Файл: Понятие, содержание и предмет профессиональной этики.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


человека ограничить себя, наложить в случае необходимости

запрет на свои природные желания, она противостоит чув-

ственной разнузданности. Таким образом, мораль ассоцииру-

ется со сдержанностью (причем у всех народов), сдержанно-

стью в отношении аффектов, себялюбивых страстей.

Возникают два вопроса: каково соотношение разума и

чувств (страстей, склонностей)? и как достигается такое

соотношение?

Моральное совершенство (добродетельность) личности —

это всегда взаимодействие разумного и неразумного начал в

индивиде.

Мораль не свойственна животным, так как они лишены ра-

зума. Мораль не свойственна богам, так как они мыслятся со-

вершенными существами: Бог — это высший разум, лишенный

неразумного начала. Следовательно, мораль принадлежит

только человеку, в котором есть и то, и другое. А потому, бу-

дучи мерой разумности человека, мораль также является и ме-

рой его человечности.

Куда же разум направляет свои чувства, страсти? или, что

значит следовать указаниям разума? разве какой-нибудь злодей,

разработавший рациональную схему преступления и хладно-

кровно его совершивший не руководствовался разумом?

Разумное поведение является моральным в том случае, если

оно направлено на совершенную цель, цель (безусловную, абсо-

лютную), которая признается в качестве высшего блага.

Таким образом, разумность поведения совпадает с целесо-

образностью. Цель в то же время выступает для человека как

благо, так как она есть то, в чем человек испытывает недостаток

и к чему он стремится. А так как всякая конкретная цель явля-

ется промежуточной в общей цепочке целей и (или) выступает

элементом общей системы целей, то последняя цель цепочки

или равнодействующая системы целей — ключевая; она может

быть названа высшим благом.

Высшее благо абсолютно и безусловно. Оно придает

осмысленность человеческой деятельности в целом. Оно выра-

жает ее общую позитивную направленность, задает эмоцио-

нальный настрой деятельности личности.

Но что же такое высшее благо? — Вот человек стремится к

хорошему. Но оказывается, что хорошее имеет обратную сто-

рону и часто становится плохим.

Общественная форма морали

Для понимания морали ключевым будет вопрос о том, как


моральное совершенство человека связано с характером его от-

ношения к другим людям?

Мораль ответственна за человеческое общежитие в плане

того, что она придает человеческому общежитию изначально

самоценный смысл. Это значит, что мораль ответственна не за

тот или иной фрагмент или направленность человеческого

общежития, а за сам факт его существования в качестве чело-

веческого.

Иными словами, чтобы общежитие как способ человече-

ского существования могло состояться, необходимо принять

мораль в качестве изначальной и безусловной ценности. Мо-

раль — необходимый способ существования общежития.

Мораль и есть та самая человечность, без которой отноше-

ния людей никогда не приобрели бы человеческого (обще-

ственного) характера. В качестве ценностного базиса, основы

человеческого общежития мораль проявляет две особенности:

1) она мыслима только при допущении свободы воли;

2) она имеет всеобщую форму, т. е. распространяется на всех

людей.

Эти две характеристики неразрывно связаны между собой.

Акты свободной воли необходимо мыслить всеобщими, об-

щезначимыми, так как ничто не может их ограничивать. В про-

тивном случае они не были бы свободными. Таким образом,

единство свободы воли и всеобщности составляет характер-

ную особенность морали.

Мораль воплощает единство индивидуального, личностно-

го и всеобщего, объективного. Мораль есть автономия воли и ее

«самозаконодательство».

В реальном опыте моральных размышлений (и в этике, и в

культуре) представлены три типовых решения этого противо-

речия.

1 Отрицание всеобщности морали:

а) каждая социальная группа, культура, нация имеет свою

мораль;

б) мораль объясняется условиями жизни, социальными ин-

тересами, родом удовольствия, этапом биологической эволю-

ции.

2 Отрицание личностной автономии — истолкование мо-

рали как выражения божественной воли, космического закона,

исторической

необходимости,

надындивидуальной

(например, моральные заповеди даны Богом).

