Файл: Теория и методика экологического образования детей как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 1. Дисциплина «Теория и методика экологического образования дошкольников» как наука

Лекция 1.

Тема: Теория и методика экологического образования детей как наука

Курс «Теория и методика экологического образования дошкольников» рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления экологическим образованием ребенка, воспитания у него основ экологической культуры в процессе приобщения к природе. Как система научных знаний, теория и методика экологического образования детей входит в общую, более сложную систему педагогических наук и занимает в ней относительно самостоятельное место. Содержание дисциплины строится на основе педагогической экологии, которая, ориентируясь на проблемы окружающей среды, определяет содержание и формы экологического образования, рассматриваемого в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологического кризиса. Психологические основы позволяют установить возрастные особенности детей и, соответственно, их возможности приобщения к природе, определить индивидуальное своеобразие их представлений, отношения к живому. Теория и методика экологического образования детей непосредственно входит в дошкольную педагогику, т.к. посвящена вопросам экологического образования детей в возрасте до 7 лет. Без опоры на общепедагогические основы нельзя обосновать содержание, формы и методы работы с дошкольниками.

Предмет «Теории и методики экологического образования дошкольников» – это частная методика, ее содержание и структура, которые представляют собой особую педагогическую конструкцию, а также процесс овладения детьми содержанием экологического образования при взаимной деятельности воспитателя и дошкольников.

Как наука, «Теория и методика экологического образования дошкольников» имеет два аспекта – теоретический и прикладной. К основным методологическим и теоретическим проблемам относят: предмет и методы научного исследования, цели, принципы отбора содержания, психолого-педагогические основы экологического образования. На новом этапе развития дошкольного образования изменяются и усложняются задачи методической науки. Она сосредотачивает свое внимание на корректировке целей, которые должны быть направлены на воспитание средствами природы активной, индивидуальной, творческой личности.

Целью курса «Теория и методика экологического образования дошкольников» является профессиональная подготовка компетентного специалиста по экологическому образованию детей. Главный акцент в этом отношении делается на то, чтобы дать ребенку целостное, емкое и яркое представление об окружающей его природной и социальной реальности, направить его на пути определения собственной личности, самостоятельной позиции в мире, научить его разумно строить отношения с окружающим миром и самим собой на основе идей гуманизма.


Задачи курса:

1) формировать у студентов систему современных знаний об истории, содержании и перспективах экологического образования дошкольников;

2) формировать у студентов систему знаний о теоретических основах организации и управления экологическим образованием детей;

3) способствовать освоению студентами инновационных педагогических технологий экологического образования детей, ориентированных на развитие способностей и творческого воображения каждого ребенка;

4) познакомить студентов с разнообразием технико-технологического сервиса системы экологического образования для расширения возможностей моделирования экообразовательных систем ДОУ.

Построение курса способствует освоению студентами системы умений:

1) анализировать, критически оценивать и творчески использовать программно-методическую и научную информацию в области экологического образования дошкольников;

2) ориентироваться в альтернативных программах экологического образования;

3) теоретически обоснованно отбирать содержание и адаптировать информацию адекватно возрастным и психологическим особенностям дошкольников;

4) внедрять инновационные педагогические технологии экологического образования дошкольников в разных типах ДОУ;

5) уметь критически оценивать, анализировать и перестраивать свою профессиональную деятельность в системе экологического образования;

6) анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями, уровнем обучения и воспитания детей, конкретными педагогическими условиями; 7) осуществлять дидактическую переработку и адаптацию программно-методического материала в соответствии с конкретными дидактическими и воспитательными целями;

8) формировать мотивированное поведение детей с помощью альтернативных инновационных и традиционных программ и педагогических технологий экологического образования.

Экология как методологическая основа курса «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»

Слово «экология» является модным,его употребляют к местуи не к месту, зачастую вкладывая смысл, далекий от первоначального.Такпоявились«экологиядуши»,«экологиямузыки», «экология речи» и т.п. Разные ученые также по-разному дают определение термина «экология». Поскольку экология является методологической основой курса «Теория и методика экологического образования детей», рассмотрим разные подходы к пониманию предмета изучения экологии как науки и проследим заэволюциейсамогопонятия «экология».



Термин «экология» был введен в 1868 г. профессором Венского университета Эрнстом Геккелем в труде «Всеобщая морфология организмов».

Геккель предложил название «экология» для одной из ветвейзоологии, которая изучала бы всеохватность отношений междувсеми видами живых существ и окружающей их органической инеорганическойсредой.

