ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка
«Неделя физики
в МБОУ СОШ с. Синодское»
Автор:
ФИО: Бобурко Елена Васильевна
Должность: учитель физики
2016
Содержание
-
Методическая разработка «Неделя физики»…………………………………….3 -
План-программа методической разработки……………………………………...4 -
Содержание мероприятий
3.1 Физические путешествия
3.1.1 «Здравствуй, физика» (5-6 классы) ………………………..……...…5
3.1.2 Час экспериментаторов «Фокусники – физики» (1-4 классы)........16
3.2 Физические конкурсы
3.2.1 Конкурс рисунков и плакатов «Физика вокруг нас» (1-11кл.)…...17
3.2.2 «Загадки» (1-4 кл.)…………………………………………………..17
3.2.3 «Загадочная физика» (5,6 кл.)………………………………………18
3.2.4 «А, ну-ка, угадай» (7 кл.)……………………………………………18
3.2.5 «Физика и литература» ( 8 кл.)……………………………………..20
3.2.6 «Великие физики» ( 9 кл.)…………………………………………..21
3.2.7 «Финишная кривая» (10 кл.)………………………………………..22
3.2.8 «Физика утверждает» ( 11 кл.)……………………………………...23
3.3 Физические игры
3.3.1 «Умники и умницы» (7 -9 классы) ..………………………………24
3.3.2 «Что? Где? Когда?» (10,11классы)…………………………………27
-
Список используемой литературы и ресурсов…………………………………31
2. Методическая разработка «Неделя физики»
Цели:
1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся
2. Развитие навыков общения, умения работать в команде
3. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества
4. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения
5. Расширение кругозора в результате организованного общения.
Задачи
1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.
2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли учителя.
Человеческие ресурсы:
1. Учитель физики и классные руководители.
2. Учащиеся школы с 1 по 11 классы
Временной ресурс: одна учебная неделя
3. План-программа методической разработки
-
Открытие недели на утренней линейке;
Презентация – путешествие «ЗДРАВСТВУЙ, ФИЗИКА» - 5,6 кл.
(Понедельник)
2. Конкурс рисунков и плакатов «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС» -1-11 кл;
Час экспериментаторов «Фокусники – физики» - 1-4 кл.
(Вторник)
3. Физические викторины – 1-11 кл. (Среда)
4. Игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» - 7-9 кл. (Четверг)
5. Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» - 10,11 кл. (Пятница)
6. Подведение итогов на утренней линейке (Суббота)
-
Презентация - путешествие «Здравствуй, физика». Проводят в кабинете физики обучающиеся 10 и 11 кл. для 5 и 6 классов. Итоги подводятся после проведения мероприятия. -
Конкурс рисунков и плакатов «Физика вокруг нас».
В конкурсе участвуют учащиеся 1-11 классов, обучающиеся 1-6 кл. рисуют рисунки, обучающиеся 7-11 кл. – плакаты. Итоги подводятся в субботу.
-
Час экспериментаторов «Фокусники – физики». Проводят в кабинете физики обучающиеся 7-9 кл. для 1-4 классов. -
Физические викторины:
- «Загадки» – 1-4 кл.;
- «Загадочная физика» - 5,6 кл.;
- «А, ну-ка, угадай» - 7 кл.;
- «Физика и литература» - 8 кл.;
- «Великие физики» - 9 кл.;
- «Финишная кривая» - 10 кл.;
- «Физика утверждает» - 11 кл.
Ответы принимаются до субботы и итоги подводятся на линейке.
-
Физические игры:
- «Умники и умницы» - 7-9 кл.;
- «Что? Где? Когда?» - 10,11 кл.
В физических играх принимают участие ученики с 7 по 11 классы. Игры проходят после уроков по расписанию, составленному учителем физики. Каждая игра выявляет своего победителя, который награждается грамотой и ценным призом. Остальные участники получают поощрительные призы.
3.1 Содержание мероприятий
3.1.1 Физическое путешествие
«Здравствуй, физика» (5-6 класс)
Цели мероприятия:
-
создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление), определить круг изучаемых явлений; -
пояснить связь физики с другими науками и техникой; -
ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений; -
пробудить у детей интерес к изучению физики развить любознательность.
На доске, плакатах высказывания ученых, поэтов
Царство науки не знает предела
Всюду следы её вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Русский поэт XIX века, Яков Петрович Полонский
Для того чтобы усовершенствовать ум,
Надо больше размышлять, чем заучивать.
Французский философ Гельвеций
В мероприятии участвуют учащиеся 5-6 классов. Ведущие – учащиеся 10 -11 классов.
Путешествие сопровождается мультимедийной презентацией (на диске).
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Науку все глубже постигнуть стремись,
познанием вечною жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь, предела для знания нет
Фирдоуси (персидско-таджикский поэт 940–1030 г.г.)
Ведущий 2:Дорогие ребята, сегодня мы познакомим вас с удивительным миром физики. Это предмет, который вы начнете изучать в более старших классах.
