Файл: На произведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет культуры и искусств»

АННОТАЦИЯ

НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Ой, беда идёт, люди»

Из оперы «сказание о граде Китеже»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент 418 гр.

Кафедры хоровой музыки

Старжинский Никита Дмитриевич

Минск

2021


Сведения об автора
Римский-Корсаков — выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог — оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада», 1888 и «Испанское каприччио», 1887), многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.

Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к национальным чертам духовного облика, к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. В 1861 году завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее — А. П. Бородин. Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода — симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872).

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Пристальное изучение русской народной песни вызвало к жизни оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.


Период наиболее интенсивного творчества начинается в 1889 году созданием фантастической оперы-балета «Млада». За ней последовали опера-колядка «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1894), опера-былина «Садко» (1895—1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (одноактная; пролог к «Псковитянке», 1898) и «Царская невеста» (по Л. Мею, 1898). На рубеже XX века внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл. Ирония в изображении незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (по Пушкину, 1899) уступила место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире «Золотого петушка» (по Пушкину, 1907). К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится также драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия.

Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом

Опера
Мысль о создании оперы на сюжет о граде Китеже пришла к композитору задолго до её осуществления. В «Летописи моей музыкальной жизни» он упоминает о том, что зимой 1898/1899 года и в 1900 году обсуждал со своим либреттистом В. И. Бельским «легенду о „Невидимом граде Китеже“ в связи со сказанием о св. Февронии Муромской». С того момента мысль о создании оперы на этот сюжет не оставляла композитора и он делал наброски для неё. Например, в письме к В. И. Бельскому от 31 мая 1901 года он писал: 

Я пересматривал свои затеи для «града Китежа» и многим остался ужасно доволен, хотя все это ничтожные отрывки. Мне ужасно хочется ими заняться. Я принимаюсь за «Навзикаю» только потому, что Вы мне ничего не даёте. Не думайте о «Навзикае», пришлите что-нибудь для «Китежа», а также сценарий...
Однако он не мог вплотную заняться созданием этой оперы из-за отсутствия либретто, в связи с чем он неоднократно торопил своего либреттиста, как, например, в письме от 27 сентября 1902 года:

Вянет лист,
Проходит лето,
Мокрый снег валится,
От неймения либретто
Можно застрелиться.
(Подражание Пруткову)


.

И все же прошёл ещё почти год, прежде чем летом 1903 года началась активная работа над созданием музыки. Совместная работа композитора и либреттиста происходила устно, поэтому материалов о ней практически не сохранилось. Однако с уверенностью можно утверждать

, что на всех стадиях работы над сюжетом, композитор вникал во все детали, в тексте оперы не было «ни одного намерения, которое не было бы одобрено композитором»Тогда же близкие друзья Римского-Корсакова почувствовали, что на их глазах происходит создание произведения особого по глубине этической проблематики, впрочем их высокие требования к нарождающемуся творению вызывали у композитора чувство досады. С момента начала активной композиторской работы над оперой сочинение музыки продвигалось достаточно быстро. В июле 1904 года был закончен эскиз, к октябрю 1904 года была закончена оркестровка, тогда же было заключено соглашение с фирмой Беляева о публикации партитуры оперы. С весны 1906 года началась работа по разучиванию оперы в Мариинском театре. Премьера состоялась 7 февраля 1907 года (этот день совпал с днём выборов во II Государственную думу) и имела ошеломляющий успех.
О тексте
При первом же обращении к сюжету будущей оперы в сознании композитора оказались неразрывно связаны две разные народные легенды — о невидимом граде Китеже и о святой Февронии Муромской. Чутьё авторов уловило в них нечто существенное, что объединяло их. Однако, как замечает В. И. Бельский в предисловии к изданию партитуры, «для обширного и сложного сценического произведения рассеянных в этих источниках черт недостаточно. По этой причине были необходимы многочисленные и далеко идущие дополнения, которые, однако, автор рассматривал лишь как попытку по отдельным обрывкам и намекам угадать целое, сокрытое в глубине народного духа». Дальнейшая разработка сюжета велась с привлечением огромного свода разнообразных материалов. В итоге родилось произведение, в котором «не найдется ни одной мелочи, которая так или иначе не была навеяна чертою какого-либо сказания, стиха, заговора или иного плода русского народного творчества». Среди источников текста были:

  • «Китежский летописец», сообщённый Мелединым и отпечатанный в замечаниях Бессонова к IV выпуску собрания песен Киреевского, там же различные устные предания о невидимом граде Китеже;

  • Повесть о Петре и Февронии Муромских;

  • Повесть о Горе-Злосчастии;

  • Мельников-Печерский П. И. «В лесах», роман;

  • Ипатьевская и Лаврентьевская летописи;

  • Короленко В. Г. «Светлояр», очерк;

  • Майков А. Н. «Странник», драматический этюд.