3 Синтетический тип размышления — пытается логически

непротиворечивым способом соединить взаимоисключающие

характеристики морали: «золотое правило нравственности:

(не) поступай по отношению к другим так

, как ты (не) хотел бы,

чтобы другие поступали по отношению к тебе». Золотое прави-

ло есть правило взаимности.

Аргументы против «золотого правила»:

во-первых, золотое правило не является универсальным, по-

скольку в действительности из данного правила при его конкрети-

зации есть много исключений. По своим предпочтениям люди

сильно различаются (например, если кому-то приятна лесть, то из

этого не следует, что она приятна другому человеку и т. п.);

во-вторых, логический довод — тавтологичность концеп-

ции: мораль определяется через «добрую волю», а «добро» как

главный и существенный компонент морали в ней изначально

внутренне присутствует;

в-третьих, — мораль не сводится только к межличностным

отношениям.

Итак, моральная личность утверждает моральный закон в

качестве идеального проекта. Она делает это не для того, чтобы

предъявить закон другим, а чтобы избрать его в качестве нор-

мы собственного поведения.

Подходы к рассмотрению структуры морали:

нормативный — изучение морали как системы предписаний;

философский — попытка осмысления природы морали;

личностный — изучение морального сознания индивида;

социологический — изучение роли морали в обществе;

психологический — изучение психологических механизмов

морали;

культурологический — изучение морали как формы куль-

туры;

биологический — изучение предпосылок нравственности на

природном уровне.

Элементы структуры морали:

сознание (убеждения, намерения, мотивы и пр.);

деятельность (поступки);

нравственные нормы (например, библейские заповеди; это

также и простейшие социальные нормы, регулирующие пове-

дение);

нравственные качества человека (добродетели), которые

проявляются в его поступках;

нравственные принципы, составляющие моральную ориен-

тацию человека (эгоизм, альтруизм);

нравственные идеалы (цель нравственного развития лич-

ности);

высшие моральные ценности (свобода, счастье и др.), обще-

человеческие моральные ориентиры.

\

Функции морали

Регулятивная.

Воспитательная.

Оценочная.

Познавательная.

Мировоззренческая.

Мотивационная.

Коммуникативная.

Прогностическая.
4. Категории профессиональной этике. Нравственный облик личности в профессиональной деятельности.

Профессиональная этика имеет свой понятийный аппарат, позволяющий воспроизвести сложные противоречивые процессы профессионально-нравственной сферы: добро-зло, профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональная ответственность, смысл жизни, др. Категории профессиональной этики несут ярко выраженную аксиологическую нагрузку. Они фиксируют систему нравственных ценностей и идеалов сферы профессиональной деятельности, критерии, ориентиры нравственного выбора и поведения специалиста. Например: трудолюбие, тунеядство, профессиональная честь, профессиональная принципиальность. Категории профессиональной этики отражают внутренний мир личности профессионала, социальную востребованность определенных нравственных качеств специалиста. Например, ответственность, солидарность, взаимопомощь, милосердие, честность, справедливость, др. Категории профессиональной этики необходимо рассматривать в социокультурном контексте, от которого зависит наполнение их конкретным содержанием. Профессиональный долг. Профессиональный долг является центральной категорией профессиональной этики, именно в нем фиксируются моральные требования, предъявляемые обществом к профессионалу. В этом аспекте они выступают как внешние требования. Но сводить профессиональный долг только к внешнему принуждению, к форме общественного контроля за поведением специалиста принципиально неверно. Понятие профессионального долга этим не ограничивается, ибо оно с необходимостью включает осознание и принятие этих моральных требований как «своих». В этом аспекте они выступают как внутренние нормы, самопобуждающие к выполнению задач профессиональной деятельности.