У истоков экологии стоят многие натуралисты и географы XVIII–XIX вв. Для развития экологии в России большое значение имеют работы К.Ф. Рулье и Н.А. Северцова. В конце XIX – начале XX вв. исследователи обращали внимание главным образом нато,как отдельные факторы(восновном климатические) влияютна динамику организмов. В это время формируется представление о сообществах, как о некоторых целостных совокупностяхвзаимосвязанныхорганизмов.Быстроразвиваласьэкологияв20–30 гг. XX в., когда Ч. Элтоном были сформулированы основные задачи изучения популяций и сообществ. Представление окомплексах организмов, связанных между собой и с окружающейнеживой средой, нашло свое отражение в появлении таких понятий, как «экосистема» и «биоценоз» К 50-м гг. формируется общая экология. Внимание исследователей переносится на изучениевзаимодействияорганизмовиструктурыобразуемыхимисистем.

В70-хгг.формируетсяэкологиячеловека,илиспециальнаяэко-логия,изучающаязакономерностивзаимодействиячеловеческого общества и окружающей среды. Во второй половине XX в., когдабылиобнаруженынеблагоприятныевоздействиячеловеканабиосферу (ставившие его перед лицом возможности экологическогокризиса),возникаетнеобходимостьпроведенияшироко-масштабных природоохранных мероприятий, возрастает практическоезначениеэкологии,происходит«экологизация»многихестественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходимым при решении производственных, научно-технических, демографическихипедагогическихзадач.

Совокупность животных и растительных организмов, располагающихся на поверхностях земного шара, определяется понятием биосфера. Заслуга целостного учения о биосфере принадлежитВ.И. Вернадскому. В его основе лежит представление о живомвеществе: живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являютсяогромнойгеологическойсилой,ее определяющей.Учение о биосфере как о единой
, определенным образом организованной динамической системе имеет важное значение. Оно оказывает огромное влияние на развитие многих наук во второй половине XX в. (прежде всего, экологии, биогеоценологии), на характер подходов к решению не только естественнонаучных проблем, но и комплекса вопросов, связанныхсвзаимоотношениямиприродыиобщества.В.И. Вернадскийразвил представление о переходе биосферы вноосферу,в такое ее состояние, когда развитие биосферы будет управлятьсяразумомчеловека.

Бурный научно-технический прогресс сопровождается существенной перестройкой окружающей нас природы, и особенно ееживого покрова. Биосфера в буквальном смысле превращается всферу разума – ноосферу.

В понимании Ю.А. Косыгина, ноосфера – это геосфера разумной деятельности людей, которая слагается из мышления и знаний. Знание выступает как основа, мышление – как метод и результат.

Экология на современном этапе развития распадается нарядвзаимосвязанныхразделов,средикоторых:

    • фундаментальнаяэкология,изучающаяструктуру,функционирование и взаимодействие биосодержащихнадорганизменныхсистем;

    • социальная экология, изучающая закономерности взаимовлиянияэкологическихиобщественных(экономических,социальных,политическихидругих) систем;

    • прикладная экология, включающая в себя промышленную, медицинскую,сельскохозяйственнуюипедагогическуюэкологию.

Расширение границ научного анализа привело к новому толкованиютермина«экология»(В.Н. Большаков.И.Д. Зверев,Б.Г. Иоганзен,Н.Н. Моисеев,И.Т. Пономарева,Н.Ф. Реймерс,С.С. Шварц). На современном этапе развития экология обязанаизучать не только связи организмов и законы функционированиянадорганизменныхсистем,ноиобосновыватьрациональные формывзаимоотношенийприродыичеловеческогообщества.Такимобразом,растетсоциальнаяроль экологическихзнаний.

Вопросы и задания для актуализации знаний

  1. Выделите этапы динамики понятия «экология».

  2. Объясните причины возрастания социальной роли экологических знаний.

  3. Напишите реферат об экологических факторах.



Лекция 2.

Тема: Использование природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики

  1. Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци о необходимости введения детей с раннего возраста в мир природы для их гармонического развития


Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. Современному педагогу полезно знать, как шло становление экологического образования детей, чтобы иметь возможность использовать в своей практике богатый, более чем двухвековой педагогический опыт. Красной нитью через педагогические учения нескольких столетий проходят идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.).

Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие экологического образования детей, был Я.А. Коменский. Он жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы. Коменский, глубоко изучая природу, предпринял попытки создать «Пансофию» – энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления следует ряд глубоких выводов:

1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразную книгу и источник для изучения не только мира природы, но и проявлений бога. Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи.

2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей свойства целесообразности, самопроизвольного движения каждой вещи к заложенному в ней богом.

Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения детей. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Коменский осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса.

Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа – дошкольное воспитание в семье, где основным педагогом является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании заключается в накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления.