Файл: Теоретико методологические основы местного самоуправления в рф.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Введение

. Теоретико - методологические основы местного самоуправления в РФ

.1 Понятие и теории местного самоуправления

.2 Законодательные основы местного самоуправления

.3 Модели организации муниципальных образований

. Территориальная организация местного самоуправления в Воронежской области

.1 Нормативно - правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления

.2 Структура муниципальных образований Воронежской области

.3 Территориальная организация муниципальных образований в Аннинском районе

Заключение

Список использованных источников

Введение
Актуальность темы исследования. Формирование в России демократического государства в качестве первостепенной задачи предполагает развитие местного самоуправления как фундамента государственного строительства. В ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении говорится о том, что местное самоуправление - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Реформирование организации местной власти в Российской Федерации показало не только жизнеспособность местного самоуправления, но и наличие больших резервов в его развитии и совершенствовании. Местное самоуправление, представляя собой сложное явление современной социальной практики, пока еще недостаточно эффективно и не всегда востребовано обществом - как самостоятельная форма народовластия.

В большинстве работ, посвященных организации местного самоуправления в России и регионах, делается акцент на решение вопросов экономической и финансовой основы муниципальных образований без должного внимания к территориальной организации муниципалитетов, к обоснованному формированию границ различных таксонов местного самоуправления. Однако, само местное самоуправление может стать по настоящему действенным инструментом разрешения местных проблем только в том случае, если имеет территориальную основу, которая служит обеспечением всех реализуемых на муниципальном уровне проектов, является по своей сути тем первичным звеном в системе взаимосвязанных условий и средств улучшения качества жизни населения местных сообществ, источником развития и повышения эффективности самой муниципальной экономики, т.е. экономического базиса муниципалитетов.


Именно поэтому проблема территориальной организации местного самоуправления со всей очевидностью превращается в первоочередную.

Актуальность ее решения обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, существующее в России территориальное деление унаследованное от СССР и механистически перенесенное в современные условия заметно ограничивает возможности реализации закрепленных за 4 местным самоуправлением полномочий;

во-вторых, осуществляемые ныне процессы реформирования местного самоуправления, разграничения прав собственности, построения новой системы бюджетного федерализма, в том числе формирования межбюджетных отношений в системе «органы государственной власти - органы местного самоуправления», существенно корректируют объем и структуру экономических ресурсов, которыми распоряжаются местные органы власти;

в-третьих, несмотря на принимаемые меры разрыв в уровнях развития муниципальных образований, функционирующих даже в рамках одного субъекта РФ остается значительным, а зачастую и возрастает;

в-четвертых, Россия приступила к масштабной реформе местного самоуправления, реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Оценка происходящих при этом изменениях в территориальной организации муниципальных образований становится необходимым условием эффективного управления процессами ее развития.

Различные аспекты данного исследования освещались в научных работах. В настоящее время разработаны концептуальные положения проводимой сегодня реформы местного самоуправления в Российской Федерации и сделаны предложения по совершенствованию регулирования соответствующих отношений между государственными и региональными органами управления.

Значительный вклад в разработку выше указанных проблем внесли:

С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, Г.В. Атаманчук, Г.В. Барабашев, О.В. Берг, Ю.С. Васютин, В.И. Васильев, Т.А. Васильева, И.В. Выдрин, А.Г. Гладышев, Н.А. Емельянов, А.А. Замотаева, А.Н. Кокотов, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, В.А. Лапина, B.C. Мокрый, И.И. Овчинников, А.И. Попов, Н.В. Постовой, А.Л. Слива, О.А. Савранская, Ю.А. Тихомиров, В.И. Фадеев, М.З. Фейгин, К.Ф. Шеремет, Е.С. Шугрина, Е.Н. Щендригин и др.

Теоретическим вопросам территориальной организации местного самоуправления посвящен ряд диссертационных исследований (О.Н. Ванеев, Н.И. Захаров, A.M. Медведев, В.И. Михайлов) и научных статей в периодической печати (В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, СП. Кузнецов, А.А. Уваров и др.).



Вместе с тем, несмотря на множество предпринятых попыток, принципы территориальной организации местного самоуправления, как совокупность основополагающих экономических и законодательных норм, изучены недостаточно. Не исследована в полной мере практика в этой сфере общественных отношений. В связи с чем возникают значительные трудности в интерпретации и реализации соответствующих норм ФЗ №131 от 06.10.2003 г., которые негативно сказываются на модернизации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Предметом исследования являются отношения, процессы и инструменты муниципального управления, обеспечивающие развитие территориальных основ местного самоуправления в Аннинском муниципальном районе Воронежской области.

Объект исследования - система местного самоуправления в Воронежской области.

Целью исследования - выявить особенности и направления развития территориальной организации муниципальных образований и предложить научно - практические меры по совершенствованию управления данным процессом.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

изучить теоретико - методологические основы местного самоуправления в РФ;

изучить нормативно - правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления;

охарактеризовать структуру муниципальных образований в Воронежской области;

охарактеризовать практическое применение территориальной организации муниципальных образований в Аннинском районе;

определить достоинства и недостатки территориальной организации муниципальных образований;

внести предложения по совершенствованию территориальной структуры муниципальных образований.

Рабочая гипотеза исследования состоит в обосновании научного предположения, что развитие основ территориальной организации местного самоуправления сопряжено с совершенствованием федерального и регионального уровней административно-территориального устройства.

Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития экономической основы местного самоуправления, совершенствования механизмов управления местным хозяйством, муниципальной собственностью.

Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь, диалектический и историко-логический, а также методы системного, компаративного, структурно-функционального, экономико-статистического анализа.


Важную роль в исследовании сыграла реализация принципа единства экономической теории, политики и практики.

Информационную базу исследования составили программные и прогнозные разработки органов государственной власти Российской Федерации, федеральные директивны и нормативные документы, законодательные (правовые) акты федерального, регионального и местного уровня, данные муниципальной статистики, текущая отчетность органов местного самоуправления городов и районов Воронежской области, фондовые материалы администрации Воронежской области, определяющие направления современной практики формирования и развития экономической основы местного самоуправления, материалы, полученные автором в региональных и местных органах власти, ресурсы сети Интернет.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

выявлены особенности формирования и векторы развития экономической и территориальной основы местного самоуправления, учитывающие изменения в институциональных условиях, механизмах формирования и использования ресурсной базы местных сообществ;

обобщен и систематизирован опыт муниципальных образований субъектов РФ по развитию территориальных основ местного самоуправления, отличающихся применением инновационных подходов, разнообразием применяемого инструментария;

установлены изменения в территориальной основе муниципальных образований Воронежской области и факторы их детерминирующие;

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии концептуальных основ управления процессами формирования и использования территориальной организации местного самоуправления, что позволяет углубить теоретические представления о направлениях и экономико-организационном обеспечении ее развития.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации, адресованные органам местного самоуправления, могут быть использованы при разработке социально-экономической политики муниципальных образований, целевых программ развития местного самоуправления.

1. Теоретико - методологические основы местного самоуправления в РФ
.1 Понятие и теории местного самоуправления

Термин «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами трактуется различно.

В частности, Леонтьев Г. определяет местное самоуправление как «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением».

Другая трактовка местного самоуправления определяет его «осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью, или которые принадлежат им по общему праву».

Существует еще ряд толкований этого понятия, но все они сводятся к следующему: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами; законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин, поскольку одной из основных целей местного самоуправления является объединение людей, превращение их в общность с близкими для каждого целями.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.