Источник: https://investobserver.info/kategorii-professionalnoj-etiki/
Поскольку профессиональный долг синтезирует общественные и личностные требования, обязанности, постольку в нем выражаются и закрепляются те отношения, которые обладают нравственной ценностью. Например, профессиональный долг врача закрепляет сострадательное отношение к больному; профессиональный долг педагога гуманное отношение к воспитаннику. Профессиональный долг на практике может вступать в противоречие с другими видами долга, такими как патриотический, родительский, сыновий (дочерний), интернациональный и др. Разрешение подобных коллизий никакими этическими теориями не предусмотрено, нет жесткой зависимости между профессионализмом и разрешением конфликта в сфере долга в пользу профессионального долга. В таких ситуациях
нельзя предусмотреть заранее готовых рецептов, специалист в каждой конкретной ситуации должен сделать самостоятельный нравственный выбор. Профессиональная ответственность. Категория профессиональной ответственности отражает меру выполнения специалистом своего профессионального долга. Другими словами, категория профессиональной ответственности фиксирует в какой мере профессионал способен выполнять предъявляемые ему требования, в какой мере эти требования правильно им поняты и усвоены. Степень профессиональной ответственности зависит от индивидуальных возможностей и способностей специалиста, а также от его умения предвидеть результаты и последствия профессиональной деятельности. Поскольку профессиональный долг выражает требования со стороны общества к специалисту, то последний несет профессиональную ответственность перед обществом и перед теми людьми, на кого направлена его профессиональная деятельность. Вместе с тем, профессиональный долг выражает требования, предъявляемые специалистом к самому себе. Поэтому профессиональная ответственность это также ответственность специалиста перед самим собой, осознание того, в какой мере он выполняет или не выполняет поставленные задачи. Следовательно, профессиональная ответственность включает в себя самооценку личности, которая реализуется через совесть и чувство вины, гордости, удовлетворенности или напротив неудовлетворенности. Профессиональная совесть. Категория профессиональной совести отражает механизм соотнесения профессионалом своих действий с требованиями профессионального долга. Если понятие профессиональной ответственности фиксирует в какой мере выполняются эти требования, то категория профессиональной совести указывает на механизм нравственного самосознания личности. Он (механизм) дает возможность специалисту: самостоятельно осмыслить профессионально-нравственные обязанности; требовать от себя их выполнение; давать самооценку своей профессиональной деятельности. Таким образом, совесть свидетельствует, что профессиональный долг осознан личностью глубоко, его требования воплощаются в полной мере, сложились внутренние критерии моральной оценки. Профессиональная совесть есть показатель состоятельности специалиста, уровня его профессиональной культуры. Профессиональная честь это категория профессиональной этики, которая отражает оценку конкретной профессии с позиции социальной значимости, детерминируемой профессиональным долгом. Специфика понятия профессиональной чести выявляется в сопоставлении с такой общеэтической категорией как достоинство. Последняя фиксирует принцип равенства людей в нравственном отношении, самоценность каждого человека, независимо от его места в социальной иерархии. Напротив, профессиональная честь подчеркивает дифференциацию людей по профессиональному признаку, требует от специалиста соответствия, прежде всего, той репутации, которую заслужили представители данной профессиональной группы. Профессиональная честь, выполняя значимую регулятивную функцию, является важнейшим показателем профессиональной состоятельности специалиста. Поэтому процесс профессионального становления личности сопряжен с развитием чувства чести. Профессиональная честь не ограничивается рамками профессиональной деятельности, она в той или иной степени оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности личности. Дорожить профессиональной честью это долг и повседневная обязанность специалиста поддерживать профессиональную репутацию. Данный процесс весьма сложен, т. к. требует от профессионала самодисциплины, самоконтроля, самодеятельности. Поэтому нелегко обрести высокую профессиональную репутацию. Потерять же, уронить репутацию, и тем самым нанести большой урон профессиональной чести, можно в результате неверного профессионального решения, безответственного выбора, легкомысленного халатного отношения к своим профессиональным обязанностям. Не зря народная мудрость гласит «Береги честь смолоду». Профессиональная честь предполагает глубокое осознание специалистом себя как носителя конкретных нравственных ценностей и моральных требований.