Появляются 2 девочки (знайки)
Ведущий 1: Ох, какая скука физика – наука!
Ведущий 2: Кто-то яблоню трясет, вот сорвался с ветки плод –
Вкусное творение! Сила тяготения.
Ведущий 1: Хорошо, что был Ньютон, что открыл закон нам он
Яблоко о нем узнало, с ветки в тот же миг упало.
Ведущий 2: До Ньютона как на грех подало то вниз, то вверх.
Ведущий 1: За тобой погнался пес, еле ноги ты унес
Это без сомнения, было ускорение!
Ведущий 2: Пес про сей закон не знал, потому и не догнал.
Ведущий 1: Не поднять с земли бревно, уф тяжёлое оно.
Видно, что-то тут не так, надо применить рычаг!
А не знал бы про рычаг, день пыхтел бы, как дурак.
Учитель: Сегодня мы с вами ребята лишь краешком прикоснемся к этой
удивительной науке. (слайд 1)
Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis»
Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель. Что значит природа.
Физика – это наука о природе.
Она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие свойства окружающего нас мира.
С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук - химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии.
Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.
Можно сказать, что классическая физика «стоит на трех китах» - трех разделах: (показывает на схему на экране и говорит, перечисляя разделы) (слайд 2)
МЕХАНИКА
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
ТЕРМОДИНАМИКА
Итак, Механика! (слайд 3)
Ведущий 1: Механика! Хвалу тебе пою.
Ты в корне изменила жизнь мою,
Ведущий 2: Механика! Ты мой навек кумир!
Конспекты все зачитаны до дыр,
Ведущий 1: Все рычаги я знаю наизусть.
Подвесы все, пружины и катки…
Поставлю лучше сразу многоточие,
Ведущий 2: Ведь все перечислять не хватит строк,
А физика теперь любимый мой урок.
Ведущий 1: Движенье повсюду, движенье везде.
И в воздухе птица, и рыба в воде.
Ведущий 2: И в жизни нигде без движения нет
И солнце летит в хороводе планет.
Ведущий 1: Вот листья по воздуху долго кружат,
А падает камень быстрее стократ.
Ведущий 2: Быстрее ль то падает, что тяжелей?
И это проверить решил. . . Галилей. (слайд 4)
Учитель : (слайд 5)
О сколько нам открытий чудных, готовит просвещенье дух
И опыт сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг
А.С.Пушкин
Сейчас наши фокусники продемонстрируют опыты, связанные с Механикой, а вы ребята попробуйте их объяснить. Кто это сделает правильно, тот получит волшебный жетон.
За демонстрационный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Механика» (слайды 6, 7)
1) Падение тел в воздухе (два листка одинаковых по массе, но разных по форме).
2) Плавание тел (картофелина в обыкновенной и соленой воде).
Учитель : Спасибо нашим ученым – старшеклассникам за такие интересные фокусы, которые в физике называют опытами.
Ведущий 1: А сейчас – встречаем наших веселых загадочников!
Появляются загадочники
Ведущий 1: Привет, ребятишки!
Ведущий 2: Девчонки и мальчишки!
Ведущий 1: Хорошо ли поживаете?
Ведущий 2: Пятерки получаете ли?
Ведущий 1: Вот сейчас мы вас проверим!
Ведущий 2: Ваши знания оценим!
Ведущий 1: Мы вам загадки.
Ведущий 2: А вы нам отгадки.
Ведущий 1: Так что кто знает ответ –поднимает руку и в случае
правильного ответа получает жетон.
Ведущий 2: В конце нашего представления по количеству жетонов мы определим победителя – лучшего физика 5-6 классов.
Ведущий 1: По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.
(Волна)
Ведущий 2
: На всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет.
(Эхо)
Ведущий 1: Что с земли не поднимешь?
(Тень)
Ведущий 2: В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке,
Не торопится меньшая, но зато спешит старшая.
(Стрелки часов)
Ведущий 1: Кружится – жужжит, а падает – молчит.
(Юла)
Ведущий 2: День и ночь кричит, а голос не устает.
(Водопад)
Ведущий 1: Две сестры качались, правды добивались,
А когда добились, то остановились.
(Весы)
Учитель : Чтобы физику понять
Надо много наблюдать
Ставить опыты простые
Зрить явления любые
А осмыслишь суть - вот он
Твой физический закон.
Многие законы были открыты великими учеными в необычных ситуациях. Пример тому - открытие закона Архимеда.
Сценка Закон Архимеда
Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый
Важный предмет?
Вы все догадались - корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял немало и немного.
Сколько нужно, в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)…
И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
Гиерон: Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?
Архимед: Чистым золотом сверкает…
Гиерон: Но, ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то.
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи,
Определить?
Но корону не царапать, не пилить…
И задумался ученый:
Что известно? Вес короны.
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода –
Догадался он тогда,