ценностей, относящихся к работе;

  • - поведение человека при исполнении своих профессиональных обязанностей;

  • нравы профессиональной среды, т.е. сознание, объективированное в поступках и социальных отношениях;

  • систему нравственных оценок человека его коллегами;

  • - систем)' нравственных оценок данной профессиональной деятельности обществом.

Таким образом, профессиональная мораль существует в формах:

  • 1) общественного сознания, закрепляясь в виде принципов и норм, выражающих требования общества к нравственному смыслу данной профессиональной деятельности;

  • 2) индивидуального сознания, интериоризирующего общественные требования в формы личностных норм;

  • 3) группового сознания в виде системы корпоративных ценностей, норм и стереотипов;

  • 4) реального бытия, т.е. в поступках, нравах профессиональной среды.




Профессиональная мораль — особенности нравственного сознания и поведения людей определенного вида профессии, которые обусловлены их профессиональной принадлежностью.


Как форма общественного сознания, профессиональная мораль выступает решающим условием реализации гуманистического предназначения профессиональной деятельности, гарантом ее социальной полезности и безопасности для общества. Известный русский юрист Л. Ф. Кони писал: "Служение только тогда будет полезно, когда в будет внесена строгая нравственная дисциплина, когда интерес общества и человеческое достоинство личности будут ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием".

Моральные категории


Центральными понятиями в профессиональной морали являются такие моральные категории, как долг и вытекающая из него ответственность, честь и достоинство.

Долг — категория, выражающая отношение личности к обществу. Он превращает общее для всех требование морали в конкретную задачу индивидуума как активного субъекта определенных моральных обязанностей перед обществом, которые должны быть осознаны и реализованы в его профессиональной деятельности.




Человек воспринимает следование моральным требованиям как долг.

Категория долга органично связана с понятием "ответственность", мера которой определяется тем, насколько человек, осознавший свой долг и практически реализовавший предъявляемые ему нравственные требования в своей профессиональной деятельности, выполнил свою задачу или в какой степени он повинен в ее невыполнении. Таким образом, ответственность отражает меру соответствия моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемого с точки зрения возможностей личности.

Честь и достоинство — категории этики и понятия морального сознания, тесно связанные между собой и во многом схожие. Они раскрывают отношение общества к человеку и его отношение к самому себе через его самооценку и оценку его нравственных поступков другими. В основании обоих понятий лежат ценности
[1].




Честь — категория этики и понятие морального сознания, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство, в котором находит отражение общественное положение как самого человека, так и социальной группы, к которой он принадлежит.

Понятие чести связано с представлением о человеке как члене социальной группы, сложившимся в общественном мнении, которое формирует его репутацию и общественное уважение к нему.

Достоинство — одна из форм самоутверждения личности, основанная на признании самоценности личности и права человека па уважение к нему со стороны других людей и на самоуважение, неразрывно связанного с обязанностью уважать достоинство других людей.

Понимание собственного достоинства, наряду с честью, представляет собой способ осознания ответственности человека перед собой и перед обществом. Но если представление о достоинстве человека основывается на принципе равенства всех людей в моральном отношении и равном уважении к любой личности, то понятие чести предполагает в отношении человека ту меру уважения, которую он заслуживает с точки зрения общества.

Нормы профессиональной этики определяют общественно необходимые и приемлемые варианты поведения профессионала, поэтому идея профессионального долга и ответственности наполняется общесоциальным смыслом, а честь и достоинство приобретают значение важного стимула общественного поведения.

Традиционно выделяют две взаимосоотнесенные формы

морали:

а) мораль как характеристика личности, как совокупность

моральных качеств, добродетелей (правдивость, доброта, чест-

ность, вежливость, такт);

б) мораль как характеристика отношений между людьми в

обществе, как совокупность моральных норм (требований, за-

поведей, правил — не лги, не кради, не убивай, не лжесвиде-

тельствуй).

Индивидуальная форма морали

Начиная с античных времен мораль понималась как мера

господства человека над самим собой, она выступала показате-

лем того, насколько человек ответственен за то, что он делает.

Вопрос о господстве человека над самим собой — это

прежде всего вопрос о господстве разума над страстями. В

этом плане мораль выступает как умеренность, способность