Получившееся либретто отличается выдающимися литературными качествами. Оно было выдвинуто академиком А. Ф. Кони на соискание Пушкинской премии и отклонено только по формальным основаниям (публикация ранее сроков, установленных для получения премии).


Содержание
Все начинается с рассказа, где живет девушка по имени Февронья. Когда она начинает петь, то все птицы слетаются из разных мест к ней для того чтобы не только подпеть ей, но и послушать ее чудный, тонкий и очень красивый голосок. Но и это еще не все, сюда также прибегают все звери, которые постоянно живут в лесу.

И вот однажды сюда забрел один юноша, который вместе со своей группой охотников ходили в лес. Когда он увидел эту прекрасную девушку, то сначала принял ее за лесного духа, которая прибыла сюда для того чтобы выведать у зверей все что происходит в лесу. Вот только Февронья сразу же все поняла и поспешила сначала накормить гостя, а потом уже спрашивать что с ним произошло.



После этого парень уже не считал ее лесным духом, ведь он мог не только видеть ее, но еще и притронуться к ней. Они еще путем не познакомились, а парень уже предлагает ей стать его женой и жить с ним до конца его дней. Девушка сначала не собиралась соглашаться, ведь еще неизвестно по чьей инициативе он прибыл сюда и что ему тут нужно. Но когда все выяснила, то сразу же согласилась. Как только он услышал, что в рог трубят, то сразу же поспешил убежать. А когда девушка пришла в себя, то перед ней находились те самые охотники, которые поняли, что один из них пропал и они решили вернуться и отыскать его, а потом уже всем вместе вернуться домой. И только после этого Февронья поняла и узнала, как же зовут ее будущего мужа. Оказывается, его зовут Всеволод.

Дальше действия переносятся на торговую площадь, где собрался практически весь народ. А все, потому что совсем скоро сюда должен подъехать поезд, в котором находится невеста и жених, а потом они вместе с гостями отправятся в Китеж.

Среди них находится медведчик, который прекрасно умеет играть на дудке, а еще и показывать медведя. Гусляр при помощи гуслей поет разные песни, но в основном здесь встречаются грустные песни. Богатые люди не знают, куда девать свои деньги и поэтому готовы отдать их все Гришке, который уже пьян, но все равно просит у всех, чтобы еще больше напиться и с радостью встретить жениха и невесту.

И вот поезд приближается и все гости уже готовы. Но вместо жениха и невесты оттуда появляются татары, которые всегда наносят всем жителям только ущерб и убивают огромное количество людей. Все гости начали прятаться, кто куда успеет, а тех, кого найдут, сразу же приговаривали к смерти. Среди таких горожан оказалась и Февронья. Вот только убивать ее никто не собирался, ведь она еще могла им пригодиться. Да и красоту у девушки не у каждой можно отыскать. Больше всего на свете им нужно было попасть в тот самый город Китеж, вот только ни
один из жителей не раскрывает им тайны, все кроме Гришки, который за бутылку может продать даже себя.


А теперь все действия переносятся в тот самый город Китеж, куда и направляются татары вместе с Февроньей. Федор собрав всех людей на площади о том, что именно Февронья не только рассказала, где находится данный город, но и согласилась их проводить сюда и совсем скоро они все окажутся здесь. На защиту города встает весь народ и во главе выступает Всеволод. И словно в сказке, начинают звонить колокола, и на город опускается туман и его практически становится не видно.

Татары победили всех воинов, вот только самого города не видят и тогда они поняли, что Гришка их обманул, и решили его наказать. Они привязали его к дереву и оставили до утра. Девушке было очень сильно жалко князя. А Гришка просит развязать его, иначе он всем расскажет, что все воины погибли только из-за нее. Когда Февронья его развязала, он схватил ее за руку и повел в лес. Неожиданно по всему лесу начинаются различные и очень страшные видения, от которых Гришка убегает. Февронья ложиться на траву и слышит пение птиц, а вокруг нее расцветают цветы. А за ними появляется и Всеволод. Теперь молодые жених и невеста навсегда смогут быть рядом, и никто не сможет их разлучить.


Вокально-хоровой анализ

Хор « Ой, беда идёт, люди» написан для смешанного четырехголосного хора с сопровождением ..

Общехоровой диапазон произведения составляет от соль большой октавы - си бемоль второй октавы.

Диапазон партии S: «e1» -«b2»

Диапазон партии A: «h» - «d2»

Диапазон партии T: «e» - «g1»

Диапазон партии B: «G» - «c»

В произведении присутствуют следующие виды ансамбля:

  • темпометроритмический

  • динамический

  • дикционный

  • тембральный

Музыкально-теоретический анализ

Произведение «Спакойна дрэмле Нарач» написано для смешанного четырехголосного хора a’cappella с divizi в альтовой и теноровой партиях в жанре хоровой миниатюры.

Форма произведения: условно, форму данного произведения, можно определить