Файл: Понятие, содержание и предмет профессиональной этики.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие, содержание и предмет профессиональной этики
Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.
Предметом профессиональной этики выступают:
- качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;
- нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);
- взаимоотношения коллектива организации с обществом;
- взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;
- цели и методы профессионального обучения и воспитания.
Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:
- определение целей и мотивов трудовой деятельности;
- выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;
- оценку результатов труда и их общественную значимость.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.
2.особенности, цели и функции профессиональной этики
Особенности профессиональной этики представлены на рис.3.1.
Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:
· Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.
· Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.
· Организационная – служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.
· Управляющая – является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.
· Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.
· Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.
· Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.
· Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.
· Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.
· Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.
· Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.
· Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.
· Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.
· Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.
· Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.
· Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
· Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.
· Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.
· Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Целью профессиональной этики является выяснение уровня овладения работниками этическими нормами, правилами, которые становятся их личностными принципами. Задачи профессиональной этики таковы:
-
1) изучение процесса становления и отражения профессиональных взаимоотношений работников в их этическом сознании и профессиональных нормах; -
2) уточнение сущности профессионально-этических качеств и профессионального мастерства специалиста; -
3) предоставление рекомендаций профессионалам, должностным лицам, руководителям относительно моральной составляющей в выполнении профессиональных функций; -
4) мониторинг осознания общественных задач и целей выбранной профессии, ее значения для общества.
Профессиональная этика имеет собственное назначение, которое заключается в формировании профессионально-этических правил каждой профессиональной деятельности.
3. Структура и формы существования профессиональной этике
Структура профессиональной морали
Профессиональная мораль представляет собой срез общественной нравственности и копирует ее структуру, включающую:
-
— нравственные требования, предъявляемые обществом; -
- систему моральных ценностей, относящихся к работе; -
- поведение человека при исполнении своих профессиональных обязанностей; -
— нравы профессиональной среды, т.е. сознание, объективированное в поступках и социальных отношениях; -
— систему нравственных оценок человека его коллегами; -
- систем)' нравственных оценок данной профессиональной деятельности обществом.
Таким образом, профессиональная мораль существует в формах:
-
1) общественного сознания, закрепляясь в виде принципов и норм, выражающих требования общества к нравственному смыслу данной профессиональной деятельности; -
2) индивидуального сознания, интериоризирующего общественные требования в формы личностных норм; -
3) группового сознания в виде системы корпоративных ценностей, норм и стереотипов; -
4) реального бытия, т.е. в поступках, нравах профессиональной среды.
Профессиональная мораль — особенности нравственного сознания и поведения людей определенного вида профессии, которые обусловлены их профессиональной принадлежностью.
Как форма общественного сознания, профессиональная мораль выступает решающим условием реализации гуманистического предназначения профессиональной деятельности, гарантом ее социальной полезности и безопасности для общества. Известный русский юрист Л. Ф. Кони писал: "Служение только тогда будет полезно, когда в будет внесена строгая нравственная дисциплина, когда интерес общества и человеческое достоинство личности будут ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием".
Моральные категории
Центральными понятиями в профессиональной морали являются такие моральные категории, как долг и вытекающая из него ответственность, честь и достоинство.
Долг — категория, выражающая отношение личности к обществу. Он превращает общее для всех требование морали в конкретную задачу индивидуума как активного субъекта определенных моральных обязанностей перед обществом, которые должны быть осознаны и реализованы в его профессиональной деятельности.
Человек воспринимает следование моральным требованиям как долг.
Категория долга органично связана с понятием "ответственность", мера которой определяется тем, насколько человек, осознавший свой долг и практически реализовавший предъявляемые ему нравственные требования в своей профессиональной деятельности, выполнил свою задачу или в какой степени он повинен в ее невыполнении. Таким образом, ответственность отражает меру соответствия моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемого с точки зрения возможностей личности.
Честь и достоинство — категории этики и понятия морального сознания, тесно связанные между собой и во многом схожие. Они раскрывают отношение общества к человеку и его отношение к самому себе через его самооценку и оценку его нравственных поступков другими. В основании обоих понятий лежат ценности
[1].
Честь — категория этики и понятие морального сознания, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство, в котором находит отражение общественное положение как самого человека, так и социальной группы, к которой он принадлежит.
Понятие чести связано с представлением о человеке как члене социальной группы, сложившимся в общественном мнении, которое формирует его репутацию и общественное уважение к нему.
Достоинство — одна из форм самоутверждения личности, основанная на признании самоценности личности и права человека па уважение к нему со стороны других людей и на самоуважение, неразрывно связанного с обязанностью уважать достоинство других людей.
Понимание собственного достоинства, наряду с честью, представляет собой способ осознания ответственности человека перед собой и перед обществом. Но если представление о достоинстве человека основывается на принципе равенства всех людей в моральном отношении и равном уважении к любой личности, то понятие чести предполагает в отношении человека ту меру уважения, которую он заслуживает с точки зрения общества.
Нормы профессиональной этики определяют общественно необходимые и приемлемые варианты поведения профессионала, поэтому идея профессионального долга и ответственности наполняется общесоциальным смыслом, а честь и достоинство приобретают значение важного стимула общественного поведения.
Традиционно выделяют две взаимосоотнесенные формы
морали:
а) мораль как характеристика личности, как совокупность
моральных качеств, добродетелей (правдивость, доброта, чест-
ность, вежливость, такт);
б) мораль как характеристика отношений между людьми в
обществе, как совокупность моральных норм (требований, за-
поведей, правил — не лги, не кради, не убивай, не лжесвиде-
тельствуй).
Индивидуальная форма морали
Начиная с античных времен мораль понималась как мера
господства человека над самим собой, она выступала показате-
лем того, насколько человек ответственен за то, что он делает.
Вопрос о господстве человека над самим собой — это
прежде всего вопрос о господстве разума над страстями. В
этом плане мораль выступает как умеренность, способность