Файл: Врачебнопедагогический контроль на занятиях в специальных медицинских группах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СПОРТА
(ГЦОЛИФК)»
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА, РЕКРЕАЦИИ, РЕБИЛИТАЦИИ И ФИТНЕСА
Кафедра физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им И.М. Саркизова-Серазини
РЕФЕРАТ
На тему:
«Врачебно-педагогический контроль на занятиях в специальных медицинских группах»
Направление 49.03.02- «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Исполнитель:
Студентка 5 курса заочного отделения
Дорофтей В.М.
Москва – 2023

Занятия по физической культуре со школьниками данной группы нужно проводить по особой разработанной программе в условиях обычного режима школы. В этих учебных программа содержаться специальные, многообразные методики, в которых учитывают специфику заболевания.
Большинство специалистов в физкультурном образовании считают, что в школьном возрасте у детей происходит становление и развитие основных двигательных навыков и физических качеств, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь физическое состояние и развитие у младших школьников является одним из главным фактором в подготовке физически крепкого, гармонически развитого подрастающего поколения. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент всестороннего физического развития, формируется телосложение, осанка, укрепляется здоровье, формируются различные двигательные умения и навыки.
Основной формой физического воспитания занимающихся в специальной медгруппе являются оздоровительные занятия гимнастикой. Но все же не стоит совмещать уроки здоровья, так как это значительно увеличивает дозировку общей физической нагрузки.
Занятия должны строиться и вестись по схеме: подготовительная, основная, заключительная часть. Построение занятия в медгруппе не отличается от обычных уроков физкультуры, но имеет свои принципиальные особенности.
Подготовительная часть длится примерно семь-двенадцать минут и состоит из различных общеразвивающих гимнастических упражнений, проводимых в медленном или же среднем темпе, которые обязательно должны чередоваться с дыхательными упражнениями. Нагрузку стоит увеличивается постепенно, выполняя упражнения для разных групп мышц и увеличивая количество повторений каждого движения. Упражнения выполняются с и.п.-

стоя, сидя. Не давайте слишком много новых упражнений, потому что это затрудняет работу.
Основная часть, которая длится пятнадцать- двадцать минут, предусматривает развитие адаптационных возможностей организма детей, овладение ими спортивными и прикладными двигательными навыками и развитие физических качеств: гибкости, силы, скорости, выносливости, ловкости. Важно своевременно повышать уровень физической активности, чтобы не пропустить самый благоприятный период-середину учебного года.
Характер нагрузок должен быть универсальным. Нерационально, например, увеличивать силу детей, в ущерб скорости, ловкости.
В заключительной части урока, которая длится три – пять минут, дают упражнения, восстанавливающие организм после интенсивных физических нагрузок: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и внимание. Подводя итоги урока, учитель должен давать детям индивидуальные задания на дому.
Врачебно-педагогический контроль
Является одной из основных частей в физическом воспитании школьников. Данный контроль представляет собой систему педагогических и медицинских наблюдений, обеспечивающих эффективное использование различных методов и средств в физическом воспитании, укреплении здоровья, улучшении физического развития.
Основы врачебно-педагогического наблюдения были разработаны нашими учеными.
Медицинский и педагогический контроль решает такие проблемы как:
1) оценка динамики здоровья учащихся

2) определение состояния здоровья и функционального состояния организма в целом
3) выбор эффективных методов и средств физического воспитания
4) организация реабилитационных мероприятий,
5) соблюдение техники безопасности.
В связи с решаемыми задачами, содержанием медико-педагогического контроля являются:
1) медицинское освидетельствование;
2) медико-педагогическое наблюдение непосредственно в процессе обучения;
3) медицинское и спортивное консультирование;
4) санитарно-воспитательная работа среди детей с нарушениями здоровья;
5) медицинское обеспечение спортивных соревнований;
Благодаря медицинскому контролю, вы можете выбрать средства физического воспитания, с учетом болезни школьника, определить необходимое количество занятий, специальных занятий, которые должны быть проведены до урока и после урока.
Существует несколько видов медицинского контроля, а именно: оперативный, этапный и текущий.
Оперативный контроль включает:
- оценка воздействия каждой тренировки на организм ребенка;
- определение направления и интенсивности нагрузок по уровню срочных адаптационных реакций организма;
- оценка степени достижения конкретной цели каждого тренинга;


- осуществление оперативной коррекции тренировочного эффекта отдельных упражнений и занятий в целом.
Во время оперативного контроля определяется:
- во время тренировки: температура тела, частота сердечных сокращений и дыхания, их соотношение, вентиляция легких;
- после тренировки: характеристики, отражающие усталость после нагрузки.
- изменения на электрокардиограмме, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц.
Этап контроля оценивает уровень функциональности систем и органов, которые лежат в основе производительности. Проводится в соответствии с этапами (четверть, половина) физического воспитания, их целями и содержанием. Включает в себя медицинское обследование: обследование специалистами, функциональные тесты, лабораторные исследования и инструментальные исследования. Проводится в медицинских учреждениях врачами.
Текущий контроль решает следующие задачи:
- определение соответствия режима нагрузки возможностям организма через оценку общего напряжения функционального состояния организма;
- оценка соответствия физических упражнений их плановой направленности.
С этой целью для выяснения жалоб на состояние здоровья и общего самочувствия, медицинского обследования и исследования используются следующие показатели: уровень основного обмена веществ, частота сердечных сокращений, артериальное давление, изменения в электрокардиограмме и др.
Учителя физкультуры должны знать симптомы перегрузки:

- боль или дискомфорт в груди, животе, шее или руки;
- тошнота во время или после занятия;
- появление непривычной одышки во время физических упражнений;
- головокружение или обморок;
- нарушение сердечного ритмa;
- поддержание высокого сердечного ритма после 5 минут отдыха и дольше.
Врачебно-педагогический контроль определяет состояние организма школьника на данный момент, учитывает состояние, в котором студент находился ранее.
Данные врачебно-педагогического контроля выявляют общую нагрузку на организм школьника в процессе физического воспитания на основе этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, постепенно увеличивающаяся до максимального значения в основной части урока и уменьшающаяся к концу заключительной части. Характер физиологической
Кривой зависит от стажа работы, функционального состояния и индивидуальной реакции организма на физическую нагрузку. А также имеется врачебно-педагогическая пункция за состоянием здоровья школьников.
Преподаватель обязан просматривать записи дневника самоконтроля не менее раза за две недели, а доктор – во время обследований учащихся специальных медицинских групп. Анализ показателей самоконтроля дает возможность адекватно оценить влияние данных занятий физкультурой и, в случае необходимости, вовремя его скорректировать.